Урок истории по теме "Россия накануне Смутного времени". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

  1. Сформировать представления о положении России накануне смутного времени.
  2. Развивать умения работать с текстом, таблицей, схемой, давать характеристики политическим деятелям, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к изучению Отечественной истории.

 Оборудование: Рабочая тетрадь, интерактивная доска, Рабочий лист к уроку с текстами для чтения (Приложение 1).

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. “Мягкая посадка”:
Регент.
Земский собор.
Стоглав.
Филофей.
Опричнина.
Земщина.
1558-1583.
1552 год.
1556 год.
Заповедные лета.
Юрьев день.
Избранная рада.
Приказы.
Унификация и другие. (по количеству учащихся).
Учащиеся объясняют понятия, называют события, после чего садятся на свои места.
2. Продолжим “мягкую посадку”: по первым буквам угаданных слов, составим ключевое слово темы нашего урока.

 

Тридцатилетие с конца 16 по начало 17 вв. в русской истории получило название смута.

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Смута – возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор меж народом и властью.

В.И.Даль

Сегодня на уроке мы рассмотрим политику, проводимую правительством России накануне смутного времени.

Тема урока: “Россия накануне смутного времени”.

Разгадывают понятия по определению.

В результате работы, получается слово “СМУТА”.

 

Называют ассоциации.

Ответы учащихся записываются на доске.

Записывают тему в рабочем листе урока. (Приложение 1).

3. По свидетельству антрополога М. Герасимова, обследовавшего скелет Ивана Грозного, у царя в последние годы жизни не позвоночнике развились мощные соляные отложения, которые причиняли ему страшные боли при каждом движении. Перед смертью Грозный выглядел дряхлым стариком, хотя ему было только 53 года. В последний год он уже не мог сам ходить – его носили. 17 марта 1584 года царь умер.

Кто унаследует власть? (комментарий по схеме на доске)

31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчали на царство сына Ивана IV Федора Ивановича.

Прочитайте выдержки из источников и подчеркните прилагательные, характеризующие нового царя. (Приложение 1).

Вывод: Мог ли такой человек управлять государством?

Незадолго до смерти Иван IV создал при сыне Федоре регентский совет, состоявший из бояр:

Никита Романович Захарьин-Юрьев.
Иван Петрович Шуйский.
Иван Федорович Мстиславский.
Богдан Бельский.
Борис Годунов.

Между боярами началась борьба за влияние на молодого царя. В этой борьбе победил Б.Годунов.

Прочитайте текст. Дайте характеристику Б.Годунова.

Какие задачи стояли перед новой властью?

Чтобы ответить на вопрос, охарактеризуйте обстановку в стране после правления Ивана Грозного.

1. Восстановление экономики:

- откупные и таможенные грамоты;
- строительство Архангельска;
- ограничение прав иностранных купцов.

Вывод: оживление отечественной торговли.

2. Положение крестьян:

- 1581-1587 – описание земель;
- 1597 г. – “урочные лета”;
- узаконено пожизненное холопство.

Вывод: закрепощение крестьян.

3. Укрепление международного авторитета:

- 1589 г. – учреждение патриаршества;
- война со Швецией (1590 – 1593) возвращение южного побережья Финского залива;
- укрепление границ: строительство городов и крепостей.

Отметьте на контурной карте построенные города и крепости.

Какую границу укрепило правительство?

Назовите итоги совместного правления.

7 января 1598 года последний царь из династии Рюриковичей умирает.

В феврале 1598 г. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова.

Москвичам пришлось уговаривать Б.Годунова стать царем. Под угрозой отлучения от церкви Борис согласился взойти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных.

 

 

 

 

Читают.

Заполняют Рабочий лист урока.

 

 

 

 

 

Читают.

Заполняют Рабочий лист урока.

Читают учебник. Заполняют таблицу в рабочем листе урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

Отвечают и показывают по карте.

Делают вывод по заполненной таблице.

4. Д.З. п.1 (У)

Рабочая тетрадь стр. 4 з. 1 – 8 (П)