Открытый урок по теме «"Героическая тема в русской классической музыке. М.И. Глинка, опера "Иван Сусанин"»

Разделы: Музыка


Нету счастья выше, нету чести выше
Чем любимой Родине служить

А.С.Ерикеев.

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.

Задачи:

  • Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
  • Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
  • Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Ход урока

1. Введение.

Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

Ответ учащихся:

Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

2. Актуализация.

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины.

Презентация “Образы защитников Отечества” (Приложение 6, показ презентации идет в течение всего урока).

  1. Былины о русских богатырях.
  2. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” (Приложение 1).
  3. Русские народные солдатские песни.
  4. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
  5. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
  6. Д.Д. Шостакович “Симфония №7” (Приложение 2).
  7. Петровские канты.
  8. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония” (Приложение 3, Приложение 4).
  9. М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

3. Новый материал.

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).

М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

4. Музыка оперы.

“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.

Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний:

“Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.)

2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда (Приложение 7, бал). Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.

Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.

В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”.

В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.

5. Закрепление нового материала и тестирование (Приложение 5).