Цели:
- совершенствовать ЗУН в оформлении предложений с прямой речью, в простом предложении и сложном;
- продолжить работу над умением работать в группе, в паре и самостоятельно;
- развивать и формировать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: карточки на листах А4 для каждой группы, задания разного уровня для каждого ученика на листе А4.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
II. Минутка чистописания.
О Й на доске
– В каком слове встречаются данные буквы? Это слово выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
– Итак, это слово?
Запишите это слово 2 раза, выделите орфограммы.
К какой группе отнесём это слово? (к словарным словам)
Кто может рассказать о рождении слова? (можно дать задание детям)
(В древние времена к именам властных, именитых людей добавлялось ещё слово старый, в значении почитаемый, уважаемый. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. Из-за быстрого неотчётливого проговаривания от него оставался только слог ста.
Слово пожалуй в далёкие времена имело значение «награди меня твоей милостью». От этих двух слов, существовавших в древнерусском языке, и образовалось ныне «волшебное слово» – пожалуйста.)
– Кто часто применяет это волшебное слово и чувствует его силу?
– К какой группе отнесём слово? Продолжим словарную работу.
III. Словарная работа. Диктант «Наоборот».
– Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное.
Если я назову имя прилагательное, то вы запишите однокоренное имя существительное.
Например, берёза – вы берёзовый, десертный – вы десерт. 1 ученик у доски
Карнавальный, цитата, решительный, коридорный, фантастика, тревожный, алмазный.
(Карнавал, цитатный, решение, коридор, фантастический, тревога, алмаз).
Взаимопроверка на местах. Выставление оценок карандашом на полях.
– У кого ни одной ошибки?
– У кого 1-2 ошибки?
Вывод: повторять написание словарных слов
IV. Проверка домашнего задания.
– Какие цитаты вы записали в виде предложений с прямой речью?
– Кто воспользовался школьными цитатами? Молодцы, спасибо!
(Ребята находили цитаты и записывали их в виде предложений с прямой речью. Это творческая домашняя работа – оценка фиксируется в журнал)
V. Сообщение темы и целей урока.
– Прочитайте тему урока.
– Как вы её понимаете?
– Что для этого нужно?
– Сформулируйте цели урока. (Уметь различать простые предложения от сложных и от предложений с прямой речью)
– Скажите, мы с вами на данном этапе сможем осилить такую работу?
VI . Работа в группах.
На столах у ребят лежит лист А4, на котором записаны 4 группы предложений с определёнными заданиями (приложение 1) и бланк правильных ответов у учителя или на доске (приложение 2).
– Как вы думаете, сколько времени вам необходимо для этой работы?
Посмотрим, какая группа справится быстрее и правильно выполнит задание!
(Вспомните правила работы в группе).
– Начинаем работу! Время пошло!
Проверка на месте. При необходимости объяснение выбора предложений.
№1 – 2, 3, 5, 6, 9
№2 – 2, 3, 6, 7, 8
№3 – 2, 3, (6, 7, 8)
№4 – 2, 4, 6, 8, 10
– Какая группа выполнила работу без ошибок? Молодцы!
– Какой вывод можно сделать?
– На что обратить внимание?
– Поставьте оценку внизу справа. Запишите по 1 предложению с каждой группы.
Вывод:
1. – Какие знаки препинания мы поставим в простом предложении?
– Когда ставится «,» между однородными членами? (если они соединены без помощи союзов)
– Когда не ставится «,» ? (если однородные члены соединены одиночным союзом а, и, но)
2. – Какие знаки препинания в сложном предложении ставятся, а какие – нет?
(в любом случае ставится запятая)
3. – Какие знаки препинания в предложениях с прямой речью?
– Молодцы! А теперь попробуем свои силы в самостоятельной работе с дальнейшей проверкой!
VII. Физминутка.
Я буду называть глаголы 2 лица ед. числа и мн. числа.
Если я назову глаголы 2 л. ед.ч. – вы приседаете и делаете хлопок.
Если я назову глаголы 2 л. мн.ч. – то вы делаете 2 хлопка над головой.
Пляшешь | пляшете |
Спишь | спите |
Меняете | меняешь |
Любишь | любите |
Взлетаете | взлетаешь |
Сердишься | сердитесь |
Дружишь | дружите |
VIII. Самостоятельная работа. Графический диктант.
– Я читаю первое предложение. Вы на слух определяете, какое это предложение. Я читаю второй раз, вы – составляете схему предложения. (Предложения зачитываю с учебника 4 кл. 1 ч. упр. 99)
В конце самопроверка! (стр. 141, учебник 4 кл.1 ч. Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева)
- На конверте Лиля написала большими буквами: «Передать Никите». (Л.Н., Толстой)
- Женя взяла с тарелки яблоко, отошла в угол, постояла у окна, потом расстегнула футляр аккордеона. (А. Гайдар)
- Мама даже не дослушала его.
- Она сказала: «Всякой ерундой занимаешься! Лучше бы уроки учил!»
- «Коля!» – окликнули его. (В. Крапивин)
- В леса – чудеса мы поедем с тобой, там бродит у озера лось голубой. (Г. Сапгир)
– Кто поставил себе 5, 4?
Вывод: Надо быть более внимательными и учить правило (повторить).
IX. Работа в паре.
– На столе и на доске схемы предложений, в которых допущены ошибки (приложение 3). Исправьте ошибки в схемах, листочки подпишите! Проверка. Оцените свою работу.
X. Итог урока.
– Справились с задачей урока? Кому было трудно? Кто доволен собой? Оценки.
– Чем отличаются предложения с прямой речью от сложного предложения?
- Грамматической основой
- Знаками препинания.
Спасибо за работу, ребята!
XI. Разноуровневое задание на дом.
(3 уровня) Приложение 3
На столе 3 листочка с заданиями разного уровня. Рассчитайте правильно свои силы!
Подпишите листок, начните работу.
Дома выполните до конца.