Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду. Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен в образовательной работе с дошкольниками. Данный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность педагогического процесса. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Эти знания нужны детям и поэтому интересны. Дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия. В деятельности у детей формируется умение договариваться, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие, принимать чужую точку зрения.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
- Ролево – игровые: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
- Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
- Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности людей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль отводится педагогу);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Для успешной реализации проекта воспитателю необходимо составить план работы над проектом.
Этапы разработки и проведения проекта включают в себя следующие действия воспитателя:
- поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- вовлечь дошкольников в решение проблемы;
- наметить план движения к цели, поддержать интерес у детей и родителей;
- обсудить план с семьями;
- обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада – творческий поиск;
- нарисовать вместе с родителями и детьми план – схему проведения проекта;
- собрать информацию, материал;
- провести занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта;
- дать домашние задание родителям и детям;
- перейти к самостоятельным творческим работам – поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы – родителей и детей;
- организовать презентацию проекта – праздник, открытое занятие, акция, создание книги, альбома;
- подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, обобщение опыта.
Представляем нашу работу над проектом “Кормушка для птиц”.
Проект “Кормушка для птиц”
Тип: исследовательско-творческий, групповой.
Участники: воспитатели подготовительной группы, дети, родители.
Масштаб: краткосрочный (2 недели).
Проблема: узнать, какую помощь можно оказать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной ситуации.
Задачи:
- Расширить знания детей о приспособлении птиц во время зимовки.
- Учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания.
- Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор.
- Оказывать помощь в создании продукта деятельности.
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. Определение продукта деятельности |
1. Игровая ситуация: приходит Баба-Яга.
Формулировка проблемы: “Помочь Бабе – Яге, в том,
чтобы лесные птицы не улетали от её избушки?” (См.приложение 1) 2. Задача: изготовление кормушек |
1. Осознание и принятие проблемы. 2. Вхождение в игровую ситуацию. 3. Уточняют задачу: как изготовить кормушку? |
2. Организация работы по решению проблемы |
3. Помогает распределить для
исследования кормушки детям. 4. Помогает спланировать деятельность. 5. Организует родителей для оказания помощи детям. |
4. Выбор объекта исследования. 5. Планирование деятельности. |
3. Практическая деятельность по решению проблемы |
6. Оказывает практическую помощь детям и
родителям (по мере необходимости). 7. Организует экскурсию в лес для развешивания кормушек с кормом. |
6. Проводят деятельность в соответствии
с задачей. 7. Оформляют заготовки кормушек (дизайн). |
4. Презентация продукта деятельность |
8. Организует занятие “Как живут птицы в лесу” (См. приложение 2) | 8. Участвуют в занятии. |
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст).Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
- Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ: сборник статей/ под. ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь: ПКИПКРО, 2007. – 80 с.
- Проектная деятельность старших дошкольников/ сос.В.Н.журавлева (текст) – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.