Цели:
- Сформировать представления о положении России накануне смутного времени.
- Развивать умения работать с текстом, таблицей, схемой, давать характеристики политическим деятелям, делать выводы.
- Воспитывать интерес к изучению Отечественной истории.
Оборудование: Рабочая тетрадь, интерактивная доска, Рабочий лист к уроку с текстами для чтения (Приложение 1).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | “Мягкая посадка”: Регент. Земский собор. Стоглав. Филофей. Опричнина. Земщина. 1558-1583. 1552 год. 1556 год. Заповедные лета. Юрьев день. Избранная рада. Приказы. Унификация и другие. (по количеству учащихся). |
Учащиеся объясняют понятия, называют события, после чего садятся на свои места. |
2. | Продолжим “мягкую посадку”: по первым
буквам угаданных слов, составим ключевое слово
темы нашего урока.
Тридцатилетие с конца 16 по начало 17 вв. в русской истории получило название смута. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Смута – возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор меж народом и властью. В.И.Даль Сегодня на уроке мы рассмотрим политику, проводимую правительством России накануне смутного времени. Тема урока: “Россия накануне смутного времени”. |
Разгадывают понятия по определению. В результате работы, получается слово “СМУТА”.
Называют ассоциации. Ответы учащихся записываются на доске. Записывают тему в рабочем листе урока. (Приложение 1). |
3. | По свидетельству антрополога М.
Герасимова, обследовавшего скелет Ивана
Грозного, у царя в последние годы жизни не
позвоночнике развились мощные соляные
отложения, которые причиняли ему страшные боли
при каждом движении. Перед смертью Грозный
выглядел дряхлым стариком, хотя ему было только 53
года. В последний год он уже не мог сам ходить –
его носили. 17 марта 1584 года царь умер. Кто унаследует власть? (комментарий по схеме на доске) 31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчали на царство сына Ивана IV Федора Ивановича. Прочитайте выдержки из источников и подчеркните прилагательные, характеризующие нового царя. (Приложение 1). Вывод: Мог ли такой человек управлять государством? Незадолго до смерти Иван IV создал при сыне Федоре регентский совет, состоявший из бояр: Никита Романович Захарьин-Юрьев. Между боярами началась борьба за влияние на молодого царя. В этой борьбе победил Б.Годунов. Прочитайте текст. Дайте характеристику Б.Годунова. Какие задачи стояли перед новой властью? Чтобы ответить на вопрос, охарактеризуйте обстановку в стране после правления Ивана Грозного. 1. Восстановление экономики:
Вывод: оживление отечественной торговли. 2. Положение крестьян:
Вывод: закрепощение крестьян. 3. Укрепление международного авторитета:
Отметьте на контурной карте построенные города и крепости. Какую границу укрепило правительство? Назовите итоги совместного правления. 7 января 1598 года последний царь из династии Рюриковичей умирает. В феврале 1598 г. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова. Москвичам пришлось уговаривать Б.Годунова стать царем. Под угрозой отлучения от церкви Борис согласился взойти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных. |
Читают. Заполняют Рабочий лист урока.
Читают. Заполняют Рабочий лист урока. Читают учебник. Заполняют таблицу в рабочем листе урока.
Работают с контурной картой. Отвечают и показывают по карте. Делают вывод по заполненной таблице. |
4. | Д.З. п.1 (У) Рабочая тетрадь стр. 4 з. 1 – 8 (П) |