Метод проектов как форма организации образовательного пространства

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду. Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов актуален и очень эффективен в образовательной работе с дошкольниками. Данный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность педагогического процесса. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Эти знания нужны детям и поэтому интересны. Дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия. В деятельности у детей формируется умение договариваться, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие, принимать чужую точку зрения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
  2. Ролево – игровые: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
  4. Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности людей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль отводится педагогу);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Для успешной реализации проекта воспитателю необходимо составить план работы над проектом.

Этапы разработки и проведения проекта включают в себя следующие действия воспитателя:

  • поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлечь дошкольников в решение проблемы;
  • наметить план движения к цели, поддержать интерес у детей и родителей;
  • обсудить план с семьями;
  • обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада – творческий поиск;
  • нарисовать вместе с родителями и детьми план – схему проведения проекта;
  • собрать информацию, материал;
  • провести занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта;
  • дать домашние задание родителям и детям;
  • перейти к самостоятельным творческим работам – поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы – родителей и детей;
  • организовать презентацию проекта – праздник, открытое занятие, акция, создание книги, альбома;
  • подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, обобщение опыта.

Представляем нашу работу над проектом “Кормушка для птиц”.

Проект “Кормушка для птиц”

Тип: исследовательско-творческий, групповой.

Участники: воспитатели подготовительной группы, дети, родители.

Масштаб: краткосрочный (2 недели).

Проблема: узнать, какую помощь можно оказать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной ситуации.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о приспособлении птиц во время зимовки.
  2. Учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания.
  3. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор.
  4. Оказывать помощь в создании продукта деятельности.

Ход занятия

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1.

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

Определение продукта деятельности

1. Игровая ситуация: приходит Баба-Яга. Формулировка проблемы: “Помочь Бабе – Яге, в том, чтобы лесные птицы не улетали от её избушки?” (См.приложение 1)

2. Задача: изготовление кормушек

1. Осознание и принятие проблемы.

2. Вхождение в игровую ситуацию.

3. Уточняют задачу: как изготовить кормушку?

2.

Организация работы по решению проблемы

3. Помогает распределить для исследования кормушки детям.
4. Помогает спланировать деятельность.
5. Организует родителей для оказания помощи детям.
4. Выбор объекта исследования.

5. Планирование деятельности.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

6. Оказывает практическую помощь детям и родителям (по мере необходимости).
7. Организует экскурсию в лес для развешивания кормушек с кормом.
6. Проводят деятельность в соответствии с задачей.

7. Оформляют заготовки кормушек (дизайн).

4.

Презентация продукта деятельность

8. Организует занятие “Как живут птицы в лесу” (См. приложение 2) 8. Участвуют в занятии.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст).Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ: сборник статей/ под. ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь: ПКИПКРО, 2007. – 80 с.
  3. Проектная деятельность старших дошкольников/ сос.В.Н.журавлева (текст) – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.