Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника

Разделы: Работа с дошкольниками


Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

  1. В последнее время в нашей жизни произошли сложные противоречивые события: отошли в сторону известные праздники, появились новые;
  2. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика;
  3. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением;
  4. На второй план отходят доброта, забота, милосердие, стремление к духовности;
  5. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин;
  6. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение;
  7. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Цель моей работы: Воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу и семье. Приобщение детей к истокам народной культуры.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поставив задачу приобщить своих воспитанников к русской национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько – велик к этому интерес детей.

Исходя из моего опыта работы в данном направлении, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Я считаю, что задача педагогов и родителей пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Работу по патриотическому воспитанию я веду в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым и эстетическим воспитанием, при этом учитывая возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Учитывая возрастные особенности детей, я широко применяю игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей.

В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников

детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада.

Так как дошкольникам интересно познавать новое через игру. Для успешной работы по воспитанию патриотизма у детей старшего возраста я использую игровые пособия «Климатические зоны планеты Земля», а вместе с родителями на практических занятиях обогащаем данные зоны новой атрибутикой – изготавливаем макеты домов, транспорта и других социальных объектов. (Прил. №1,2,3,4)

Создан и разработан перспективный план «Воспитание патриотизма старших дошкольников через труд железнодорожника» (Прил.№ 5)

По разработанному плану ведётся работа. (Прил.№ 6,7)

Методическая литература:

  1. Е.К.Ривина «Государственные символы России» г. Москва 2009г.
  2. М.Д.Маханёва «Нравственно патриотическое воспитание детей» АРТИ 2004г.
  3. Е.Соловьёва, Л. Царенко «Наследие» г.Москва, Обруч 2011 г.
  4. Г.Я. Кудрина, Р.В. Примакова, В.Д. Водова «Формирование у детей духовности и патриотизма средствами народной культуры» г.Братск 2005г.
  5. Т.Н.Сташкова, Л.Н.Шеболдина «Мы – будущие железнодорожники» Москва изд-во «ГНОМ и Д» 2007г.

Приложения 1-4

Приложения 5-7