Во все времена учащиеся относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Так как многие считают ее чем-то искусственным, чуждым для человека, а иногда и страшным. На своих уроках я стараюсь спроектировать положительные моменты влияния химии на человека. Не запугивая его страшными последствиями воздействия химических веществ, а наоборот, раскрывая положительную сторону познания химической науки и умение использовать свои знания во благо. В решении данной проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительного эффекта я достигаю благодаря взаимосвязи химических веществ с жизнью человека, а также использования информационных технологий (ИТ). ИТ дают возможность сделать подачу изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным; позволяют проводить простое и эффективное тестирование учащихся; организовать самостоятельную работу учащихся со справочным материалом. Все достоинства (ИТ) я применила на своем уроке «Карбоновые кислоты».
Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить с получением карбоновых кислот;
- раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа;
- изучить классификацию, гомологический ряд одноосновных карбоновых кислот, номенклатуру;
- познакомить с физическими свойствами одноосновных карбоновых кислот, применением.
Воспитательные:
- показать учащимся ведущую роль теории в познании практики;
- сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- расширить мировоззрение в связи с изучаемой темой.
Развивающие:
- развить логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации;
- развить познавательную активность, творческую деятельность и интерес к предмету;
- способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;
- развивать умение выделять главное, существенное.
Планируемые результаты:
Знать:
- определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты»;
- общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот;
- физические свойства, нахождение в природе и применение муравьиной (метановой), уксусной (этановой) и других кислот в жизни и на производстве;
- состав, особенности строения и нахождение в природе олеиновой и линолевой, пальмитиновой и стеариновой кислот;
- правила составления названий карбоновых кислот в соответствии с международной номенклатурой;
- способ получения карбоновых кислот – окисление альдегидов.
Уметь:
- характеризовать особенности строения карбоновых кислот (наличие карбоксильной группы, связанной с углеводородным радикалом или атомом водорода);
- составлять структурные формулы изомерных карбоновых кислот по заданной молекулярной формуле;
- называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Дидактическое оснащение: учебник О.С. Габриелян, минитренажер.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- проблемные
- научные
Структура урока:
п/п | Наименование структурного элемента урока | Ориентировочное время, мин. |
1 | Организационная часть. | 1-2 |
2 | Сообщение темы, плана, постановка цели. | 2 |
3 | Актуализация опорных знаний учащихся. | 10 |
4 | Изучение и усвоение нового материала. | 15 |
5 | Закрепление изученного материала | 5 |
6 | Домашнее задание | 3 |
7 | Презентация учащихся | 5 |
8 | Подведение итогов. | 2 |
Ход урока
I. Организационная часть.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку, порядка в группе.
II. Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно и сопровождается показом на интерактивной доске.
Карбоновые кислоты
План урока:
- Получение карбоновых кислот:
- окислением альдегидов.
- окислением первичных спиртов.
- Общая формула и особенности строения карбоновых кислот.
- Классификация карбоновых кислот.
- Гомологий ряд, номенклатура, изомерия, карбоновых кислот.
- Физические свойства муравьиной и уксусной кислот.
- Применение карбоновых кислот.
III. Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.
Опрос состоит из трех этапов:
- Проверка домашнего задания.
- Блиц-опрос.
- Опрос у доски.
Проверка домашнего задания проводится с использованием минитренажера. /Приложение 1/
Опрос у доски – желающие записывают на доске ответы на следующие вопросы:
- Общая формула альдегидов
- Окисление альдегидов
- Реакция «серебряного зеркала».
Блиц-опрос
- Как называется функциональная группа альдегидов?
- как называется функциональная группа спиртов?
- Формальдегид – дайте ему еще два названия.
- Уксусный альдегид – дайте ему два названия.
- Его водный раствор называют формалином.
- О каком веществе идет речь : бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде, ядовит.
- Его используют для производства пластмасс, ацетатных волокон, уксусной кислоты.
- Назовите качественные реакции на альдегиды.
- Его применяют для производства медицинских препаратов.
IV. Изучение и усвоение нового материала.
Цель: сообщение учащимся нового материала.
Изучение нового материала проводится по плану, который преподаватель сообщил учащимся.
Получение карбоновых кислот. /Слайды 3-4/
Задаю вопрос: как называется класс веществ, образующихся при окислении альдегидов? Учащиеся отвечают на вопрос и записывают, сначала в общем виде уравнение реакции, а затем с конкретными примерами.
Схема реакции: RCOH + O → R – COOH + H2O
Пример: H COH + O → HCOOH + H2O
Муравьиный альдегид Муравьиная кислота
Таким образом, каждый учащийся получает свою кислоту, и записывает в тетради ее получение.
Общая формула и особенности строения кислот. /Слайд 5/
Предлагаю проанализировать общую формулу кислот и определить, какие две группы входят в состав их молекул. Рассказываю, что группу - СООН называют карбоксильной группой, так как она образована карбонильной и гидроксильной группами. Объяснение материала сопровождается показом слайдовой презентации на интерактивной доске. Что дает учащимся дополнительные преимущества в запоминании материала.
Формулируем определение понятия «карбоновые кислоты». /Слайд 6/
Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу – СООН, связанную с углеводородным радикалом.
Учащиеся записывают общую формулу и определение карбоновых кислот.
Классификация карбоновых кислот. /Слайды 7-10/.
Объясняю, кислоты можно классифицировать по характеру углеводородного радикала и по основности – числу карбоксильных групп.
А) По характеру углеводородного радикала
R – COOH, где R
- предельный (С – С)
- непредельный (С = С)
- ароматический (С6Н5-)
Примеры карбоновых кислот:
Предельные кислоты
СН3 – СООН уксусная кислота
СН3 – (СН2)7 – СН2 – СН2 - (СН2)2 – СООН
С17 – Н35 - СООН стеариновая кислота
Непредельные кислоты
СН3 – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 –СООН
олеиновая кислота С17Н33 – СООН
Ароматические кислоты
С6Н5 - СООН
бензойная кислота
Б) Классификация карбоновых кислот по количеству функциональных групп
Одноосновные
СН3 – СН2 – СООН пропионовая кислота
Двухосновные
НООС – СООН щавелевая кислота
Многоосновные
лимонная кислота
Учащимся предлагается сравнить радикалы в кислотах и проанализировать, чем они отличаются. Назвать продукты питания в которых находятся данные кислотй.
Гомологический ряд/Слайд 11/.
С целью актуализации знаний учащимся задаю вопросы:
- Какой ряд называют гомологическим?
- Что такое гомологическая разница?
- Затем предлагаю самостоятельно заполнить таблицу, показанную на экране:
Номенклатура органических кислот
Отмечаю, что все правила составления названий веществ, рассмотренные ранее, сохраняются и для карбоновых кислот. Добавляется новое правило в названии используется суффикс – ов, и окончание – ая и слово «кислота».
Учащиеся записывают правила названий кислот в тетрадь.
Рефлексия.
На интерактивной доске написаны несколько веществ и учащимся предлагается их назвать по всем правилам систематической номенклатуры. /Слайд 12/.
Изомерия карбоновых кислот /Слайд 13/.
Ответ на этот вопрос начинаем с обсуждения:
- с какой из карбоновых кислот возможно существование изомеров?
- какие виды изомерии вы знаете?
- как вы думаете, какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот?
- как называют такой тип изомерии?
СН3 –СН2 – СН2 - СООН масляная кислота
2-метилпропионовая кислота
СН3 – СОО – СН3 метиловый эфир уксусной кислоты
СН3 – СН2 – СООН пропионовая кислота
Физические свойства муравьиной и уксусной кислот. Применение.
Изучения материала начинаю с вопроса:
- В каких агрегатных состояниях находятся карбоновые кислоты при обычных условиях?
- С какими кислотами вы встречались в жизни и на практике?
Затем обращаю внимание ребят к работе с учебником, даю определенное время на изучение физических свойств.
План работы сообщаю устно:
- прочитайте в учебнике о физических свойствах и применении кислот;
- выпишете основные положения
На это задание отводится не более 2-3 минут.
На экране показываются возможности применения одной из кислот, и учащимся предлагается, определить о какой кислоте идет речь, и прокомментировать свой ответ.
Применение карбоновых кислот/Слайд 13-14/.
(О какой кислоте идет речь?)
- Производство органических соединений;
- производство искусственных волокон, тканей;
- при крашении;
- кожевенное производство;
- консервирование;
- приправа к пище (3-5% -й раствор).
- 70-80% раствор, называют «уксусной эссенцией».
Опасно при попадании на кожу, поэтому необходимо соблюдать меры безопасности при работе с этой кислотой.
V. Закрепление пройденного материала.
Я провожу с помощью интерактивного метода. (слайд 17-21). Это позволяет сэкономить время. На экране даются два варианта по пять вопросов и возможно правильные ответы. Заранее проговариваю, чтобы не было ни каких исправлений, каждое исправление будет считаться ошибкой.
Далее на экране появляются правильные ответы, учащиеся сами себя проверяют и оценивают свои знания. Таким образом, каждый знает все свои «плюсы» и «минусы», над которыми им необходимо поработать дома.
VI. Домашнее задание.
/Слайд 23/.
- Учебник О.С. Габриелян стр. 96/92, упр. 5;
- Проработать конспект;
- Составить все возможные изомеры пентановой и бутановой кислот и назвать их.
- Подготовить сообщения «Высшие карбоновые кислоты, содержание в продуктах, применение в пищевой промышленности».
VII. Презентация учащихся по теме «Карбоновые кислоты в жизни и на производстве».
/Слайд 24-32/.
Задание учащимся было дано заранее. Учащиеся подготавливают проект под руководством преподавателя (приложение 2). При проведении презентации они не только комментируют слайды, но и задают вопросы ребятам в группе, в результате, обучающийся процесс, складывается так, что преподаватель находиться как бы сторонним наблюдателем, изредка только регулируя и корректируя ответы ребят.
В заключение учащееся сами подводят итоги: /Слайд 33/.
Карбоновые кислоты:
- Придают продуктам определенный вкус.
- Могут накапливаться в продуктах, при хранении вызывая их порчу, (прокисание молочных продуктов).
- действием: бензойная, сорбиновая - удлиняют сроки хранения брусники и клюквы, применяются в качестве консервантов в пищевой промышленности; салициловая – оказывает лечебные свойства малины при простудных заболеваниях.
- Высшие карбоновые кислоты входят в состав жиров.
VIII. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
Цель: дать общую характеристику работы группы, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.
Преподаватель выставляет оценки, отмечает работу наиболее активных, благодарит учащихся за урок.
Литература:
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учереждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007.
- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб.для общеобразовательных учереждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007 – 314 с.
- Органическая химия, в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е.Остроумова / учеб. для общеобразовательных учереждений. 2005 г. – 399 с.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод.пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М. : Дрофа, 2008. – 222 с.
- Матюхина З.П.., Королькова Э.П. /Товароведение пищевых продуктов: Учеб. Для нач. проф.образования. – 2004.- 272с.