Мастер-класс "Творчество без границ"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


I. Вступительное слово. (Слайд №2)

"Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали: царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами".
Ш. А. Амонашвили
(Слайд№3)

Подлинное творчество - это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Оно не возможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубокого познания того, что создано мыслителями, строителями, воспитателями, художниками, музыкантами, писателями прошедших веков и современности. Гуманно-личностная педагогика допускает, что в духовной сущности каждого ребёнка храниться его предназначения Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести "таинственному цветку поэзии" (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека.

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Если иметь в виду наш предмет - родной язык, то и творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно - в драматизации; в различных видах сочинениях, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка и т.п. Современный ученик должен быть: мобильным, образованным, социально активным, обладающим широкими взглядами на жизнь, самостоятельно принимает ответственные решения, творчески подходит к решению каждодневных задач. (Слайд №4).

Важно учить каждого ребёнка самовыражаться, как личность через творчество в разных сферах: сочинениях, стихах, в сценическом искусстве, музыке, рисовании. О необходимости практической творческой деятельности в процессе обучения знает каждый педагог. Стремление детей к самовыражению средствами разных видов искусства давно и успешно используется на уроках музыки, изобразительного искусства, русского языка, литературы. Учащиеся постигают особенности этих искусств не только теоретически, но и в процессе собственной творческой деятельности. Все виды художественного искусства в себя вмещает театрализация. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация "наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями". Театрализовано-игровая деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр, организуемых совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Конечно, в плане организации творческой деятельности детей театральное искусство сложно по сравнению с музыкой, рисованием. Но так кажется на первый взгляд. При выполнении творческих заданий школьники фактически проходят путь, моделирующий создание настоящего театрального произведения - от замысла до демонстрации своей творческой работы на уроке одноклассникам. Сюжетно-ролевые игры на уроках можно проводить, используя куклы - петрушки. Этот вид деятельности можно применять на всех уроках, как с участием детей, так и самим учителям. Давать детям задание, задачи от сказочных героев. Инсценировать фрагменты сказок, разыгрывать диалоги, составлять задачи. Ребята очень любят игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений. Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Театральная игра - это очень мощный фактор формирования гуманных чувств и взаимоотношений, который способствует построению эмоционально-развивающей среды, а это особо важно для создания благоприятного климата в школе. При помощи кукольного театра создаются специальные обучающие игры, которые знакомят детей со способами поведения в затруднительных ситуациях.

Кукольный театр позволяет проводить как индивидуальную, так и групповую работу. Таким образом, создаётся основа для построения эмоционально развивающей среды, в которой каждый ребёнок может почувствовать себя комфортно. Участие в театральных постановках развивает чувство партнёрства и способность к позитивному взаимодействию. Велико значение театрализованной игры и для развития - совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи. (Слайд №5)(Слайд №6).

Включение учащихся в творческую деятельность, формирование у них обобщённых интеллектуальных умений анализировать явление и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного явления с другими, выделять в них существенные признаки; классифицировать, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью", вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

II. Мастер-класс "Творчество без границ"

Фрагменты уроков речевого творчества.

Речь в человеке- уникальное явление, и даётся она для созидания, а не для разрушения. Личность должна быть исполнена чувства ответственности за свою речь, слово, мысли.

Речевое воспитание в системе гуманно-личностной педагогики пробуждает школьника углубиться в свой внутренний мир, обогащать и облагораживать его, а также свои чувства, мысли, устремления, знания. Не воспитывать речь - значит отдать её во власть грубого влияния среды, которая исказит все нормы культуры и зародит в ребёнке сквернословие, а, следовательно, изменит его личностные характеристики.

По мысли одного мудреца, ребёнок обретает подлинные человеческие качества, когда постоянно настраивается делать не то, что хочет, а то, что надо ради его же блага, а это он пока что осознаёт не до конца, хотя непременно должен понять и принять, постепенно заменяя сиюминутные удовольствия, связанными с выработкой чувства ответственности, обязательства, долга, с восприятием красоты, Силы Слова.

Урок 1. Тема: что такое творчество. (Слайд №8)

Цель урока - углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.

Оборудование: катушки со скороговорками, чистоговорками, карточки с индивидуальными заданиями, компьютер, мультимедийное учебное пособие для детей младшего школьного возраста из серии "Начальная школа", "Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс", куклы - петрушки: доктор Айболит, Мудрая Сова, две мышки и др. куклы - петрушки.

Настрой на урок.

Индивидуальное, выборочное обращение к ребёнку, кто особо нуждается в этом, от которого ждёшь большего старания, творчества, большей активности.

В начале и в конце каждого урока учащиеся рисуют в тетрадях схемы - лица, выражающие настроение, и обосновывают свой выбор.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Тему урока поможет узнать анаграмма, которую нужно разгадать. Анаграмма (от греч. ana - пере + gramma- буква) - это слово или слово сочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, мука - кума, жилы - лыжи, Азор - роза).

На магнитной доске следующий набор букв: ТРОВЧТЕСОВ

- Какое слово можно составить из этих букв? (творчество.)

Мы сегодня на уроке будем говорить о творчестве, будем сочинять, фантазировать, выполнять задания на время, помогать сказочным героям и своим товарищам.

II. Лингвистический этап. (Слайд №9)

1. "В гостях у Мудрой Совы"

Мудрая Сова: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами! Очень хорошо, что вы заинтересовались вопросом: что такое "творчество"? Это создание чего-то нового. Например, новых игр и игрушек, новой "детской" азбуки, новых слов и т.д. Решение трудных задач, сочинение стихов, песен, музыки, рисование, лепка и прочее. Для творчества нужны не только фантазия, выдумка, но и знания. Творчество возникает на основе прочных знаний и умений. Творчество приносит человеку много радости и счастья. Сегодня вы будете учиться выражать свои мысли, находить и употреблять меткие слова, сочинять чистоговорки, стихи и рассказы, декламировать, выполнять задания на компьютере самостоятельно или с анимационным помощником. ( Звучит музыкальная заставка из мультипликационного фильма "Добрый доктор Айболит".) Появляется доктор Айболит.

2. Эмоциональная речевая разминка. (Слайд №10)

Айболит. Здравствуйте, тётушка Сова! Приветствую вас ребята!

Сова. - Доктор, хорошо, что вы к нам зашли! Вам пришло много писем с просьбами о помощи! 1. От Мишутки. У него проблемы с произношением (на экране появляется запись: " У слона [ф]обот. Я пью чай с са[ф]аром".

Айболит. Я ему выписываю лекарство - скороговорку! (У ребят на столах лежат катушки со скороговорками). Дети произносят скороговорку 2 -3 раза. "Хохлатая хохотушка хохотом хохотала: ха-ха-ха".

2. От Лисицы: "На го[л]е А[л]а[л]ат [л]астёт к[л]упный виног[л]ад".(Слайд№11)

Айболит. А лисичке "Проворонила ворона воронёнка".

(Учащиеся произносят скороговорку хором, по рядам, в парах, выделяют повторяющийся звук [р], характеризуют его.)

3. Айболит. - Ребята, я хочу вам, подарить шуточные стихотворения. (Индивидуальные карточки со стихотворениями).

Чтение шуточных стихов.Произнесение и замена одного звука в слове другим.(Слайды № 12, 13)

На виду у детворы На пожелтевшую траву
Крысу красят маляры. [с]-[ш] Роняет лев свою листву. [ф]-[с]
Говорит один рыбак: Жучка булку не доела:
- В речке выловил башмак. Неохота. Надоело. [т]-[л]
Но зато ему потом
На крючок попался дом. [д]-[с]

Составление слов из слогов: ро, учи, ду, тель, серд, ша, це, солн, до, га, та, доб.(Слайд №14),

Чтение слов (Слайд №15)

Составление предложений: Солнце дарит СВЕТ и ТЕПЛО. Мама согревает нас добрым сердцем.

Наш дом согревается светлой, доброй маминой душой. И т.д. (Слайд №16)

III. Литературоведческий этап. А) чтение чистоговорок (Слайд № 17) б) Составление чистоговорок, по заданным слогам.

Работа по развитию речи. ( а) придумать сюжет сказки; б) проинсценировать. (Слайд №18)

В) Составить диалог и разыграть. (О чём могут разговаривать куклы?)(Слайд №19).

Г) Делимся впечатлением об увиденном. (Слайд №20) Можно предложить ребятам попробовать сочинить сказку по её началу, по ёё концу: (Слайд №21).

Духовный мир человека (в любом возрасте) - это не только интеллект, не только мышление и речь, но мир эмоций, воображения и мечты, нравственных чувств и совести, мир веры в добро, общение с самим собой, это интуитивное понимание чувств другого человека и такт сопереживания. Дети бывают очень чутки и понимают намного больше, чем мы, взрослые, думаем.

Урок 2. "Поговорим о добре" (Слайд №22) Пословицы о добре.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (Ответы ребят)

Учитель: Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Мама, солнце, весна, тепло, радость, счастье, мир, улыбка, учитель, дом: Что же есть зло? Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, зависть, война, ссора, предательство: Мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы в жизни, встречали добро, а когда зло? (Ответы детей). А какого человека, можно назвать добрым? (Ответы детей).

Учитель. Верно, добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

Учитель. Ребята, в народе живёт замечательная пословица: " Доброе слово и кошке приятно". Как вы, понимаете её смысл? ( Ответы детей). Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют "волшебными". Как вы думаете, почему? (Ответы детей) А какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они обозначают?(Ответы детей) (Слайд №23). - Добро пожаловать!( Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом).- В добрый час? ( Пожелание удачи, благополучия при начинании какого - либо дела). (Слайд № 24)- В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь). - Всего доброго! (Доброе пожелание в конце встречи, телефонного разговора).

Учитель. Знаете ли вы историю слова "Добро"? (Слайд №25) Добро"- это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали Вы и такие выражения, как "ДАТЬ ДОБРО" и "ПОЛУЧИТЬ ДОБРО". "Дать добро" - дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Учитель. Много тёплых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? (Ответы детей).

Учитель. Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: не одежда красит человека, а его добрые дела". Не мало пословиц о добре сложил русский народ.(Слайд №26).

Учитель. Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок, зарубежных, авторских всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой- закрываете лицо ладошками. (Снежная Королева, Морозко, Баба-Яга, Карлсон, Буратино, Вини-Пух, Золушка, Микки Маус, Доктор Айболит, Кощей Бессмертный).(Слайд №27, 28)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Придумайте историю, превращения злого персонажа в доброго. (Ответы детей).

Учитель. Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (Учитель ставит на стол чашечные весы и коробочку с капельками черного цвета (символ зла) и коробочку с капельками голубого цвета (символ добра). На одну чашу весов мы будем класть "зло" (Зависть, Жалость, Грубость, предательство, Война, Ложь). А что нужно сделать, чтобы победить зло? Правильно, нужно, чтобы чаша весов с "добром" перевесила. Давайте вспомним, какие добрые слова вы знаете, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Дети подходят по одному к весам, говорят слово и кладут капельку. (Слайд №29). Давайте вспомни, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их тоже на чашу добра. Ребята говорят о своём добром деле и кладут на чашу весов свою "капельку".Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла". (Слайды №30, 31, 32, 33, 34) Постановки кукольных и театрализованных представлений для малышей ДОУ, посёлка, школы.

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь превращаются ручеёк, ручейки- в реку, реки - в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Один Мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. (На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация)(Слайд №35). Как мы назовём эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло" ) Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Учитель дарит ребятам маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел, которые сделают нашу планету Земля ещё красивей. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово! Счастья и солнца вам дети! (Слайд № 36) Идите по жизни дорогою ДОБРА. Все вместе исполняют песню "Дорогою добра!" (Слайд № 37).

Творчество - безгранично, творческий процесс не ограничивается рамками урока или занятия. Ребята занимаются творчеством и во внеурочное время и достигают успехов!

(Слайды№ 38-50)