Цель урока: повышение квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разработки учебно-методических материалов современного поколения.
Задачи урока:
- Определить уровень ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в результате организации и анализа учебных занятий.
- Провести экспертизу учебно-методических пакетов, мультимедийных средств для эффективности организации учебно-воспитательного процесса в предметных творческих группах на основе технологии педагогических мастерских.
- Развивать умения обобщать, систематизировать и представлять полученные в процессе совместной деятельности результаты анализа информационно-коммуникационных средств образования.
Форма организации занятия:
Педагогическая мастерская, работа в малых группах, проведение и анализ учебных занятий, круглый стол
Ход занятия
Вызов.
Понятие компетентности в сфере ИКТ. Сопоставление понятий ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность. (работа в малых группах с раздаточным материалом (Приложения 1, Приложения 2, Приложения 5), работа с компьютерной презентацией Приложение 6).
Ведущий: Всем известна фраза, что…
…Человек — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
В философии существует другой подход. Он звучит так:
“Человек в некотором смысле – "сосуд", который можно наполнить компетенциями. И больше, чем он может, он не возьмет. Этот размер говорит о потенциале, о потенциальных возможностях человека – именно столько он мог бы иметь, если бы обладал совершенной на данном этапе своего развития духовной структурой”.
Время предъявляет особые требования к уровню компетентности учителя, особенно к уровню ИКТ-компетентности (компетентности в области информационно-коммуникационных технологий).
Перед Вами, дорогие гости, стакан с водой – своеобразный сосуд человека – учителя с набором профессиональный компетенций. Определите, пожалуйста, уровень ИКТ-компетенций в общем наборе других функций и компетенций – организационной, прогностичной, управленческой, информационной,
- (выполняют в малых группах задание-перелить из одного стакана в другой воду до определенного уровня)
Ведущий: В результате процессов информатизации школ страны учителям предлагаются новые информационные ресурсы и технологии. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе. Авторы Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. выводят определение ИКТ-компетенции, ИКТ-компетентности через ИКТ-грамотность.
Задание аудитории:
Выберите из предложенных вариантов определение ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности. (работа в малых группах с раздаточным материалом). (Приложение 5)
Вывод: сопоставить с содержанием понятий на слайдах.
ИКТ-компетентность – понятие широкое, ведущее к формированию информационной культуры участников образовательного процесса. Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации.
Наша встреча сегодня преследует следующую задачу: выявить в ходе посещения и анализа уроков, работы в педагогических мастерских уровень сформированности ИКТ-компетентности учителя и учащегося.
Предоставление для ознакомления и дальнейшей работы таблицу “Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность учителя-предметника”.
2. Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся в процессе учебной работы.
2.1. Условия формирования ИКТ-компетентности.
Ведущий: задает аудитории вопрос:
“Каковы педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности педагога?”.
Ранжирование условий – работа в парах – озвучивание на аудиторию.
1) четкая постановка целей и задач обучения, т.е. преподаватель должен видеть ближайшую перспективу и конкретную ценность результатов освоения новой области знаний;
2) наличие педагогически полезного и эмпиритивно понятного дидактического обеспечения, размещенного на различных носителях (могут быть использованы как автономные, так и сетевые ресурсы);
3) личная готовность и заинтересованность педагогов осваивать передовой опыт;
4) наличие первичных навыков работы на компьютере, что в некоторых случаях (при дистанционной форме организации обучения) может стать
непреложным условием успешного повышения данного вида компетентности;
5) мотивационные установки педагогов на самостоятельную работу.
6) материально-техническая оснащенность учебных кабинетов в школе;
7) стимулирование работы педагога по использованию ИКТ в педагогической деятельности, повышении своей квалификации со стороны школьной, районной администрации.( Слайд презентации)
2.2. Средства
2.2.1. Электронные образовательные ресурсы.
“Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь”.
Древняя китайская пословица
Для учителя, который начинает осваивать и использовать компьютерные технологии (см. 1 уровень ИКТ-компетентности), важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи.
Большинство существующих на сегодня ЦОР создавалось без связи с существующими образовательными стандартами, учебными программами и педагогической практикой, без учета потребностей школы и учителя.
Серьезной проблемой является дефицит методических рекомендаций по использованию данных продуктов. Во многом в силу данных причин цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный образовательный процесс и зачастую оказываются невостребованными в школах.
Основная задача – способствовать изменению сложившейся ситуации, обеспечив школы необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав условия для их активного использования в учебной деятельности.
Выступление предметных мастерских на аудиторию, фиксация результатов работы на интерактивной доске (на доске вывешиваются итоговые листы) – оценка ЭОР с точки зрения использования на уроке, во внеурочной деятельности – работа с интерактивной доской (Приложение 2)
2.2.2. Основные качества УМК: – слайд презентации
- Комплексность – каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD , цифровое приложение в виде объектов на DVD , сайт-представительство УМК авторским коллективом с методической поддержкой.
- Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления на различных уровнях реализации (минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета).
- Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).
Возможно, УМК структурировать по трем сегментам: учебный, учебно-практический и учебно-методический. Каждый из сегментов УМК может иметь инвариантный и вариативные разделы. (Приложение 3)
УМК должен как минимум обеспечивать следующие формы использования цифровых ресурсов :
- использование на уроке (объяснение материала, лекция, выступление учащегося или дискуссия, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся, анализ или построение моделей, тестирование, поиск необходимой информации);
- самостоятельное использование учеником вне урока (работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль и контроль знаний, построение моделей объектов и процессов, отработка технических навыков на тренажере);
- использование учителем на этапе подготовки к уроку (подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).
2.2.3. Интерактивная доска
Уроки должны быть яркими,
материал – запоминающимся,
а учитель – “артистом, художником,
горячо влюбленным в свое дело…”
(А. П. Чехов).
Для этого велики возможности использования интерактивной доски.
Интерактивность досок заключается в возможности вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, изменять последовательность кадров, сохранять кадры для последующей работы.
Фактически интерактивная доска (ИД) — это монитор с возможностью ввода данных в компьютер непосредственно с рабочей поверхностью доски. Учитель может сохранить все записи, сделанные в течение урока.
На белой поверхности ИД возможны записи только фломастерами-маркерами 3—4 цветов. Она может показывать изображения в цвете (видео, анимации и т.п.), на ней можно делать записи также маркерами нескольких цветов, имеется возможность писать поверх изображения и запоминать данный кадр.
ИД имеет возможность затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент. Это очень важный эффект, который называется “шторка” и входит в ее программное обеспечение. При объяснении учитель может на изображении схемы, чертежа делать любые поясняющие записи или использовать только чистый экран ИД и полностью процесс объяснения проводить с записями формул, графиков. К доске можно вызвать учащихся, которые при ответе могут проводить самостоятельные записи формул, решения задач, чертить графики, схемы.
На поверхности ИД можно начертить простую схему, рисунок в упрощенном виде, представляющем обычно вид спереди, а затем показать реальный вид, используя мультимедиа-объект.
Традиционные технические средства обучения делятся на звуковые (магнитофон, радиоприемник), экранные (кодоскоп, эпидиаскоп, диапроектор) и экранно-звуковые (кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон). ИД соединяет в себе возможности всех данных технических устройств. Но возможностей у нее больше: она соединяет функции компьютера с видеопроектором и тактильно-интерактивные функции пользователя (учителя, учащихся). Именно поэтому ИД является новым интерактивным техническим средством.
Заключение. Рефлексия.
Подводя итог нашей совместной творческой деятельности в педагогических мастерских, необходимо отметить, что деятельность учителя в плане использования ЭОР предполагает следующие формы работы в соответствии с уровнями ИКТ-компетентности – (работа с интерактивной доской – заполнение колец Венна). Приложение 2.
Практика информатизации общеобразовательной школы ясно показала, уже в настоящее время использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет:
учителю:
- смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
- вести мониторинг состояния учебной деятельности учащихся;
- осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, месяца, четверти, полугодия, года;
- реализовать принцип субъективности воспитания, посредством методов убеждения, оценки и самооценки.
создать для ученика:
- непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, прилежания и самооценки;
- психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);
- возможность в любой момент посмотреть свои достижения;
- используя средства компьютерных телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка;
- контролировать состояние и уровень достижений своего ребенка.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.
ИКТ-компетентность учителя, как составляющая его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.
В рамках деятельности нашей школы проводилась диагностика ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в форме анкетирования. Его результаты мы представляем на Ваш суд.
Демонстрация слайда – ИКТ-компетентность учителя
Слайд – ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учащихся.
Ведущий: Давайте подведем итог, насколько сформирована ИКТ-компетентность учителя и учащихся в нашей работе, опираясь на данные таблицы.
Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии – Учитель, я вспоминаю притчу:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе – спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.
- www.ictest.ru ИКТ-компетентность: о Проекте “Разработка Инструмента оценки ИКТ-компетентности учащихся”
- http :// www . ido . tsu . ru / prog _ nfpk 2. php ? prog = iktcomp _ baseped & page = comp Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
- www. ito.su Материалы XVI Международной конференции “Информационные технологии в образовании” (ИТО-2006)
- www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании
- Бурмакина, В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезизы доклада [Текст] / В.Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006.
- Воронина, О. Главная задача ЦОР – повышение эффективности урока / О. Воронина // Директор школы. – 2008. – №4. – С. 58-60.
- Гомулина, Н.Н. Применение новых электронных образовательных средств для интерактивных досок / Н.Н.Гомулина // Физика в школе . – 2008.-№7. – С. 17
- Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – С. 3–4.
- Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада [Текст] / А. А. Елизаров // Международная научно-практическая конференция RELARN-2004.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
- Земля и небо становятся ближе // Школьное обозрение. – 2001.– №6. – С. 48-50.
- Извозчиков, В.А. Школа информационной цивилизации : “Интеллект– XXI”: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. – М.: Просвещение, 2002.
- Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003.
- Лизинский, В. М. Работа администрации школы с учителем [Текст] / В.М. Лизинский. – Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
- Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Трапезникова, Т. Электронные учебные ресурсы и их применение / Т. Трапезникова // Директор школы. -2008. – №4. – С. 61-65
- Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование №1 2, 2004, с.5.