Начальный курс математики содержит большое количество задач занимательного характера:
- Задачи на разрезание и составление фигур;
- Задачи со спичками;
- Математические ребусы;
- Математические игры;
- Комбинаторные задачи;
- Логические задачи и др.
Ими пронизаны буквально все темы основного курса и, конечно, внеклассные занятия. Вызвано это тем, что воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет. Так как любая задача, взятая изолированно, сама по себе является нестандартной, но если с ней рядом поместить несколько подобных задач, то она становится стандартной.
Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие усвоения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших, особенно, при изучении математики, физики, химии.
В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Внеклассная работа по математике в младших классах преследует несколько целей:
- повысить уровень математического развития и расширить кругозор детей;
- развить интерес к занятиям математикой;
- углубить представления об использовании сведений по математике на практике;
- привить некоторые навыки самостоятельной работы;
- воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
Внеклассные мероприятия организуются так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство учащихся и чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.
Актуальность работы:
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще непроявившийся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Крутецкий В.А. в книге “Психология математических способностей школьников” различает девять способностей (компонентов математических способностей):
- Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
- Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
- Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
- Способность к “последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
- Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- Способность к обратимости мыслительного процесса (переходу с прямого на обратный ход мысли);
- Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
- Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
- Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Задачи, которые мы будем рассматривать, являются нестандартными, решение которых связано с умением правильно делать выводы.
На материале рассматриваемых задач ребенок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете.
Как правило, после успешного решения подобных задач дети уверенно справляются с подобными задачами.
Следует отметить, что после решения задач с опорой на наглядно представленное условие целесообразно проводить работу только с текстовой частью условий этих задач (т.е.без изображения суждений), чтобы дети практиковались рассуждать. Заключительным этапом работы является задание на самостоятельное составление таких логических задач, где говорится о предметах и их признаках, а суждения, характеризующие связи предметов и признаков, дети придумывают сами.
Конспект внеклассного занятия
Цели:
- развивать логическое отвлеченное мышление, путем рассуждений;
- учить делать выводы, используя исходные данные;
- формировать образно-геометрические схемы мышления;
- развивать навыки сотрудничества при работе в малых группах, пробуждать познавательный интерес. (Слайд 1)
Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры, индивидуальные карточки с примерами в пределах 10, цветные карандаши, ПК, мультимедиа, презентация по теме занятия.
Ход занятия
1. Сообщение темы и цели.
2. Разминка.
- Как в решете принести воды? (Когда вода
замерзнет)
- Наступил долгожданный январь, сначала зацвели 2
яблони, а потом еще 3 сливы. Сколько деревьев
зацвело? (Нисколько)
- Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек
во дворе? (2)
- На этом разминку заканчиваем и настраиваемся на работу.
3. Решение задач.
1 задача:
Жили-были круг, треугольник, квадрат, и сердечко. Они жили по одному в четырех разных домиках: 1 домик был с круглым окном и без трубы, 2 – с квадратным окном и трубой, 3 – с круглым окном и трубой, 4 – с квадратным окном и без трубы. (Слайд 2)
Круг и треугольник жили в домиках с трубой, а треугольник и квадрат жили в домиках с квадратным окном. В каком домике жила каждая фигурка? (Слайд 3)
Проверка (Слайд 4)
2 задача:
Катя, Света, Галя и Таня родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. (Слайд 6) Света и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати день рождения обозначились одинаковыми числами. (Слайд 7) Кто какого числа и в каком месяце родился? (Слайд 8)
4. Физминутка.
(Слайд 9)
5. Геометрические игры “Тетрамино” и “Тримино”.
Задание 1: Разделите каждую деталь игры
на три квадрата. (Слайд 10)
Задание 2: Из этих деталей “Тримино”
сложите фигуры. Разделите фигуры на две части и
раскрасьте каждую часть цветом детали
“Тримино”. (Слайд 11)
6. Закрепление знания состава чисел в пределах 10-ти.
Работа в парах сменного состава. Игра “Ручеек”. (Слайд 12)
- Повторить алгоритм работы в парах.
- Рефлексия работы в парах после самооценки:
“Поднимите руки те, кто работал на “хорошо”, на
“отлично”? С кем вам понравилось работать?”
7. Итог занятия.
- “Понравилось ли вам занятие? Спасибо всем за работу”. (Слайд 13)