Урок геометрии "Пирамида". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Применение исследовательских технологий в образовательном процессе требует от педагога систематической и даже кропотливой работы с обучающимися по введению их в мир учебного исследования. В зарубежной образовательной практике существуют десятки моделей обучения, которые позволяют организовать исследовательскую деятельность школьников. Предлагаем рассмотреть три модели – от простого к сложному на основе уровней исследовательского метода обучения:

  • 1-й уровень – преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
  • 2-й уровень – преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
  • 3-й уровень – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Вариант 1. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности

Компонент Сущность
Цели Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта.
Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Предполагаемый результат Образовательный продукт
Содержание, возможные методы Задачи-проблемы, проблемные вопросы.
Проблемное изложение, рассуждающие изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование.
Взаимодействие, связи Обучающийся-образовательный ресурс
Деятельность обучающегося Поисковая
Позиция обучающегося Исследовательская
Контроль По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности
Тип урока · Урок-лаборатория;
· Урок-экспертиза;
· Урок – творческий отчёт;
· Урок изобретательства;
· Урок – «патент на открытие»;
· Урок открытых мыслей;
· Урок фантастического проекта;
· Урок – защита исследовательских проектов;
· Урок исследования

Вариант 2. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности

Компонент Сущность
Цели Созданий условий для организации группового взаимодействия с целью выполнения учебно-исследовательской работы.
Предполагаемый результат ЗУН, опыт решения задачи совместной деятельности, коммуникативная компетентность, образовательный продукт.
Содержание, возможные методы Задачи – проблемы, проблемные вопросы.
Взаимодействие, связи Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 чел.).
Позиция обучающегося Интерактивная, исследовательская.
Контроль По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования, текстов и т.д.
Тип урока Урок-кооперация; урок выполнения группового проекта; урок выполнения учебно-исследовательской работы.

Полезные советы.

Возможно в помощь ознакомится с журналом «Исследовательская работа школьников». Журнал адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности. Учащиеся – это не определенный ограниченный возраст, а жизненная позиция. Исследование – универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. Основная цель журнала – содействие проникновению исследования и исследовательской технологии в массовую образовательную практику. Важно, чтобы журнал смог стать объединяющим звеном для всех педагогов, ученых-специалистов, учащихся, для которых продуктивная деятельность в области творческого исследования стала ценностью. Журнал нацелен на развитие взаимодействия между академической и вузовской наукой, системой базового и дополнительного образования, центрами развития исследовательской деятельности учащихся.

Конспект урока по геометрии в 10-м классе (по учебнику Л.С. Атанасяна и др.) по теме «Пирамида» (с элементами учебного исследования) – Приложение.