Цель: формирование и развитие словесного творчества детей.
Задачи:
- Формировать и развивать опыт детей по составлению повествовательного текста (жанр “сказка”), уметь логически строить высказывание и структурно его оформлять;
- Закреплять знания о жанровых композиционных и языковых особенностях русских сказок;
- развивать логическое и наглядно-образное мышление детей в процессе усвоения прямого и переносного значения слов и словосочетаний, заключенных в загадках и фразеологизмах;
- Совершенствовать умения и навыки театрализованной деятельности; передача образов сказочных персонажей при помощи элементов пантомимы;
- Способствовать созданию положительных взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности: развивать умение договариваться между собой, распределять задания; вырабатывать умение объективно оценивать результат своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Активизация словаря: образные выражения, фразеологизмы.
Материал: карта Страны Речи (основа карты изготовлена из ткани драп, на ней способом аппликации нанесены цветные тканевые изображения – Сказочные горы, Стихотворные реки, город Рассказов, остров Веселых Малюток (малые фольклорные формы – скороговорки, пословицы и т.д.)), Лес, полный сказок и чудес (басни) Приложение 1; схемы – модели литературных жанров, карточки-кроссворды.
Перед началом непосредственной образовательной деятельности детей было создана специальная развивающая среда - в центре Книги разложены иллюстрации, книги, предметные тематические игрушки и настольно-печатные книги, книги-раскраски для самостоятельной детей. “Случайно” в группу заходит методист (или гость), который интересуется, чем заняты дети. Дети рассказывают о своей деятельности, а воспитатель группы обращает внимание гостя на то, что в группе появилась не так давно странная карта.
Ход урока
I. Дети располагаются вокруг Карты Речи (и рассказывают о содержании карты).
В.:
Королева Речи приглашает нас в путешествие по своей стране. Куда сегодня определен наш маршрут? (Маршрут определяется с помощью стрелок, изготовленных из липкой ленты, которые крепятся на карте).
В путешествии мы всегда узнаем что-то новом, интересное, но часто встречаются и трудности, которые надо преодолеть. Эти горы еще никто не смог покорить.
- Как вы думаете, почему?
- Что значит покорить сказочные горы? (обратить
внимание на количество вершин – сколько вершин,
значит, столько раз мы должны проявить
сообразительность, находчивость. А главное, для
покорения гор нужна дружная команда, где один за
всех, все за одного и если кому-то трудно, ему
приходят на помощь).
- Как будем обозначать покоренную вершину?
- В каком порядке будем покорять вершины, с какой
начнем?
(Задание зашифровано на табло, где под схематическим изображением вершины на обратной стороне схемы дано задание в виде символов и знаков) (Приложение 2).
II.
Задание 1. Схема задания “Что такое сказка?” – (модель сказки со знаком вопроса) (Приложение 3).
- Что такое сказка?
- О чем бывают сказки?
- Кто их сочиняет? Почему волшебные рассказы
называют сказкой? (От слова сказ, сказывать)
- В сказке должно быть…?
- Чтобы сказка была красивой…?
(Дети находят тему сказки; на каждый правильный ответ на табло зажигается лампочка).
Задание 2. Схема задания “Угадай сказку”.
“Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала,
Какая же девочка в цветке спала?”“Сейчас потолкуем о сказке другой,
Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит”?“Ах, ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко”.“Я человек деревянный,
На воде и под водой
Ищу ключик золотой.
Всюду нос сую свой длинный.
Кто же я?”
Задание 3. Схема задания “Я скажу, а ты продолжи” – (цепочка изображений “взрослый-ребенок”)
В русских народных сказках героям дают разные прозвища с прибаутками, приговорками, почему так говорят?
Баба Яга? | Костяная нога |
Кощей? | Бессмертный |
Василиса? | Премудрая |
Елена? | Прекрасная |
Лиса? | Хитрые глаза |
Зайчишка? | Трусишка |
Муха? | Горюха |
Комар? | Пискун |
Лягушка? | Квакушка |
Задание 4. Схема задания “Если бы я был..., то был бы вот таким...” – (схема-пиктограммы)
Примечание: выполнение задания можно провести как фронтально, так и индивидуально, используя шапочки, элементы костюма.
Буратино – ...
Карабас-Барабас –...
Лиса –...
Заяц –...
Дети называют сказку и представляют героя.
Задание 5. Схема задания “Скажи по-другому” – (изображение схемы слов)
Ход: дети рассматривают схему зашифрованного образного выражения, если могут – определяют его (помощь педагога) и объясняют смысловое значение.
- пошел куда глаза глядят (изображение шагов, глаз);
- красы она писаной (изображение лица);
- задрать нос (изображение носа, задранного вверх);
- не покладая рук (изображение рук и инструментов);
- задал стрекоча (изображение ног в беге);
- не по дням, а по часам;
- души не чаем;
- лежать лежнем;
- в поте лица;
- выбился из сил;
- дрожит, как осиновый лист;
- спустя рукава;
- несется без задних ног;
- засучив рукава;
- сгореть со стыда.
Задание 6. Схема задания “Отгадай, кто это?” – (схема модели загадки).
В сказках главным героям помогали животные, мы с вами сейчас постараемся назвать этих животных (кроссворд + индивидуальные карточки).
- Когда она попала в трудную ситуацию, ей пришлось заговорить человеческим голосом... (щука).
- Он быстрый, ловкий, но в сказках часто бывает злым и голодным, хотя есть и такие сказки, где он готов придти на помощь в любой момент... (волк).
- Всегда говорит мелодично, певуче, она красива, умеет обвести вокруг пальца, но иногда бывает очень добра... (лиса).
- В сказках она бывает умной, трудолюбивой, иногда любит путешествовать, обладает волшебством и может превратиться из жительницы болот в красавицу... (лягушка).
- Она небольшая, быстрая, может исполнить много желаний и исполняет их, но не до бесконечности... (рыбка).
- Они волшебные, интересные, их любят взрослые и дети, но, самое главное, в них добро всегда побеждает зло... (сказки).
Задание 7. Схема задания “Я умею сочинять сказку” – (схема “сказка”, схема “ребенок”).
Детям предлагается задание (с учетом развития творческих способностей детей и уровня самостоятельности).
- Сочинение сказки (использование театра “Рукавички”) (Приложение 4).
- Сочинение сказки (использование театра картинок).
Индивидуальная помощь детям в процессе составления сказок.
Слушание сказок (анализ содержания сказок детьми).
Анализ: “Наше путешествие закончилось. Мы покорили сказочные горы. Мы рады этому, потому что каждый из нас участвовал в покорении гор. У нас победила команда... А сейчас мы с вами отметим наши успехи на табло “Сегодня я побывал на острове...” (Приложение 5, уголок индивидуализации “Путешествие по островам” (рефлексия деятельности детей)).