Проект "Тихая ты, моя родина"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • изучение природы родного края, его географического положения, современного состояния и экологических проблем;
  • создание презентации и герба своей малой родины;
  • повышение геоэкологической компетентности учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы;
  • формирование исследовательских навыков, умения работать с географической информацией, обрабатывать её, делать выводы;
  • развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности;
  • воспитание любви к своей малой родине, бережное к ней отношение.

Задачи:

  • помочь проектантам выразить свои мысли;
  • стимулировать их поисковую деятельность;
  • консультировать исследователей;
  • организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя;
  • научить творческому поиску лучшего варианта задачи;
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта, его самореализации и рефлексии;
  • научить создавать и осуществлять краеведческий проект;
  • заинтересовать учащихся в продолжение проектной деятельности.

Тип урока: урок-презентация.

Оборудование: ПК, презентация, путевые листы, коллекция полезных ископаемых, карта Воронежской области.

ХОД УРОКА

((Приложение 1. Слайд 1)

(Музыкальное сопровождение)

1. Мотивация

Учитель: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях? Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
(Слайд 2)
Путешествия человека начинаются с порога родного дома и продолжаются до конца жизни. Сначала человек видит тропинку в саду к огороду, потом к речке, за калитку, за поворот, а там начинаются дороги во все стороны света. И всюду любознательный человек найдет много интересного…
(Слайд 3)
Мы живем в огромной стране – России.
Вы знаете, что природа нашей страны очень разнообразна.
И если хочешь узнать, чем богат тот или иной край посмотри на его герб.
Каждый элемент герба – символичен.
Мы изучили герб нашей страны,
(Слайд 4)
герб Воронежской области,
(Слайд 5)
Кантемировского района,
(Слайд 6)
других районов области…
(Слайд 7)
Перед исследователями встал вопрос, а что можно изобразить на гербе нашей местности?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос им необходимо было изучить особенности природы своего края.
Но прежде чем отправляться в путешествие по родному краю, давайте вспомним, с чего мы начали работу, назовите этапы проектной деятельности.

Ответы участников проекта: Мы выбрали проблему, собрали информацию, составили план, реализовали план – создали презентацию.

2. Этап знакомства с темой проекта, совместная постановка целей проекта

Учитель: Прежде, чем приступить к непосредственной защите проекта, узнаем, какую цель ставили перед собой исследователи.

Ответы участников проекта: Мы решили изучить природу нашего края и создать презентацию и герб своей малой родины. Нашу идею мы смогли воплотить в жизнь. Мы узнали много интересного и готовы с вами поделиться своими находками.

Учитель: Я и наши гости выступают в роли экспертов. Эксперты получают путевые листы Приложение 2 и в ходе нашего путешествия заполняют их. Если будет что-то непонятно, то вам будут заданы вопросы. В итоге будут выставлены оценки. Желаю удачи!
Итак, мы отправляемся!

3. Защита проекта

Участники проекта: Представляем вашему вниманию мини-проект «ТИХАЯ ТЫ МОЯ РОДИНА»
(Слайд 8)
– Дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашей родной земле…
(Слайд 9)
Мы находимся на территории Кантемировского района на самом юге Воронежской области. Мы соседствуем с Ростовской областью России и Луганской областью Украины. С севера, запада и востока Кантемировский район граничит с Россошанским, на востоке – с Богучарским районами Воронежской области.
(Слайд 10)
Поверхность Кантемировского района представляет собой возвышенную равнину, сильно изрезанную речными долинами, балками и оврагами. Это придаёт нашей местности (равнине) типичный волнистый характер. Самая высокая точка –около 200 метров.
Речная долина реки Богучарка лежит ниже 150 метров над уровнем моря.
Овраги – это результат деятельности текучих вод. Борьба с оврагами ведется путём высаживания защитных лесонасаждений.
(Слайд 11)
(полезные ископаемые)
Оказывается, миллионы лет назад территория Кантемировского района, как и вся Русская равнина, была ареной борьбы между морем и сушей. Поэтому у нас распространены осадочные породы морского происхождения. По большей части это глина, песок, писчий мел. Выступая над широкой зелёной поймой в виде обрывистых меловых утёсов и белых скал, эти обнажения придают особый колорит нашим ландшафтам.
(Слайд 12)
В нашей местности можно встретить осадочные породы с примесями железа. Окрашенная окисями железа глина является естественной минеральной краской. Она называется охрой и широко применяется населением для окраски стен, печей, полов.
Чтобы использовать охру для покраски, её обжигают и разводят олифой. На базе запасов охры в Журавском месторождении осуществляется промышленное производство высококачественной краски. Продукция Журавского охрового завода пользуется широким спросом и известна не только за пределами Воронежской области, но и за границей.

Вопрос эксперта: Какой источник информации вы использовали в своей работе?

Ответы участников проекта: Для того, чтобы реализовать проект нам пришлось немало потрудиться. Мы работали в библиотеке, искали необходимую информацию в Интернете, справочниках, энциклопедиях, каталогах, использовали материал нашего школьного музея.
(Слайд 13)
Наша милая речка Богучарка – природная визитная карточка нашего края!
(Слайд 14)
Изучив физическую карту Воронежской области и книгу Г.Ф. Чистоклетова « Очерки о родном крае», мы выяснили, что Богучарка – правый приток Дона, берет начало у самой границы с Украиной, в Кантемировском районе Воронежской области. Ее длина – 101 км, более половина длины приходится на территорию нашего Кантемировского района, площадь водосбора 3240 км кв. В Богучарском районе она впадает в реку Дон, самую крупную реку Воронежской области. Река течет в южной части Воронежской области. Характер течения равнинный. Тип питания смешанный: дождевой, снеговой и подземный.
(Слайд 15)

Вопрос эксперта: Назовите проблемы нашей реки Богучарка.

Ответы участников проекта: Старожилы помнят широкой пойму реки с роскошными раскидистыми вербами и высокой травой, в которой не только мальчишки, но и взрослые могли скрыться с головой, не нагибаясь. Там, где наши родители, в детстве купались, неводом ловили рыбу – теперь : камыши, камыши, камыши…
Сейчас Богучарка нуждается в срочной помощи от вполне реальной угрозы ее гибели.
В районе поселка Кантемировка ее русло уже расчистили. Может когда – то и мы увидим нашу речку красивой, полноводной.

Вопрос эксперта: А что вы, дети можете сделать для того, чтобы сохранить природу родного края?

Ответы участников проекта: Мы проводим трудовые десанты, проводим экологические акции, распространяем листовки, памятки « Поведение у водоемов» «Поведение в лесу».

Вопрос эксперта: А какой вид отдыха вы можете предложить нашим гостям?

Ответы участников проекта: Мы любим отдыхать на речке летом. У нас есть места, где можно искупаться, зимой играть в хоккей. Можно плавать на лодке, охотиться на уток, когда откроется сезон охоты. (Слайд 16)

Вопрос эксперта: Я знаю, что Юра у нас заядлый рыбак, а рыбаки любят рассказывать разные байки о своих уловах. Поделись с нами своими успехами. (Слайд 17)

Вопрос эксперта: Ребята, а в какой природной зоне мы живём?

Ответы участников проекта: Мы узнали, что наш район расположен в зоне степей, есть участки лесостепи. Растительность богата и разнообразна. Степные пространства представлены: ковылем, зверобоем, мятой, донником, клевером, ежевикой.
Степь – это безлесные пространства с травянистой растительностью с преобладанием дерновинных злаков — ковыля, типчака, а так же встречается клевер, зверобой, ежевика.
(Слайд 18)
Я нашел информацию, что в далёком прошлом наш край был значительно богаче, чем теперь. На степных травах кормились дикие тарпаны, во множестве водились косули. Постоянным обитателем лесов был лось. На реках и озёрах обычными были дикие гуси, журавли. К настоящему времени дикий мир резко обеднел.
Типичными представителями степной фауны являются сурок, стрепет, дрофа. Они обитают на уцелевших целинных участках. И сурок, и стрепет, и дрофа являются не только украшением степного ландшафта, но и имеют промысловое значение. Сурок даёт мех и целебный жир. Медлительные и несколько неуклюжие, доверчивые и добрые, эти зверьки оживляют степь. Их характерная поза – стоять столбиком на задних лапках, прижав передние к груди.
А я думаю, что настоящей царицей степей можно назвать дрофу. Это очень крупная высоконогая и длинношеяя птица, достигающая 12 и более килограммов веса. Её мясо очень вкусно, сейчас она на грани истребления. Ещё 100 лет назад можно было встретить стаи этих птиц численностью до нескольких сот. Теперь они встречаются единицами.
А вот стрепет живет только на целине.
Последние десятилетия местная фауна обогатилась ценнейшими копытными животными. Постоянными обитателями наших лесов стали лоси, кабаны, косули.
(Слайд 19)
По моему мнению, самым крупным животным нашей местности является лось.
Непревзойденной по красоте является косуля. Это маленький стремительный и грациозный олень. Кормиться часто выходит на открытые пространства. Очень любит и охотно поедает ягоды, не прочь полакомиться грибами, дикими яблоками, грушами, ест желуди.
О диком кабане бытуют различные мнения. Это довольно крупный зверь свирепого вида и очень крутого нрава. Взрослые самцы достигают до одного метра в холке. Кабан – это стадное животное. Благодаря хорошей взаимопомощи поколений в стаде это животное и выживает в нашем континентальном климате. Зимой взрослые прокладывают дороги в глубоком снегу более молодым и слабым. В логове кабаны ложатся плотно друг к другу и таким образом согреваются, экономят тепло. Кабан – это типичный обитатель дубрав, любитель желудей, кореньев.
(Слайд 20)

Вопрос эксперта: Назовите животных и растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу.

Ответы участников проекта: В Международную Красную книгу занесены: дрофа, стрепет, жук-олень, все виды соколов, шмель обыкновенный. В Красную Книгу (по Воронежской области) занесены байбак европейский и обыкновенный. (Слайд 21)

Учитель: А теперь мы подошли к кульминационному моменту нашей презентации – защите личного мини-проекта.

1-й участник проекта: Я представил свой герб в виде пейзажа на реке Богучарка. Так как наша речка – это визитная карточка нашего села. Лебеди любят тихие заводи нашей реки и являются её украшением. Я с удовольствием весной, летом и осенью люблю наблюдать за ними и фотографировать.

2-й участник проекта: На гербе я изобразил цаплю, потому что это самая распространённая птица нашей местности и камыши тоже символичны для нашей природы.

3-й участник проекта: Я решил использовать на своём гербе наши плодородные черноземы и то, что на ней выращивают: пшеницу, подсолнечник…

Эксперт: Молодцы, ребята. У каждого герб получился свой особенный, но вместе вы отобразили почти многие компоненты родной природы.

4. Этап подведения итогов по созданию проекта

Вопрос эксперта: С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над проектом?

Ответы участников проекта.

Учитель: А теперь, ребята, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему проекту в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

Учитель: Послушаем мнение экспертов о нашем проекте.

(Комментируется оценка каждого участника проекта.)

Учитель: Мои юные исследователи, работа по созданию проекта на этом не заканчивается, ведь вы хотите о мире знать, если не все, то, как можно больше, а это потребует продолжения исследовательской работы.
Нашу презентацию мы выложим на наш школьный сайт и, о вашей малой родине узнают все его посетители.

(Слайд 22)

5. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Моя малая Родина»

(Слайд 23)

Список литературы:

  1. Чистоклетов Г.Ф. Очерки о родном крае. – Рязань «Узорочье», 2003.
  2. Дорогань Л.В. Экологическое краеведение: учебное пособие. 6 класс. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.
  3. Кантемировка. По следам памяти./ сост. К. Н. Ярковая. – Воронеж, 2004.