Урок окружающего мира по теме "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Расширить знания и представления учащихся о грибах и их местообитании.

Задачи:

  1. Обсудить новай материал о способах питания грибов и доказать необходимиость выделения грибов в особую группу живой природы.
  2. Обратить внимание детей на взаимосвязь живых организмов в природе (на примере деревьев и грибов).
  3. Развивать умения работы в паре.

Оборудование: фотоматериалы с изображением грибов, муляжи шляпочных грибов, тарелки с выращенным плесневым грибом – мукором, листы бумаги, лупы.

  1. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир: 2 кл.: Учебник: В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1.
  2. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир: 2 кл.: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  3. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1 – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

Учащимся предлагается отгадать загадки о различных объектах живой и неживой природы:

  1. Один костер весь мир согревает (солнце)

  2. На землю упало пуховое одеяло,
    Лето пришло – одеяло всё сошло (снег)

  3. Маленький, удаленький сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл (гриб)

  4. Нам в дождь и в зной поможет друг,
    Зеленый и хороший.
    Протянет нам десятки рук
    И тысячи ладошек (дерево)

  5. Без крыльев летят,
    Без ног бегут,
    Без паруса плывут (облака)

  6. Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Что объединяет слова-отгадки? (объекты живой и неживой природы) Заполним схему «Природа»

На доске схема с пропусками:

Работа со схемой: На какие группы разделим всю природу? Что относится к неживой природе? (вода, воздух, Солнце, почва и т. д.) Группы живой природы? (растения и животные) Какой группы нет в схеме? (грибы) На доске появляются таблички с недостающими словами.

III. Целеполагание (учебная задача)

Какова тема урока? О чем будем говорить? (о грибах) Что уже знаете о грибах?

Что можем узнать о грибах сегодня на уроке? Какие вопросы будем обсуждать?

Учащиеся обсуждают в парах план изучения темы. Далее проводится коллективное обсуждение плана и он постепенно появляется на доске:

  • Строение гриба
  • Питание грибов
  • Местообитание
  • Разнообразие
  • Роль грибов в природе
  • Охрана грибов

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов.

IV. Открытие нового

Докажите, что грибы – это объекты живой природы. Дети вспоминают признаки живых существ.

Однако ученые относят грибы в отдельную группу природы. Почему? Что грибы объединяет с растениями? А чем отличаются? (предположения детей) Давайте попробуем найти ответ на данный вопрос в учебнике. Откройте содержание учебника, найдите нужную тему.

Учащиеся читают текст учебника (стр. 109, 1 абзац) и делают вывод, что отличие - в способе питания растений.

А чем же питаются грибы? Прежде рассмотрим вопрос о строении гриба. Демонстрация фотографий грибов, муляжа. Далее учащиеся рисуют строение гриба на листах бумаги, учитель выполняет рисунок на доске. С помощью учебника дополняют рисунок ( плодовое тело – шляпка и ножка, грибница).

После этого рассматривается вопрос о питании грибов. Учащиеся читают текст в учебнике (стр. 110), обсуждают в парах и делают вывод о том, что грибница срастается с корнями дерева и так гриб получает от него питание.

Где чаще растут грибы?(в лесу, у деревьев, на пнях) Почему? Попробуем найти ответ на вопрос в хрестоматии. Учащиеся находят нужный текст в хрестоматии по содержанию и обсуждают проблему в группах по четыре.

Чем же отличается гриб и растение? (способ питания)

Физпауза

Мы с вами говорим о шляпочных грибах, которые растут в лесах и парках. Но оказывается не обязательно идти в лес, чтобы увидеть грибы! Вспомните название текста в учебнике. (Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?) Учитель демонстрирует фото хлеба с плесенью. Что же такое плесень? Работа с текстом учебника (стр. 111). Далее демонстрируется выращенный мукор на хлебе, дети рассматривают его через лупы и обсуждается опыт по выращиванию гриба на хлебе. Какой вопрос возникает? (как появился гриб?) Чтение текста учебника о расселении и размножении плесени спорами (ветер разносит споры по помещению).

Разнообразие грибов очень велико (около 65 тыс. видов), есть среди них необычные и удивительные! (демонстрируются фотоснимки разных грибов) Об этом вы можете прочитать рассказ в хрестоматии «Как грибы помогают человеку».

V. Закрепление

Работа в тетрадях (стр. 46, зад 64, 65) в парах.

Давайте еще раз повторим все, что узнали сегодня о грибах. Игра «Да-нет»:

  • Грибы – объекты живой природы (да)
  • Основная часть гриба – плодовое тело (нет, это грибница)
  • Грибы размножаются спорами (да)
  • Грибы питаются так же, как и растения (нет)
  • Грибы можно увидеть дома (да)

VI. Итог урока, самооценка (рефлексия)

Давайте вернемся к нашему плану изучения грибов. Что удалось обсудить сегодня? Что узнали нового? Кому было интересно?