Кружок в начальной школе по основам православной культуры. Заочная экскурсия "Музеи – хранилища культур"

Разделы: Начальная школа


Цель мероприятия: Дать представление учащимся о предназначении музеев. Совершить заочное путешествие в Третьяковскую галерею и Эрмитаж.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся научатся различать понятие «музей» и иметь общее представление о двух известнейших музеях: Третьяковской галерее и Эрмитаже.
  2. Учащиеся учатся адекватно воспринимать оценку учителя, строить речевые высказывания в устной форме, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
  3. У учащихся формируется чувство сопричастности и гордости за свою Родину, чувство прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной культурой.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, персональный компьютер, учебники по ОПК «Мы и наша культура» 1 класс.

Ход занятия

Заранее подготавливается аудитория. Расставляются парты парами для работы в группах.

I

Учитель предлагает перед началом путешествия ребятам разделиться на группы. Вызываются 4 человека. Они становятся в ряд и начинают по очереди звать по одному ученику к себе в группу. Потом подошедшие тоже начинают звать себе следующих ребят. И так пока не будут распределены все дети. Ребят просят присесть за парты. А теперь им предлагается посовещаться и выбрать капитана группы. Учитель выдает каждой группе по мягкой игрушке (символизирующей название команды) и вручает капитанам знаки отличия (эмблемы).

II

Беседа.

– Какой бывает природа? А что такое нерукотворная природа? Приведите примеры. А для чего люди создают украшения? Картины, книги, мебель, одежду? А куда девают потом все это, если оно было выполнено с душой и красиво?

А кому из вас приходилось бывать в музеях? Расскажите о том, что вы там видели.

Сегодня мы тоже совершим путешествие в два музея: Третьяковскую галерею и Эрмитаж.

III

Выступают учащиеся с заранее подготовленными докладами. Одновременно на экране демонстрируются слайды. Приложение

1-й уч-ся: Государственную Третьяковскую галерею в Москве знает весь мир. Люди ласково называют галерею Третьяковкой. Ее основал купец Павел Михайлович Третьяков. В ней собраны картины русских художников. Вы сейчас видите Третьякова. А это сама галерея. О картинах расскажут ребята.

2-й уч-ся: «Троицу» написал художник Андрей Рублев. Он жил шесть столетий назад. В ту пору люди не рисовали людей, а рисовали бога, ангелов и святых. Такие картины назывались иконами. На них молились, считалось, что иконы помогают от болезней.

3-й уч-ся: Александр Иванов 20 лет рисовал свою известную миру картину «Явление Христа народу». На картине собрались люди, ждут появления Иисуса Христа. Они думают, что сын бога сделает их всех счастливыми. Картина огромная, на всю стену музея. Жаль, что художник нарисовал картину и вскоре умер.

4-й уч-ся: Исаак Левитан – художник, который писал русские пейзажи. Он подмечал в русской природе то, что не видели другие художники. Эта картина называется «Дубовая роща». В ней чувствуется запах листьев. Так и хочется пробежать по листве, чтобы услышать их шуршание. Это – «Озеро». Это – «Март».

5-й уч-ся: Когда слышишь фамилию Шишкин, то сразу представляешь русскую природу6 леса с соснами, поля с пшеницей. Художник Иван Шишкин лучше всех знал и умел рисовать деревья. Дети особенно любят его картину «Утро в сосновом лесу». На ней мы видим маму-медведицу со своими медвежатами, которые балуются, как ребята. Я люблю конфеты в обертке, где есть эта картина. А это картина «Рожь». Так и хочется по дороге босиком.

6-й уч-ся: Виктор Михайлович Васнецов всем сердцем любил тоже русскую землю. На его картинах сказочные герои русских былин. Это – грустная Аленушка. Но главная его картина «Богатыри». Посередине на коне самый старший богатырь – это Илья Муромец. В руках у него копье и булава. Слева – Добрыня Никитич. Он держит меч. Многие считают, что Васнецов его нарисовал со своего лица. А справа самый молодой – это Алеша попович. Он держит лук. Все вместе они смотрят: «Нет ли врагов земли русской».

7 уч-ся: Необычной красоты картина Карла Павловича Брюллова «Всадница». На великолепном коне молодая девушка. Девочка в восторге подбежала по балкончику к ней, чтобы порадоваться ей. Здесь все грациозное и воздушное.

IV

Учитель:

– Давайте лучше почувствуем те времена, когда люди носили такие наряды, как мы увидели и имели в своих домах такие картины. Станцуем менуэт. Мальчики приглашают девочек (звучит музыка).

– Спасибо за танец. Остаются капитаны, а остальных прошу присесть. Вам вручаются конверты. По моей команде вы их вскроете и вместе со своей группой соберете части ксерокопии иконы «Спас Нерукотворный» и наклеите на листок бумаги. (Подводятся итоги. Работы вывешиваются на доску.)

8-й уч-ся: Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший музей в мире. Музей начал свою историю с царицы Екатерины Второй. Она собрала первую коллекцию картин, в Эрмитаж входят 6 зданий, стоящих на берегу Невы. Сегодня в музее около 3 миллионов произведений искусств и памятников. Давайте попутешествуем по залам главного здания (учитель комментирует слайды одним предложением. Отмечает красоту и назначение созерцаемого). Приложение

V

Учитель:

– Мне посчастливилось побывать в Третьяковке и Эрмитаже. Хочу немного поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями. В Третьяковке в отдельном зале выставлены иконы. Иконы Рублева расписаны не только красками, но и золотом. Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» настолько велика, что для ее просмотра надо уходить очень далеко. Дальше чем на длину нашего класса. А чтобы просмотреть весь Эрмитаж нужно жить в городе 3 месяца. Крыша здания украшена огромными скульптурами. На одной из картин изображена плачущая девушка. Слезы нарисованы так правдоподобно, что хочется вытереть их. У меня есть фотографии, сделанные в этих музеях. Просмотрите их. (Раздаются по несколько штук на каждую группу, а потом ребята переходят).

VI

Работа в группах. Учитель раздает учебники «Мы и наша культура» 1 класс. Дается задание рассмотреть иллюстрации на страницах 22-33. Каждой группе по очереди даются задания:

– Покажите изображение Третьяковки, назовите ее основателя.

– Покажите изображение иконы. Для чего их рисовали?

– Покажите изображение картины Ивана Шишкина «Рожь». А какую еще его картину вы запомнили?

– Покажите изображение картины «Богатыри». Кто ее написал? А что богатыри делают?

– Покажите изображение картины Александра Иванова. Как она называется? Что ждут люди, изображенные на ней, от Иисуса Христа?

– Кто основал Эрмитаж?

– Что находится на крыше Эрмитажа?

VII

Учитель:

– Мы с вами путешествовали по музеям благодаря техническому оборудованию, учебнику. А если вы захотите еще побывать в музеях, то можно сходить в библиотеку, где мы были с вами на прошлой неделе и там взять книги про Третьякову и Эрмитаж. Сесть там и спокойно и тщательно все рассмотреть. Книги выглядят вот так (учитель указывает на выставку книг, взятых в библиотеке).

– А сейчас давайте тоже станем немного художниками. Перед каждым из вас я кладу листик с картинкой пасхального яйца. Кто помогал мамам украшать на пасху яйца? Работу нужно выполнить аккуратно и интересно. Пользуйтесь карандашами и фломастерами.

VIII

Итог

– На обратной стороне вашей картинки нарисуйте личико. Посмотрите на доску. Вы видите 3 личика: радостное, спокойное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.

(Учитель просматривает «личики» и делает выводы об успешности мероприятия. Но предварительно опрашивает ребят, нарисовавших грусть. Почему у них такое настроение? Картинки с изображением пасхального яйца вывешиваются на доску.)

– На память о нашем путешествии вам вручаются памятные открытки с изображениями тех городов, где находятся Третьяковка и Эрмитаж. (Звучит спокойная классическая музыка).