Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
- В последнее время в нашей жизни произошли сложные противоречивые события: отошли в сторону известные праздники, появились новые;
- Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика;
- Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением;
- На второй план отходят доброта, забота, милосердие, стремление к духовности;
- А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин;
- В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение;
- Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.
Цель моей работы: Воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу и семье. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поставив задачу приобщить своих воспитанников к русской национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько – велик к этому интерес детей.
Исходя из моего опыта работы в данном направлении, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Я считаю, что задача педагогов и родителей пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Работу по патриотическому воспитанию я веду в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым и эстетическим воспитанием, при этом учитывая возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Учитывая возрастные особенности детей, я широко применяю игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей.
В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников
детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада.
Так как дошкольникам интересно познавать новое через игру. Для успешной работы по воспитанию патриотизма у детей старшего возраста я использую игровые пособия «Климатические зоны планеты Земля», а вместе с родителями на практических занятиях обогащаем данные зоны новой атрибутикой – изготавливаем макеты домов, транспорта и других социальных объектов. (Прил. №1,2,3,4)
Создан и разработан перспективный план «Воспитание патриотизма старших дошкольников через труд железнодорожника» (Прил.№ 5)
По разработанному плану ведётся работа. (Прил.№ 6,7)
Методическая литература:
- Е.К.Ривина «Государственные символы России» г. Москва 2009г.
- М.Д.Маханёва «Нравственно патриотическое воспитание детей» АРТИ 2004г.
- Е.Соловьёва, Л. Царенко «Наследие» г.Москва, Обруч 2011 г.
- Г.Я. Кудрина, Р.В. Примакова, В.Д. Водова «Формирование у детей духовности и патриотизма средствами народной культуры» г.Братск 2005г.
- Т.Н.Сташкова, Л.Н.Шеболдина «Мы – будущие железнодорожники» Москва изд-во «ГНОМ и Д» 2007г.