Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала, на основании полученной в результате проверки знаний информации. Учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи, ранее усвоенных и новых знаний.
Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома, с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.
С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, определяется готовность к дальнейшему обучению.
На уроках обществознания, как и на любых других уроках, возможно применение различных форм и методов проверки знаний.
Формы проверки в педагогической теории и практике, в разные времена, напрямую зависели от подходов к роли и содержанию данного этапа в процессе обучения истории. Долгое время «основной формой учёта проверки знаний и контроля над работой учащихся» считался опрос. Опрос учащихся, прежде всего определённая часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьёзно готовиться, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания – дело ответственное, всякая неясность, нечёткость формулировки может сказаться на результате контроля. Функции опроса очень многообразны.
Формы опроса:
- фронтальный (беседа)
- групповой (работа по карточкам)
- индивидуальный – письменный и устный (ответ у доски, работа по карточкам, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов).
Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса, наиболее ярко и в полной мере опрос может проявляться на повторительном обобщающем уроке.
Проверка знаний может происходить с помощью тестовых заданий. Здесь обучающимся предлагается несколько (обычно 2-3) варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Задания теста должны быть сформулированы чётко, кратко, чтобы всем был понятен смысл того, что у них спрашивается.
Тест – краткое стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки) задание (система заданий), направленное на выявление и оценку достижения учеником заданного государственным образовательным стандартом уровня предметной подготовки.
На своих уроках чаще всего я использую тестовые задания при завершении изучения темы, на обобщающих уроках. Предварительно проговариваем с учащимися все понятия, какие встретятся им при выполнении заданий.
Тестовые задания по обществознанию (учебники 8, 9 класса Боголюбова Л.Н., 2010 г.)
Тестовая работа 8 класс. Тема: «Личность и общество»
1 вариант
-
Выберите список основных сфер жизни общества:
А) спортивная, гуманитарная, духовная, физическая;
Б) духовная, экономическая, политическая, социальная;
В) военная, политическая, психологическая, социальная. - К духовной сфере жизни общества относятся:
А) научные открытия, нравственная оценка поступка;
Б) создание экономической теории;
В) кузнечное дело. -
Выберите признаки аграрного общества:
А) преобладание ручного труда;
Б) широкое применение машинной техники;
В) основа производства – сельскохозяйственный труд;
Г) производство ориентировано на качество. -
Какие основные этапы выделяют в становлении личности?
А) индивид, индивидуальность, личность;
Б) индивидуальность, адаптация, мировоззрение, социализация;
В) адаптация, индивидуализация, интеграция. -
Укажите черты, характерные для постиндустриального общества:
А) информатизация;
Б) глубокая религиозность;
В) компьютеризация;
Г) появление промышленности;
Д) господство сельского хозяйства;
Е) развитие научных знаний. -
Как называются правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в обществе?
А) социальный статус;
Б) социальная сфера;
В) социальная норма;
Г) социальная роль. -
Выпишите явления, которые относятся к политической сфере:
Рабы и рабовладельцы, церковь, нация, библиотека, законодательство, завод, торговля, политическая партия, детский сад, семья, парламент.
2 вариант
-
Какие основные этапы выделяют в становлении личности?
А) индивид, индивидуальность, личность;
Б) индивидуальность, адаптация, мировоззрение, социализация;
В) адаптация, индивидуализация, интеграция. -
Как называется общество, основанное на господстве машинного производства?
А) аграрное;
Б) индустриальное;
В) постиндустриальное. -
Как называются правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в обществе?
А) социальный статус;
Б) социальная сфера;
В) социальная норма;
Г) социальная роль. -
К политической сфере жизни общества относятся:
А) театральный спектакль, научные открытия;
Б) банковские операции;
В) вопросы власти, государства. -
Укажите черты, характерные для индустриального общества:
А) рост промышленности;
Б) информатизация;
В) господство сельского натурального хозяйства;
Г) использование крупного машинного производства;
Д) рост городского населения. -
Выберите список основных сфер жизни общества:
А) спортивная, гуманитарная, духовная, физическая;
Б) духовная, экономическая, политическая, социальная;
В) военная, политическая, психологическая, социальная. -
Выпишите явления, которые относятся к социальной сфере:
Рабы и рабовладельцы, церковь, нация, библиотека, законодательство, завод, торговля, политическая партия, детский сад, семья, парламент.
Самостоятельная работа – 8 класс. Тема: «Экономика»
-
Одна из главных экономических проблем, определяющих жизнь в обществе – это
А) зависимость спроса от предложения;
Б) недостаточность материальных средств населения;
В) ограниченность ресурсов. -
Выпишите свободные блага:
Воздух, транспорт, сырье для производства, вода, солнечный свет, энергоресурсы, производственные здания, земля. -
Главные вопросы экономики:
А) где производить, как и что;
Б) что производить, как и для кого;
В) что производить и каким способом. -
Выпишите признаки рыночной экономики:
Господство натурального хозяйства, экономическая самостоятельность производителя, контроль над распределением благ со стороны государства, частная собственность, преобладание государственной собственности, производство продукции в основном для себя, замкнутость хозяйства, централизованное распределение ресурсов, принятие государственных планов производства, конкуренция. -
Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества, называются
А) отношения собственности;
Б) имущественные отношения;
В) рыночные отношения. -
Извлечение из имущества полезных свойств называется
А) владение;
Б) использование;
В) распоряжение. -
Установи соответствия:
1. Принадлежность средств и результатов производства всему обществу | 1. Частная собственность |
2. Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям | 2. Коллективная собственность |
3. Принадлежность средств производства и результатов производства отдельному субъекту собственности | 3. Федеральная собственность |
4. Совместная собственность членов трудового коллектива | 4. Общественная собственность |
5. Собственность, принадлежащая Российской Федерации | 5. Муниципальная собственность |
Тестовая работа 9 класс. Тема: Государство
-
К политике относятся
А) контакты между фирмами
Б) договоры между государствами
В) мероприятия благотворительных организаций
Г) гастроли театра за рубежом. -
Верны ли следующие суждения о политической власти:
1) Политическая власть осуществляется всеми ветвями государственной власти
2) Политическая власть распространяется на все общество.
А) верно только 1.
Б) верно только 2.
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны. -
К признакам любого государства относится
А) верховенство закона
Б) наличие парламента
В) унитарное устройство
Г) наличие публичной власти -
Государство, в котором его административные единицы не обладают суверенитетом, местные органы власти подчиняются центральным, называется
А) федерацией;
Б) монархией;
В) унитарным государством;
Г) республикой. -
Монархия – это форма государственного правления, при которой
А) верховная власть сосредоточена в руках лидера, победившего на выборах
Б) верховного правителя выбирают на собрании народных представителей
В) верховная власть сосредоточена в руках главы государства и передается по наследству. -
А) верховенством исполнительной власти
Б) всесторонним контролем за жизнью граждан
В) равенством граждан перед законом
Г) господством одной идеологии -
При каком политическом режиме особую роль начинает играть правящая партия во главе с вождем, власть становится бесконтрольной со стороны общества?
А) демократический;
Б) тоталитарный;
В) авторитарный -
Выберите из перечисленного основные признаки правового государства:
А) единство территории, законодательная власть, налоговые сборы
Б) гарантия прав и свобод человека, верховенство закона, разделение властей
В) соблюдение прав и свобод человека, проведение выборов, во главе государства – президент. -
Принцип разделения властей означает
А) деление власти на политическую, личную и деловую
Б) деление власти на судебную, законодательную и исполнительную
В) деление власти на демократическую, авторитарную и тоталитарную
Итоговая работа по теме «Политика» 9 класс
-
Используя текст учебного пособия, допишите определение:
Политика – это ___________________________________________
_______________________________________________________ -
Что из перечисленного ниже относится к признакам государства? (отметьте знаком +)
- разделение общества на классы – демократический строй
- единство территории – налоговые сборы
- суверенитет – законодательная деятельность
- товарное производство и рынок – законодательное собрание
- конституционная защита прав граждан – наличие публичной власти -
Завершите заполнение схемы
-
Укажите не менее трех различий между унитарным государством и федерацией
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________ -
Заполните таблицу:
Критерии | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
1. Существует ли контроль за властью со стороны общества? | |||
2. Какова роль парламента (если он есть)? | |||
3. Допускается ли существование оппозиции? | |||
4. Реализуются ли основные права и свободы граждан? | |||
5. Какова степень насилия и принуждения? |
-
Что из перечисленного ниже относится к признакам правового государства?
- наличие законов – верховенство права
- наличие двухпалатного парламента – отделение церкви от государства
- незыблемость прав и свобод человека – разделение властей -
Завершите приведенные ниже определения трех ветвей власти:
Система органов государства, осуществляющих правосудие, – это ___________________ власть.
Система органов государственного управления – это _____________________________ власть.
Система органов власти, имеющих право принимать законы, – это __________________ власть. -
Что относится к экстремистским действиям в нашей стране (в соответствии с Конституцией)?
_______________________________________________________
_______________________________________________________ -
Заполните схему:
Заполните схему: