Славься, славься, город величавый!
Ты казачью честь не урони.
В грозный час тревоги и печали
Матушку Россию сохрани.
С.Н. Хохлов.
Название города Екатеринодар образованно от словосочетания Дар Екатерины.
30 июня 1792 года Екатерина II подписала указ о переселении Черноморского войска на порубежную тогда реку Кубань. Вместе с указом войско получило Жалованную Грамоту: “… Мы, желая воздать заслугам войска Черноморского… пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же – Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли…”
В теплый весенний денек 10 мая 1793 года благополучно перезимовавшие на Ейской косе казаки “Войска Черноморского”, под командованием кошевого атамана Захария Чепеги выступили к Усть-Лабинскому укреплению. Оттуда, как было велено императрицей, они двинулись вниз по течению Кубани, расставляя повсеместно пограничную стражу. Путь этот был нелегким и долгим – пробираясь по дикому, необжитому правому берегу, казаки на подводах везли походную церковь, оружие, регалии, куренные котлы и прочие пожитки. Лишь месяц спустя, 9 июня 1793 года, черноморцы пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун, и где еще в 1778 году русские солдаты по велению полководца А.В. Суворова построили небольшое укрепление – Архангельский редут. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами буйной Кубани. Это место называлось Карасунский кут. Казаки быстро смекнули, что с военной точки зрения лучшего места для поселения на берегу пограничной реки не сыскать. Здесь и решили построить главный войсковой город. В тот же день Войсковое правительство сочинило рапорт Таврическому губернатору (которому тогда подчинялось войско), в котором сообщало о своем решении и просило дать на строительство города “соизволение”. А тремя днями позже, 12 июня, кошевой атаман З. Чепега написал войсковому судье Антону Головатому письмо: “Поздравляя Вас прибытием в Тамань на войсковую землю… уведомляю, что я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град…”. Так родился главный город Кубани – Екатеринодар, который теперь называется Краснодаром. (Прил.1)
Не мешкая ни дня, казаки принялись за обустройство своего города. Они вырубали непроходимые заросли кустарников, валили вековые дубы, засыпали болота, строили казармы для одиноких казаков и “покои” для войскового правительства. Семейные черноморцы постепенно обзаводились собственными жилищами. Весь строительный материал был под рукой – дерево, камыш, хворост, глина. В диком кубанском лесу, как грибы после дождя, вырастали аккуратные деревянные срубы, турлучные и саманные хаты под камышовыми крышами. На поляне, которая позже стала крепостной площадью, казаки поставили привезенную с Украины походную Свято-Троицкую церковь. Она представляла собой большую парусиновую палатку, растянутую деревянными столбами, а иконостас был написан на обычном холсте. Чтобы защитить свой единственный на то время храм от дождей и ветров, черноморцы бережно укрыли его деревянным чехлом, да еще и камышом, а над одним из столбов соорудили крест.
Первое время главный город черноморских казаков не имел своего имени, и в официальных документах это место называли “Карасунским кутом” или “лагерем при Кубани”, и лишь в октябре 1793 года в документах появилось имя – “Екатеринодар”. Казаки назвали свой град в честь императрицы Екатерины Великой, о чем и было сказано в документе, известном как “Порядок общей пользы” (правда, документ был принят позже – 1 января 1794 года): “…воздвигнуть град и для вечного достопамятства нынешней жизнодательницы и благодетельницы нашей Всемилостивейшей Государыни императрицы Екатерины Алексеевны… именовать его Екатеринодар”.
Первым екатеринодарским городничим, то есть главой городской власти, стал поручик Данила Волкорез. 19 ноября 1793 года он получил от кошевого атамана З. Чепеги “Ордер” (то есть приказ), в котором определялись его обязанности.
Закладывая войсковой град в Карасунском куте, казаки и не подозревали о том, каким нездоровым окажется местный климат. Почва здесь была черноземная, тучная, и во время дождей быстро превращалась в липкое месиво. Из-за густой растительности ни солнце, ни ветер не могли быстро высушить большие лужи. В таких лужах, поросших по берегам камышом и осотом, водились утки, а по вечерам обитателей нового города оглушали лягушачьи хоры. В летнюю жару лужи загнивали, наполняя воздух своими испарениями, над ними кишели тучи комаров, и в городе начинала свирепствовать лихорадка.
СТРАНИЦЫ ЛЕТ ПЕРЕБИРАЯ…
Весной 1793 г. в южной части Карасунского кута казаки построили крепость. И именно отсюда прорубили в лесу широкую просеку и провели плугом первую борозду – нынешнюю ул. Красную.
Черномория в то время по гражданской части подчинялась Таврическому губернатору, и тот утвердил план застройки Екатеринодара. Главным принципом планировки была прямолинейность улиц, ориентированных почти точно с юга на север и с запада на восток. Улицы пересекались под прямым углом и хорошо просматривались, что отвечало задачам обороны. Кварталы, в большинстве своем, имели квадратную форму и были одинаковы по размерам.
Так строили древние и средневековые города.
Для воплощения утвержденного плана в Екатеринодар из Симферополя был командирован землемер, который должен был провести межевание земель. Однако переселенцы не стали дожидаться, когда им выделят участок под строительство, и уже построили себе дома в тех местах, которые им пришлись по душе. Получилось, что многие строения стоят прямо на будущих улицах, т.е. посреди дорог и с самой разной ориентацией по отношению к улице: боком, углом, фасадом. Изменить что-либо было невозможно, так как люди были измучены переездом и обустройством на новом месте. Губернатору, правда, доложили, что размежевание произведено. В конце концов, спустя несколько лет, дома преграждающие улицы, были снесены, и если мы посмотрим на один из ранних планов города, то увидим, как ровны и строго параллельны улицы старого Екатеринодара. (Прил. 2)
Главная улица была почти осью симметрии городской территории. В 1794 в городе всего 9 домов и 75 хат, мужского населения – 271 человек; в 1796 – 365 домов, проживало свыше 900 мужчин и 760 женщин.
Строения в городе в то время были в основном турлучные. (Прил.3) Каменного и двухэтажного дома не было ни одного.
Тем не менее, Екатеринодар имел совершенно оригинальный облик. “Кварталы между улицами наполнены густым лесом – не садами, а именно лесом, который составляют могучие густолиственные дубы…, большие деревья белых акаций и чаща фруктовых деревьев. Когда идешь по улице…, то впечатление совершенно то же, как будто находишься на просеке в густом лесу, по окраинам которой построены дачи или сельские домики”. Так написал петербуржец Н.Н. Филиппов в книге “Поездка по берегам Азовского моря..”, изданной в Петербурге в 1857 г. Если к этому добавить еще и страшную неблагоустроенность, то нетрудно представить себе, каким был город в первые 50 лет своего существования. Улицы, не имея канализационных сооружений, в ненастье превращались в болото. Чтобы не потерять в грязи собственные сапоги, жители вынуждены были подвязывать их веревками. Нередко прямо посреди улицы торчала застрявшая повозка, а закрывали собственные ставни не иначе, как на лошади. С грязью боролись с помощью прорытых вдоль улиц канав со сбросом воды в Кубань и Карасун, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостики. Со временем соорудили деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки.
Все это придавало городу особый колорит.
Такое положение сохранялось на протяжении всей первой половины прошлого столетия. В описании города, сделанном в 1840-х годах, читаем: “Летом, начиная с июля до самой зимы, жители подвергаются лихорадке, принявшей здесь название корчия, по свойству корчить. Были времена, что в целом семействе, самом многочисленном, не находилось и одного, кто бы был свободен от этой обладательницы края”. Причину нездорового климата этот же автор объяснял так: “Когда приступили к поселению, то должны были вырубливать деревья и выкапывать их корни. Такое выкапывание умножило число болот. К прискорбию, болота эти не высушиваются, а засыпаются навозом… От этих болот постоянно исходит вредная, смрадная испарина”.
Не удивительно, что люди предпочитали селиться подальше от границы и нездорового климата, поэтому численность городских жителей, которая поначалу росла, стала затем уменьшаться, и к 1825 году, по данным П. В. Миронова, Екатеринодар “имел 4348 душ обоего пола, что составляло 4,3 процента населения всей Черномории”. Многие горожане постоянно проживали в своих хуторах, расположенных в более безопасных местах, удобных для занятия скотоводством и хлебопашеством
К середине XIX века военные действия отодвинулись далеко на юг. Северный оборонительный вал был срыт, а городская территория увеличилась в северном направлении на один квартал, заканчиваясь у современной улицы Буденного. Как выглядел Екатеринодар в этот период? Эпоха фотографии еще не наступила, и облик города запечатлен лишь в описаниях. Представьте себе: “Господствующие у черноморцев постройки – турлучные и мазанковые… Если это жилище пана, то в нем будет много окон… если урядника, то при нем будут присенки, крылечко на двух столбиках… Хаты ни одна не выходит на улицу, а прячутся внутри двора, как бы стесняясь своей бедной и некрасивой наружности… Казенные постройки – деревянные или каменные…”
Главная улица была торговой. На ней и на двух базарных площадях (ныне на их месте центральный и детский скверы) располагалось более ста деревянных и каменных лавок, и вне города, на Ярмарочной площади (в районе восточной части улицы Головатого), находилось свыше двухсот деревянных лавок, принадлежавших войску. Единственным двухэтажным зданием являлась войсковая богадельня (на территории 1-й городской больницы). Из пяти церквей только одна была каменной, при богадельне, а остальные – деревянные. Промышленности почти не имелось – три кирпичных завода, пивоваренный и салотопный. Развитию промышленности и торговли мешало запрещение лицам невойскового сословия приобретать здесь недвижимость и права оседлости. Они считались временными жителями и могли быть лишь арендаторами. Отсутствовал даже извозчичий промысел, так как из-за плохого состояния дорог и вечной грязи ездить по ним было очень сложно. Учебные заведения – гимназия и три училища – обучали только мальчиков. Первое женское училище открылось в 1860 году на благотворительные средства.
В том же, 1860 году были образованы Кубанская область и Кубанское казачье войско, куда, кроме черноморцев, вошли шесть бригад (с соответствующими станицами) Кавказского линейного казачьего войска. Екатеринодар стал административным центром области. В 1863 году здесь открылось первое женское среднее учебное заведение – Мариинское училище (прил. 4), начала выходить местная газета “Кубанские войсковые ведомости”. Но с развитием экономической жизни края Екатеринодар утрачивал свое значение войскового города, и в ближайшие годы его ждали большие перемены.
В начале XIX в. Открыты начальная школа (1803, в 1806 преобразована в уездное училище), войсковая гимназия (1820). Ежегодно работало 4 ярмарки: Благовещенская, Троицкая, Преображенская, Покровская, существовал меновый двор, куда со своими товарами приезжали горцы. В 1842 открыто торговое общество казаков Черноморского войска. Военные события в пограничной полосе сдерживали развитие Екатеринодара. После окончания Кавказской войны 1817–64 его положение существенно изменилось. В 1860 Екатеринодар становится центром Кубанской области, в 1867 получает официальный статус города, учреждены городское управление и городская дума. В 1868 году было решено разделить город на части (районы):
1-я – территория между Кубанью и Карасуном от
крепости до Соборной (ныне Ленина) улицы;
2-я – к западу от улицы Красной и к северу от
Соборной;
3-я – к востоку от улицы Красной и к северу от
Соборной.
Город быстро развивался. Получившие права оседлости купцы и промышленники строили себе красивые особняки, доходные дома, которые сдавали в аренду под гостиницы, рестораны, магазины, открывали небольшие предприятия. Возросла потребность в рабочей силе, и постепенно появились рабочие окраины – Дмитриевка, Дубинка, Покровка, Ивановка. В 1869 году темрюкские судовладельцы сделали несколько рейсов по Кубани, перевозили рыбу, лес, скот, хлеб и прочее. В следующем году в Екатеринодар на огромной барже был доставлен строевой лес, так нужный городу, а в 1871-м официально учреждено пароходство на Кубани.
В городе возводились новые Общественные и культовые здания. Войско построило Александро-Невский собор, здания Мариинского училища и мужской войсковой гимназии, на городские средства строились женская гимназия и несколько училищ, однако в связи с быстрым ростом населения учебных заведений постоянно не хватало.
На улице Красной по-прежнему располагались каменные лавки – так называемый “гостиный” ряд. Позже одноэтажные лавки надстраивали красивыми бельэтажами. Распространенный в городе кровельный материал – камыш и солому – в центре использовать уже не разрешалось.
В 1888 году открылось железнодорожное движение из Екатеринодара в Новороссийск, годом раньше – из Екатеринодара в Тихорецкую. В 1894 году в городе появились электричество, водопровод, телефон. Первой улицей, освещенной электрическими фонарями, стала Красная. Водопровод снабжал центр города кубанской водой и очень зависел от капризов своенравной реки. И наконец, горожане получили общественный транспорт – в декабре 1900 года было открыто трамвайное движение.
Окружавшая город выгонная земля сдавалась в аренду под хлебопашество, пастбища, сады, огороды. Обилие садов считалось достопримечательностью областного центра, и приезжие описывали его так: “Екатеринодар – огромный сад, окаймленный вековыми дубами и акациями, среди которых с необыкновенной правильностью разбросаны дома, домики и лачужки…”
К концу XIX века население города, по сравнению с 1868 годом, увеличилось почти в семь раз (от 9,8 до 67 тысяч человек). Екатеринодар являлся уже крупным торгово-промышленным центром. С превращением Кубанской области в 1860-е гг. в крупный район товарного земледелия значение города быстро росло. Было построено много красивых зданий: епархиального училища, областного правления, городской мужской гимназии, общества взаимного кредита, Мариинского института и других. Рассматривая их на старинных фотографиях, нельзя не отметить, что городская застройка того периода складывалась весьма гармонично. Но рядом с богатством соседствовала бедность…
В социальной борьбе мужал рабочий класс. В конце XIX века в Екатеринодаре возникли пролетарские кружки, в 1902 году – социал-демократическая организация, в 1903 году был создан Екатеринодарский комитет РСДРП. Пролетариат и молодежь активно участвовали в революции 1905-1907 годов. Драматические события пережил Екатеринодар и в период гражданской войны: 14 марта 1918 года здесь установилась Советская власть, но спустя четыре месяца, в августе, город заняли деникинские войска. Предстояло почти два года жестокой, кровопролитной борьбы…
17 марта 1920 в результате поражения Добровольческой армии генерала А. И. Деникина в город вступили части Красной Армии. Борьба с бандитизмом, разрухой, детской беспризорностью, изыскание средств на самое необходимое и другие неотложные дела стали основной заботой Кубано-Черноморского ревкома, а потом облисполкома. 7 ноября 1920 года Екатеринодар впервые праздновал годовщину революции. На торжественном заседании городского Совета, совместно с областным ревкомом и другими организациями, было принято решение о переименовании города. В декабре 1920 года это ходатайство удовлетворено, и город стал носить новое имя – Краснодар.
За время гражданской войны городское хозяйство, транспорт, промышленность пришли в упадок и требовали восстановления. Средств не хватало, но новая жизнь города была полна энтузиазма, и многое делалось на субботниках.
В январе 1921 года на I съезде Советов Кубано-Черноморской области были определены основные задачи хозяйственного и культурного строительства на 1921–1925 годы. Начался восстановительный период: налаживалась деятельность предприятий, транспорта, водоэлектрической станции, проводилось благоустройство улиц, в первую очередь окраинных. Осуществлялась национализация земель и промышленных предприятий, в отношении последних был взят курс на их укрупнение.
В 1921 году в Краснодаре проживало более 165 тысяч человек. Остро стоял жилищный вопрос. Поэтому была проведена муниципализация крупных домовладений, которые закреплялись за предприятиями для улучшения жилищных условий трудящихся, а в 1923 году на углу современных улиц Пушкина и Красноармейской заложен первый коллективный дом (как тогда называли жилые дома на несколько квартир). Планировалось расширение водопровода, устройство канализации, продолжались работы по засыпке Карасуна. В 1924 году был составлен проект планировки Краснодара, предусматривающий создание отдельных зон – промышленной, жилой, студенческой.
Пожалуй, самой заметной приметой этого времени явилось то, что город, не имевший до революции ни одного высшего учебного заведения, уже в первый год Советской власти стал студенческим. Чтобы открыть дорогу в вузы трудящейся молодежи, при университете и политехническом институте создавались рабфаки.
Созидательное строительство прервала Великая Отечественная война. С ее началом вся промышленность перестроилась на военный лад. Город готовился к трудным испытаниям.
Огромный ущерб нанесли Краснодару фашисты за период полугодовой оккупации. Когда 12 февраля 1943 года войска Советской Армии освободили краевой центр, он лежал в руинах. Выло разрушено свыше 420 зданий, среди них самые лучшие – театры, гостиницы, институты, школы, более 120 жилых домов. Выведены из строя электростанция, водопровод, канализация, трамвай, разрушены все крупные предприятия, вырублены городской парк, скверы… В душегубках и застенках гестапо погибли более 13 тысяч краснодарцев.
По постановлению Совнаркома СССР (1945 год) Краснодар был включен в число пятнадцати крупных городов РСФСР, подлежащих первоочередному восстановлению. Прежде всего восстанавливались промышленность и городское хозяйство, а также центр города от улицы Тельмана до Буденного. Были отстроены многие разрушенные здания, часто с реконструкцией или полной перестройкой, а на месте тех, которые не подлежали восстановлению, возводились новые.
В проект послевоенной планировки были включены районы ипподрома, северного трамвайного парка, восточная и западная части городской территории. Краснодар раздвинул свои границы. Более чем вдвое увеличилась протяженность главной улицы, по всей длине ее новой части разбит бульвар, завершающийся архитектурным, комплексом с широкоформатным кинотеатром “Аврора”. На пересечении с улицей Буденного оформился новый административный центр, по периметру площади которого расположились здания горисполкома, института “Краснодарагропромпроект”, драматического театра имени М. Горького. Появились новые микрорайоны – Черемушки, Славянский, Фестивальный, Комсомольский и другие. Как подарок краснодарцам к 200-летию города строился самый западный микрорайон – Юбилейный. Город разделен на пять административных районов: Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Прикубанский и Советский.
Более чем втрое увеличилось население по сравнению с довоенным уровнем (без учета подчиненных горсовету сельских местностей) – до 623 тысяч человек.
Территориальный рост краевого центра сопутствовал его промышленному и культурному развитию. В тесной связи с народным хозяйством работают вузы и научно-исследовательские учреждения Краснодара. Здесь два университета: Кубанский государственный, созданный на базе педагогического института, и аграрный (бывший сельхозинститут), старейшие политехнический и медицинский институты, а также культуры и физической культуры. Научно-исследовательские институты и их филиалы обеспечивают научно-технический прогресс агропромышленного комплекса края. Их деятельность сконцентрирована прежде всего на таких важных направлениях, как селекция пшеницы и масличных культур, агрохимия и почвоведение, рисоводство, овощеводство, табаководство, садоводство и виноградарство…
Немало перемен произошло и в культурной жизни Краснодара: в новых зданиях разместились театры – драматический, оперетты, кукольный, а также цирк и филармония; открылись музеи “Оружие Победы” в парке имени 30-летия Победы и Литературный музей Кубани, пополняются фонды старейших в городе истсрико-археологического и художественного музеев; выходят газеты “Вольная Кубань”, “Комсомолец Кубани”, “Кубанские новости”, “Кубанский курьер”, первая городская – “Краснодарские известия”, журнал “Кубань”. Художественную литературу, книги по краеведению выпускает Краснодарское книжное издательство.
Примечательными событиями стали создание Центра народной культуры Кубани, открытие городского и выставочного зала. А Государственный Кубанский казачий хор снискал не только горячую любовь земляков, но и известность за рубежом.
Творческую интеллигенцию города объединяют местные отделения Союза художников, писателей, композиторов, композиторов, журналистов.
В 1960–2000-х гг. выстроены новые жилые районы, административные и общественные здания, курортные комплексы. Планировочной осью Краснодара служит его главная магистраль – улица Красная, идущая от площади, расположенной близ берега Кубани, на север через центр города. На этой улице или поблизости от неё расположены основные учреждения, институты, библиотеки, театры, издательства, крупные магазины. Поодаль от главной магистралей – кварталы одно-, двухэтажных жилых домов с небольшими двориками, засаженными фруктовыми деревьями и виноградной лозой. Вдоль тротуаров – пирамидальные тополя, платаны, акации. В центральной части Краснодара промышленных предприятий сравнительно немного, их площадки примыкают к берегу Кубани. Много зелёных насаждений (в парке имени М. Горького – свыше 100 видов). Большая часть заводов и фабрик расположена в восточной части города, близ железной дороги; здесь же – рабочие посёлки с многоэтажной застройкой. В 1960–80-х гг. ряд промышленных предприятий построен в западных и северных промышленных зонах, связанных с центром города трамвайными, автобусными и троллейбусными линиями. Всего в пределах городской черты Краснодара застройкой занято от 1/4, до 1/3, территории; остальные земли используются главным образом под сады и огороды.
В настоящее время Краснодар крупный индустриальный центр Юга России. В промышленном комплексе города насчитывается более 130 крупных и средних предприятий, на которых работают около 120,5 тысяч человек или почти 30 % всех занятых в экономике города. Основные направления – это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. Машиностроение и приборостроение являются одними из наиболее динамично развивающихся видов промышленной деятельности.
В 2003 году Краснодар удостоен главной общероссийской премии “Российский национальный Олимп” в номинации “Город России-2002” и ордена “За честь и доблесть”.
В 2008 году был реконструирован парк “Чистяковская роща” – один из старейших, и вместе с тем самый молодой парк. Заложена была роща в 1900 году. Сегодня здесь уникальный по своим размерам – самый большой и самый современный – детский городок, специально сконструированный для этой площадки, единственный в Краснодаре веревочный парк, фонтаны, аллеи.
24 апреля 2009 года на пересечении улиц Красной и Бабушкина рядом с реконструированным фонтаном была открыта воссозданная триумфальная арка, первоначально установленная в честь приезда в город императора Александра III. (Прил. 5). Оригинальная Александровская арка стояла на пересечении улиц Екатерининской и Котляревской (современных Мира и Седина), однако была снесена в 1928 году. Параметры триумфальной арки: высота – 12 м, длина – 18 м, ширина – 3 м.
Ко Дню города открыт памятник “Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану” в жанре городской скульптуры. Он разместился на пересечении улиц Красной и Горького. (Прил.6)
26 сентября 2011 г. на Театральной площади во время празднования дня города был запущен один из крупнейших светомузыкальных фонтанов в России. (Прил.7)Движение воды в нём обеспечивают 375 форсунок, эффекты – более 600 светильников.
В тот же день в краснодарском Городском саду открылся архитектурно-парковый комплекс “Добрый ангел мира”. Над созданием композиции работали известный скульптор Александр Аполлонов и заслуженный художник России Петр Стронский. Высота колонны, установленной в Городском саду – 9 метров. Её венчает позолоченная двухметровая фигура ангела.
С 1994 года в Краснодаре ежегодно проходит Международный фестиваль органной музыки. С 2001 года в Краснодаре проводится детский международный фестиваль искусств “Кинотаврик”. На базе краснодарского цирка в 2002 году учрежден открытый конкурс цирковых коллективов юга России “Южный конвейер”. В 2003 году учрежден фестиваль балета Ю.Григоровича “Молодой балет России”.
В городе действует краевая целевая программа “Краснодару – столичный облик”, рассчитанная на период 2008–2011 годы и предполагает разработку генеральных схем инженерного обеспечения города, проведение реконструкции его центральной части с сохранением общего архитектурного и исторического облика, капитальный ремонт и реконструкцию объектов дорожно-мостового хозяйства, благоустройство и озеленение территории с общим улучшением экологической обстановки, проведение берегоукрепительных работ, развитие транспортного обслуживания населения и развитие социальной сферы города
Краснодар входит в пятерку российских городов, имеющих Генеральный план развития города на период до 2025 года. Это – комплексная программа по застройке и благоустройству береговой территории реки Кубань в центральной части города. Сегодня Краснодар переживает строительный бум.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Литература:
- Бардадым В.П. Архитектура Екатеринодара – Краснодар: “Сов.Кубань”, 2002г.
- Шахова Г.С. Краснодарская улица Красная – Краснодар: Краснодар. известия 2005г.
- Шахова Г.С. Штрихи к портрету города. / Кубанский краевед, 1992.
- Екатеринодар – Краснодар 1793-2009: ист.энциклопедия / авт. – сост. Б.А.Трёхбратов,
- В.А.Жадан. – Краснодар: КУБАНЬ_КНИГА, 2009.
Статьи и публикации:
- “Улицы в честь героев войны”, газета “Краснодарские известия”, 6 апреля 2010, (4412)
- “Имена земляков в названиях улиц”, газета “ Краснодарские Известия”, 25 сентября 2010, (4476)
- “Краснодар туманный”. Новая газета Кубани. Выпуск 58 (1664) от 04.08.2011
- “Жизнь войскового града”. Бондарь Виталий Вячеславович. Статья Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына
Сайты:
- http://www.yuga.ru/news
- http://kubansobor.ru/about
- http://krasnodar.my1.ru/index
- http://ru.wikipedia.org
- http://autotravel.ru/otklik.php
- http://www.bankgorodov.ru
- http://kubantrinity.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=4