Применение исследовательских технологий в образовательном процессе требует от педагога систематической и даже кропотливой работы с обучающимися по введению их в мир учебного исследования. В зарубежной образовательной практике существуют десятки моделей обучения, которые позволяют организовать исследовательскую деятельность школьников. Предлагаем рассмотреть три модели – от простого к сложному на основе уровней исследовательского метода обучения:
- 1-й уровень – преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
- 2-й уровень – преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
- 3-й уровень – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Вариант 1. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности
Компонент | Сущность |
Цели | Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта. Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся |
Предполагаемый результат | Образовательный продукт |
Содержание, возможные методы | Задачи-проблемы, проблемные вопросы. Проблемное изложение, рассуждающие изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование. |
Взаимодействие, связи | Обучающийся-образовательный ресурс |
Деятельность обучающегося | Поисковая |
Позиция обучающегося | Исследовательская |
Контроль | По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности |
Тип урока | · Урок-лаборатория; · Урок-экспертиза; · Урок – творческий отчёт; · Урок изобретательства; · Урок – «патент на открытие»; · Урок открытых мыслей; · Урок фантастического проекта; · Урок – защита исследовательских проектов; · Урок исследования |
Вариант 2. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности
Компонент | Сущность |
Цели | Созданий условий для организации группового взаимодействия с целью выполнения учебно-исследовательской работы. |
Предполагаемый результат | ЗУН, опыт решения задачи совместной деятельности, коммуникативная компетентность, образовательный продукт. |
Содержание, возможные методы | Задачи – проблемы, проблемные вопросы. |
Взаимодействие, связи | Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 чел.). |
Позиция обучающегося | Интерактивная, исследовательская. |
Контроль | По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования, текстов и т.д. |
Тип урока | Урок-кооперация; урок выполнения группового проекта; урок выполнения учебно-исследовательской работы. |
Полезные советы.
Возможно в помощь ознакомится с журналом «Исследовательская работа школьников». Журнал адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности. Учащиеся – это не определенный ограниченный возраст, а жизненная позиция. Исследование – универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. Основная цель журнала – содействие проникновению исследования и исследовательской технологии в массовую образовательную практику. Важно, чтобы журнал смог стать объединяющим звеном для всех педагогов, ученых-специалистов, учащихся, для которых продуктивная деятельность в области творческого исследования стала ценностью. Журнал нацелен на развитие взаимодействия между академической и вузовской наукой, системой базового и дополнительного образования, центрами развития исследовательской деятельности учащихся.
Конспект урока по геометрии в 10-м классе (по учебнику Л.С. Атанасяна и др.) по теме «Пирамида» (с элементами учебного исследования) – Приложение.