Спектакль рождается здесь и сейчас

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Помочь детям свободно почувствовать себя на сцене, вжиться в роли, помня основное театральное требование: «Спектакль рождается здесь и сейчас».

Задачи:

  1. Углубить знания о требованиях к театральному искусству: помнить сверхзадачу, партитуру действия своего персонажа, сохранять бдительность – неотрывное внимание.
  2. Совершенствовать навыки работы на сцене без суфлера (импровизационные).
  3. Развивать память и естественность поведения на сцене («Чем правдивее, тем театральнее») с помощью логики действия: «Зачем актер идет на сцену?» «Почему так поступает герой?».
  4. Воспитывать высокую требовательность к собственному исполнению.

Термины: Логика действия, оправдание, партитура действия, сквозное действие, сверхзадача спектакля, сверхзадача роли, импровизация.

Занятие ведется «за круглым столом» и на сцене, с текстом, близким к авторскому.

Ход занятия.

1. Сообщение педагога:

На огромном опыте театральной работы актеры и режиссеры, и первый – К.С. Станиславский, пришли к выводу, что спектакль интересен тогда, когда зритель имеет возможность наблюдать, как рождаются мысли, чувства, поступки героев. Отсюда возникла формула – требование к спектаклю: «Спектакль рождается «здесь, сейчас и сию минуту». Актер, конечно, должен помнить слова роли, но они должны «рождаться» на глазах у зрителей - требование естественности: «чем правдивее, тем театральнее». Вспомните знаменитое восклицание К.С. Станиславского: «Не верю!».

Как же добиться естественности поведения?

В первую очередь, при помощи логики действия, осознанности его. В каждой мизансцене актер должен помнить, зачем он вышел на сцену, т.е., помнить задачу своего сценического поведения в обстоятельствах художественного вымысла.

Сегодня мы и постараемся сформулировать задачи каждого персонажа и выстроить партитуру его действия.

Во-первых, я попрошу вас коротко пересказать содержание пьесы, так как его должен хорошо знать каждый актер для установления своего места в действии, понимания своей сверхзадачи.

2. Пересказ содержания, формулирование сверхзадачи спектакля (Илья Смекалин):

Старый актер Михайло Лисичкин отправлен в отставку. Его дочь Верочка в отчаянии – она всю жизнь мечтала о театре, а теперь отец собирается выдать ее замуж за отставного прапорщика Ушицу и поселить в деревне.

Верочка вступает в борьбу за счастье: она решает опротиветь жениху до свадьбы. В образе цыганки предсказывает Ушице смерть от третьей жены, а в роли деревенского парнишки-посыльного передает «жениху» любовное послание к ней самой... Назревает скандал жениха с отцом, но Верочка убеждает Аркадия Назарыча проявить благородство и благоразумие.

Ушица предлагает руку и сердце Катюше – служанке в доме Лисичкиных.

Верочка получает приглашение играть в театре. Актерская династия продолжается!

Педагог: Скажите, какова, по-вашему, сверхзадача спектакля?

Ученики: Убедить зрителей, что за счастье нужно бороться. Это истина на все времена, в том числе, она относится и к нашему времени.

3. Беседа «Зачем актер идет на сцену?» (Задача сценического поведения актера в обстоятельствах художественного вымысла).

Педагог: Мы постараемся сегодня проследить партитуру каждой роли,

установить сверхзадачу каждого персонажа.

Итак, первым на сцене появляется Михайло Лисичкин. Где он находится? Зачем произносит свой монолог? Чего хочет добиться?

Ученик (Рифат Ишкарин): Старый актер возвращается из театра домой, ужасно расстроенный, выбитый из колеи. Его монолог – это жалоба на несправедливость судьбы, несправедливость театральной дирекции: он – в отставке! А как его раньше встречала публика!

Партитура действий Лисичкина в 1-й сцене

(вспоминаются словесные и физические действия, отмечаются глаголами):

  • жалуется, мечется, рассматривает театральные костюмы;
  • ищет выход, останавливается, задумывается;
  • находит выход: выдать дочь замуж и уехать;
  • сожалеет о несостоявшейся театральной карьере дочери;
  • решает, что иного выхода нет;
  • сообщает Верочке о своем решении;
  • не принимает возражений дочки;
  • по-отцовски приказывает подчиниться.

Сверхзадача Лисичкина – найти выход из трагической ситуации, обеспечить счастливое будущее любимой дочери.

Педагог: Вот ответ на вопрос: «Зачем? Почему так ведет себя герой?».

Вспомните термин «оправдание». Эту логику действия (партитуру действия) и должен помнить исполнитель, чтобы свободно себя чувствовать на сцене.

Проигрывание мизансцен с Лисичкиным. Отзывы:

- Мне понравилось, что Михайло Васильевич перед уходом поиграл с тростью – продемонстрировал дочери свою непреклонность, решимость.

- Он не поддается ударам судьбы, не привык отступать перед трудностями – активно ищет выход из положения.

Педагог: Молодцы! В вашей игре почувствовалась «правда жизни». Слова «рождались» в ответ на реплику партнера, и Рифат удачно сымпровизировал.

А теперь попросим исполнительницу роли Верочки рассказать о своей героине.

Рассказ юной актрисы (Ольги Шумиловой:

Мне кажется, Верочка похожа на Вареньку Асенкову, актрису Александринского театра, блиставшую в водевилях в 1-й половине 19 века. Я прочитала о ней в энциклопедии.

Высокая, стройная, грациозная, Варвара Асенкова обладала и музыкальным, и драматическим талантом. Ее героини были простодушны и обаятельны, кокетливы и наивны. В репертуаре Вареньки были две шекспировские роли – Корделия в «Короле Лире» и Офелия в «Гамлете»; играла она и Софью в «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Варвара Николаевна Асенкова умерла рано, в 24 года.

Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение «Памяти Асенковой», в нем есть такие строки:

Я помню: занавесь взвилась,
Толпа угомонилась –
И ты на сцену в первый раз,
Как светлый день, явилась...

Я очень люблю свою героиню, Верочку, и постараюсь хорошо передать ее образ.

Сверхзадачу героини я вижу в стремлении добиться своего:

освободиться от навязанного папенькой, нелюбимого жениха и стать актрисой.

Педагог: Верно. Спасибо за интересный рассказ. Так зачем же появляется на сцене Верочка в первых явлениях?

Ученица: Верочка вбегает в гостиную из своей комнаты, чтобы поделиться с папенькой радостью: она получила письмо от двоюродного брата, который одобряет ее страсть к театру, но тут она узнает о его отставке и планах относительно ее замужества!.. Верочка вступает в борьбу!

Партитура действий Верочки:

  • делится воспоминаниями с папенькой;
  • произносит монолог Джульетты;
  • удивляется разбросанным вещам;
  • сопротивляется решению папеньки;
  • пытается отговорить его;
  • рыдает в отчаянии;
  • жалуется Катюше;
  • решает заставить жениха отказаться от нее;
  • просит Катюшу помочь;
  • радуется ее согласию - предвкушает победу;
  • танцует с Катюшей;
  • убегает, чтобы переодеться и предстать перед женихом в образе цыганки.

Проигрывание мизансцен с Верочкой. Отзывы:

  • У Оли хорошо прозвучал монолог Джульетты.
  • Плакала Верочка натурально!
  • Мне понравилось, как Верочка обняла на радостях Катюшу.

Педагог: Да. Верочка была обаятельна!

Скажи, Оля, легче было играть, вспоминая партитуру роли, помня задачи поведения на сцене? Хорошо. Значит, мы на правильном пути!

Расскажите теперь, что вы думаете о Катюше. Зачем она появляется на сцене и как ведет себя?

Исполнительница роли (Яна Гулей):

Катюша прибегает на зов хозяина, она ведь служанка в доме Лисичкиных. Когда узнает о трагических событиях, сочувствует и старому актеру, и Верочке. Горячо берется помочь своей подруге. По характеру эта девушка смелая, решительная, находчивая, веселая.

Сверхзадача Катюши – спасти свою юную госпожу-подругу от нежеланного брака.

Партитура действий Катюши:

  • удивляется, что Лисичкин не идет в театр;
  • сочувствует Верочке, успокаивает ее;
  • заверяет в верности;
  • обещает помочь;
  • рассказывает о своем характере;
  • сообщает о появлении Ушицы;
  • договаривается с Верочкой проучить жениха;
  • танцуют, веселятся, шепчутся с подругой;
  • оставшись одна, рассуждает о несправедливости;
  • уносит собранные вещи, чтобы почистить;
  • -возвращается с самоваром – выполняет приказ хозяина.

Проигрывание мизансцен с Катюшей. Отзывы:

- По-моему, у Яны очень естественно прозвучали слова негодования по отношению к старым женихам.

- А мне понравилось, как естественно Катюша рассуждала и собирала разбросанные вещи...

Педагог: Верно. Есть такое правило в театре: «От правильности ощущения – к правильности действия». Яна действовала очень правдоподобно, в ее игре ярко проявился темперамент героини, независимый характер Катюши.

Наконец, расскажите об Ушице. Зачем появляется на сцене Аркадий Назарович?

Исполнитель роли (Гапошко Костя):

Аркадий Назарович Ушица – герой Отечественной войны 1812 года.

Он приходит в дом к старому другу, однополчанину, с которым они вместе били французов под Москвой, чтобы встретиться с его дочкой, своей невестой, и посвататься к ней официально. Он полон надежд на личное счастье, держится бодро... Но обаяние Катюши его не оставляет равнодушным.

Партитура действий Ушицы:

  • представляется;
  • танцует с Катюшей;
  • вспоминает, что он жених, спохватывается;
  • спрашивает о хозяевах;
  • усаживается подождать;
  • делится своими намерениями;
  • рассказывает о прежних двух женах;
  • негодует на уговоры Катюши отказаться от них;
  • признается, что влюблен по горло;
  • ревнует к Александринке;
  • радуется ошибке – это же театр!;
  • требует позвать невесту;
  • намеревается разузнать все у цыганки.

Сверхзадача Ушицы – стать счастливым в новом браке.

Проигрывание мизансцен с Ушицей. Отзывы:

- Интересно у Кости получается переход Ушицы от одного настроения к другому: то радуется встрече с Катюшей, то строго приказывает ей позвать Верочку; то пугается, узнав о любви Верочки, то смеется, что приятно ошибся – любит-то она театр!

- Голос у Кости подходит к роли: настоящий командирский!

Педагог: Мне тоже понравилась игра Кости! Ушица – настоящий гусар в прошлом!

Сегодня вы не ошибались, вели смело роли, потому что заменяли слова близкими по смыслу – следовали партитуре действия. Вы согласны, что партитуру запомнить гораздо легче, чем каждое слово роли? Партитура роли во всей пьесе – передает сквозное действие героя. Если актер хорошо знает сквозное действие своего персонажа, он будет держаться уверенно, ему не понадобятся суфлеры, роль будет рождаться на глазах у зрителей, «здесь и сейчас», к чему мы и стремимся.

Тогда вам будет легко приблизиться и к авторскому тексту – а это очень важно, ведь речь героя, написанная мастером слова, передает и характер персонажа, и колорит времени. Зритель забывает, что смотрит спектакль, он «верит».

Потрудились сегодня плодотворно. Молодцы.

Задание на дом: Ни один актер не может обойтись без самостоятельной работы наедине с собой.

К следующему занятию

Каждому актеру нужно составить партитуру сквозного действия и прочитать ее товарищам перед репетицией, а затем – проиграть!

Спасибо за работу! Все свободны.

Спектакль театра - студии «Мечта» «Дочь русского актера» по пьесе П. Григорьева участвовал во внеконкурсном показе на 8 Международном фестивале «Я – мал, привет!»

Занял 1 место на городском фестивале «Радуга – 2011»


Михайло Васильевич Лисичкин (Рифат Ишкарин)


Верочка (Ольга Шумилова) и Катюша (Яна Гулей)


Верочка-Цыганка (Ольга Шумилова) и Аркадий Назарович Ушица (Константин Гапошко).


Катюша (Яна Гулей) и Аркадий Назарович Ушица (Константин Гапошко)