Урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Ознакомление с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге (сильная позиция) и их возможном несоответствием в безударном слоге (слабая позиция); выяснение необходимости проверки гласных звуков в слабой позиции и особенностей проверочного слова (гласный звук в сильной позиции).

Задачи:

  • формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
  • развивать находчивость, сообразительность;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник для 2 класса "Русский язык" (автор Т.Г.Рамзаева), программное средство (диск) Кирилл и Мефодий "Русский язык", музыка для физминутки.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтобы грамотными быть,
Много надо нам учить.

- Ребята, сегодня у нас на уроке очень интересный гость "Мудрая сова". Слайд 2.

- Посмотрите на неё.

- Как вы думаете, почему сов очень часто называют мудрыми? (ответы учащихся)

Пояснение учителя: Сова имеет очень странную наружность и сильно отличается от других птиц. Это связано с её обликом.

Так вот эта сова хочет, чтобы вы тоже были такими же умными, как она. Поэтому она приготовила для вас задания на этот урок.

2. Минутка чистописания. Слайд 3.

"Путаница". Учащимся предлагается задание на карточке. Карточка 1.

- Ребята, возьмите карточку 1 и приготовьте цветные карандаши (5 штук). У вас на карточке 5 звёздочек, от которых идут линии. Каждая звёздочка соединена с определённой буквой. Вам необходимо найти эти буквы, в этом вам помогут цветные карандаши. Берём цветной карандаш на ваш выбор и проводим линию от звёздочки до буквы. Букву, которая оказалась на конце линии, обводим в кружок на карточке. Так поступаем со всеми буквами. Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- Ребята назовите буквы, которые вы нашли.

я, о, и, е, а

Затем учитель показывает учащимся, как эти буквы будут соединены друг с другом.

- Запишите эти буквы в к себе в тетрадь.

Выполняется работа в тетради после объяснения учителя.

3. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, что вы можете сказать об этих буквах? Сколько в русском языке гласных букв?

- А каких букв здесь не хватает?

- Посмотрите на экран, Сова хочет задать вам вопрос? Слайд 4.

С.ВА ?

- Как вы думаете, что она хочет у вас спросить?

(Как вы думаете, какая буква пишется в середине слова? Как проверить? Как доказать написание?) Буква, которая пропущена это гласная или согласная? Тогда, как будет звучать вопрос?

Какая гласная пропущена в слове сова?

Итак, мы сегодня будем говорить о том, как можно проверять безударные гласные в слове.

Ответить на эти вопросы вам поможет таблица слов.

4. Работа с таблицей слов. Слайд 5.

Учащиеся работают с таблицей, осуществляя поиск слов только глазами. Когда слово найдено, его записывают в тетрадь.

  • Цвет красный 2 столбик 5 слово коза
  • Цвет зелёный 5 столбик 8 слово письмо

- Ребята мы записали два слова: коза и письмо. Сначала рассмотрим слово коза.

Давайте произнесём его и внимательно послушаем звуки этого слова.

Коза (каза) Почему так получается? Поставьте ударение в слове "коза". Что видим?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы слышать чётко гласный звук? Изменить слово.

коза (каза) козы

Слайд 6.

06.jpg (50714 bytes)

Аналогично проводим работу со словом письмо.

Письмо (писмо) письма

Выводы:

  • безударный гласный необходимо проверять
  • чтобы проверить безударный гласный, надо подобрать проверочное слово.

Физминутка

5. Работа с учебником.

- Ребята, какие предположения мы сделали?

  • безударный гласный необходимо проверять
  • чтобы проверить безударный гласный, надо подобрать проверочное слово.

Слайд 7.

Откроем учебник на странице 105 и проверим выводы, которые сделали. Прочитайте правило.

  • Сколько гласных нуждаются в проверке?
  • Какие это гласные, назовите их?
  • Если они станут ударными, то нужно ли их проверять?

- Итак, ребята, обратите внимание на то, что не все гласные нуждаются в проверке. Назовите их. Посмотрите на наше чистописание.

Выполним упражнение 183 на странице 106. Слайд 8.

Доски-д .ска, стадо- ст.да, грозы-гр.за, грач-гр.чи, поле-п.ля, нож-н.жи.

Обратите внимание на рассуждение. Внимание! Чтобы подобрать проверочное слово, можно изменить его форму (из одного предмета сделать много и наоборот).

- Ну, а теперь, когда вы знаете правило, давайте ответим на вопрос Совы? Слайд 9.

- Какая буква пишется в середине слова?

- Как проверить?

- Как доказать написание?

СОВЫ-СОВА

- Составьте предложение со словом "Сова". Учащиеся составляют предложения. Запишите предложение в тетрадь. Кому трудно определить написание слов, то можете обратиться за помощью.

Физминутка для глаз "Светофор". Слайд 10.

- Ребята, а зачем нужен светофор? А, что такое светофор? Как появилось слово "Светофор"?

- А как проверить слово светофор? Какое слово может быть проверочным? Почему?

6. Работа с программой КиМ "Русский язык" 2 класс урок 3.

- Ребята, у нашей мудрой Совы есть друг Ёжик, который тоже очень любит русский язык. Он для вас приготовил задание.

Работа в паре. Задание 10. Слайд 12.

Ребята, это задание вы будете выполнять в паре. Объединитесь со своим соседом в пару.

- Итак, слова, которые будет диктовать ёжик, написаны у вас на карточке 2.

- Вам нужно подобрать сначала проверочное слово, определить, какую букву нужно вставить и запишите её в слово на карточку.

- Кому трудно будет подбирать проверочное слово, то можно обратиться за помощью к карточке 3. На карточке 3 написаны проверочные слова.

Как только вы закончите, я включаю задание снова. Вы называете букву, я вставляю её в слово, а Ёжик проверит вас.

7. Подведение итогов.

- С каким правилом познакомились?

Бланк самоанализа.

- Какое настроение было у вас на уроке?

Всё ли у вас получилось?

Приложение.

Карточка № 2.

Стр. на, з. мля, стр. ла, с. сна.
Гр. да, . гла, зв. зда, в. сна,
Р. са, з. рно, сл. ды, л. сток,
К. рмушка, оз. ро, цв. ток.

Карточка 3.

Страны, земли, стрелы, сосны,
Грядки, иглы, звёзды, вёсны,
Росы, зёрна, след, лист,
Корм, озёра, цветик