С детьми раннего возраста я работаю семнадцать лет. С опытом работы я поняла, что для успешного овладения любой практической деятельностью, служит сенсорное развитие. Ведь оно является основой познания мира. Поэтому в своей работе я выбрала это направление.
Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления работы:
- Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов).
- Обучение способам обследования предметов.
- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
Составлены:
- Перспективный план работы по предметно- игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
- Рекомендации воспитателям по сенсорному развитию в старшем дошкольном возрасте.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, предметов, при работе с мозаикой, рисованию красками. Если движение пальцев ребенка соответствует возрасту, то его речевое развитие находится тоже в пределах нормы, На третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. К концу периода младенчества у ребенка формируются практически все свойства восприятия. Благодаря возможности перемещаться в пространстве дети учатся видеть предмет под разным углом и узнавать его в разных сочетаниях. Именно тогда появляются первые сенсорные эталоны, то есть постоянные образы окружающих предметов, с которыми в последствии малыши соотносят новые объекты окружающего мира.
Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста я делаю на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. Постоянно работаю над организацией предметно развивающей среды, которая способствует всестороннему развитию детей раннего возраста. В группе много игр и пособий, сделанных своими руками. Всю работу невозможно было провести без помощи родителей, они у нас в группе первые помощники. Так вместе с родителями мы сделали:
“Сухой дождь”
В светлой комнате, пройдя сквозь разноцветные “струи” ребенок оказывается в сухом душе. Разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды, Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь телом, Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию восприятия пространства.
Сенсорная тропа для ног
Дети встают на сенсорную тропу, дорожку, к которой крепятся разнообразные “кочки–мешочки”, “пуговицы”, “камешки” Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.
Ходьбу по сенсорной тропе используем для развития движений и профилактики плоскостопия.
Постепенно надо усложнять упражнения для ног: взять несколько подносов, в один из них налить немного воды, в другой насыпать крахмал или соду, в третий положить ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль. Предложить ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросить, что он при этом чувствует. Повторить хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочинить историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным.
Разноцветные прищепки
Разноцветные прищепки формируют у ребенка перцептивные действия по обследованию окружающих объектов (рассматривание, ощупывание), учат захватывать предмет в руке, а также выполнять действия с предметами, развивают движения кистей и пальцев рук, развивают зрительно – двигательную координацию.
Погремушка из бутылок
Из небольших пластиковых бутылок можно сделать погремушки. Чистые и сухие бутылки, наполнить разными материалами: мелкими камушками, горохом, песком, крупой, монетками и плотно закрыты крышками, чтобы малыш не смог открыть их.
Получаются интересные погремушки, издающие разные звуки, разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрыте в них свойств.
Игры с песком и водой
Все дети любят играть песком и водой. Для таких игр придумано много игрушек: формочек, совочков, ведерок для игры в песочнице. Кроме этого меня заинтересовали специальные столики – они разделены на 2 части – одна для песка, другая для воды. Дети с удовольствием грают в такой песочнице. Самые маленькие просто пересыпают песок, пропускают его через пальцы, трогают ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
Пересыпаем песок из одной емкости в другую.
"Норки" – делаем норки для зверушек.
"Прятки" – закапываем предметы в песок и находим их.
Разыгрываем сказки на песке – "Посадил дед репку...".
Рисуем палочками и пальчиками дорожки и следы.
Лепим руками.
На занятиях с предметами и орудиями для игр с водой я использую совочки для вылавливания различных предметов. Предлагаю детям разные игры:
- Выловить шарик или крышечки такого же цвета. Развивается координация движений, мелкая моторика рук, ребенок учится слушать и выполнять поручение и задание, одновременно закрепляю названия основных цветов
- Выжать мочалку. Беру две емкости и поролоновую губку, одну емкость заполняю водой. Показываю ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предлагаю попробовать самому сделать то же самое. Игра развивает мелкую моторику.
- Кораблики. Беру тазик и бумагу, показываю ребенку, как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, дую на них, ребенок повторяет мои действия. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
- Поплывет или утонет? Даю детям пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Малыши кидают все предметы в воду и наблюдают за ними. Объясняю, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности. В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Сенсорные игры и игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. Сенсорное восприятие является основой для формирования речи, фантазии и воображения, эстетического восприятия окружающего мира, развития творческих способностей.
При нормальном уровне сенсорного развития и мышления уже к первому классу малыш будет знать все фигуры, их характеристики, различать размер и цвета.
Своим опытом работы я постоянно делюсь с коллегами на профессиональном объединении “Школы дошкольных наук”, провожу семинары-практикумы.