Урок литературного чтения. Саша Черный. "Что ты тискаешь утенка?.." 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихами Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»;
  • способствовать формированию навыка правильного чтения;
  • способствовать формированию УУД;
  • создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.

Оборудование:

  • учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 часть, 3 класс;
  • карточки-словари;
  • карточки для самооценки;
  • портрет Саши Черного;
  • сборники со стихами Саши Черного;
  • информационный материал;
  • презентация «Саша Черный»;
  • аудиозаписи «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Воробьиная дискотека»;
  • иллюстрации, фотографии с изображениями утенка, воробья, слона;
  • технические средства для демонстрации учебных материалов.

Ход урока

Содержание Формирование УУД
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности
-Приветствие
-Настроение
-Желание работать на уроке и узнать новое
Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования
2. Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений
На доске:
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ
В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ .

У: Прочитайте строки с доски про себя, затем:

-вслух медленно
-с интонацией – вопросительной
-с интонацией – восклицательной
-сердито
-весело
-быстро и весело

(дети читают предложение)
Регулятивные: постановка учебной задачи; планирование
У: О чем говорится в этом предложении?

Д: В предложении говорится о том, что перепел прятал перепелку и перепелят от ребят.

У: Почему перепел прятал их от ребят?

Д: Он опасался за жизнь перепелят и перепелки.

У: Какая опасность может угрожать птицам?

Д: Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц.
Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли
У: К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»?

Д: Это скороговорка.

У: Как вы думаете, для чего нужны скороговорки?

Д: Они тренируют правильное произношение. Развивают речь.

У: Какие еще литературные жанры вы знаете?

Д: Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.

На доске:
ЖАНРЫ

СКОРОГОВОРКА ЗАГАДКА БАСНЯ
СКАЗКА ПЕСНЯ НЕБЫЛИЦЫ РАССКАЗ СТИХИ

У: Кто создает жанры?

Д: Народ, писатели, поэты.

У: Что создают поэты?

Д: Поэты пишут стихи.
Познавательные: умение структуировать знания
3. Изучение нового материала
У: Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века».

На доске: 1880—1932 г.г.

У: Ребята, вы получили данную информацию.
Какие цели поставим на данном уроке?

Д: Узнать об интересном человеке. Кто этот поэт? Какие стихи он писал? О чем он хотел рассказать нам в своих произведениях?

У: Этот поэт написал много стихов для детей.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование
На доске:
«КРОКОДИЛ», «ВОРОБЕЙ», «МЫШИНОЕ ГОРЕ», «СЛОН»,
«АИСТЫ», «СНЕГИРИ»,
«ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?..»

(Дети читают названия стихов)

У: Вы догадались, кто этот поэт?
На доске: (портрет Саши Черного)
(Дети затрудняются)

У: Какие стихи представлены в списке?

Д: Мы можем предположить, что поэт писал стихи о животных.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами о животных. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его , как мальчика, нашего сверстника, просто – САША ЧЕРНЫЙ.

На доске: САША ЧЕРНЫЙ
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
У: Давайте посмотрим презентацию об этом замечательном поэте.
(презентация «Саша Черный» – 3 мин. 30 с.)
Учебное слайд-шоу «Саша Черный» – автор сайта – Мария Алексеевна Смирнова ЦО 293 г. Москва
Содержание: (фотографии с изображением детских книг)

Может быть, слыхали все вы и не раз,
Что на свете есть поэты.
А какие их приметы
Расскажу я вам сейчас.

Уж давным-давно пропели петухи,
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью – пишет все стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,
Весел он под каждым кровом
И играет звонким словом,
И во все сует свой нос.

Он, хоть взрослый, но совсем такой, как вы
Любит сказки, солнце, елки.
То прилежнее он пчелки,
То ленивее совы.

У него есть белоснежный резвый конь.
Конь – пегас – рысак крылатый
И на нем поэт лохматый
Мчится в воду и в огонь.

Ну, так вот, такой поэт примчался к вам.
Это ваш слуга покорный.
Он зовется – Саша Черный.
Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,
Все стихи при свете свечки.
До свиданья, человечки!
Надо чайник снять с плиты.

(фотографии «из семейного альбома» Саши Черного)
Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александру, когда он ступил на литературную дорогу, не пришлось особо напрягаться, придумывая себе творческое имя.

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках.

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.
Коммуникативные: умение слушать
У: Что вы узнали о поэте?

Д: Интересные моменты из биографии Саши Черного. У нас появилось желание больше узнать о жизни и творчестве поэта)

У: Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте.

Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд, –
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь – и капут.
Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений

Постановки и решения проблем: самостоятельное сознание способов решения проблем поискового характера
У: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Д: (делятся своими впечатлениями)

У: Все ли слова и выражения были понятны вам?

Д: (называют слова: ТИСКАТЬ, БРЫКАТЬСЯ, ПРИТИСНЕШЬ, КАПУТ; выражения: РВЕТСЯ ПРОЧЬ, В СВОЙ ЧЕРЕД)
Коммуникативные: сотрудничество
У: Как вы понимаете значения этих слов?
Д: (высказывают свои предположения)

У: Обратимся к карточкам-словарям.

На столах: карточки-словари

ТИСКАТЬ – давить, прижимать
ПРИТИСНЕШЬ – прижмешь
БРЫКАТЬСЯ – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться
КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время
Регулятивные: прогнозирование; соотнесение работы с эталоном для самопроверки
(Работа в парах: чтение )

Д: (чтение вслух по одному слову – фронтально)

У: Подтвердились ли ваши предположения?

Д: (сравнение, сопоставление)

У: Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут»
Коммуникативные: сотрудничество
Д: Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений
У: Откройте учебник – страница 46. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

У: Какое сравнение изобразил художник ?

Д: Утенок – мальчик; мальчик — бегемот.

У: Сколько героев в этом произведении?

Д: Три: мальчик, утенок, автор – Саша Черный.

У: Что они делают?

Д: Мальчик тискает утенка. Утенок рвется прочь. Автор – взрослый, поэт убеждает мальчика не тискать утенка.

У: Как автор убеждает мальчика не тискать утенка?

Д: Советует, убеждает, настойчиво просит.

У: Как будем читать стихотворение?

Д: Будем убеждать.

У: Попробуем вместе с автором убедить мальчика. Прочитайте стихотворение про себя.

Д: (самостоятельно читают стихотворение про себя)

У: Прочитайте выразительно стихотворение.

Д: (2-3 раза читают)

У: Что хотел сказать автор нам этими стихами?

Д: Саша Черный хотел предупредить нас , чтобы мы относились к животным бережно, с любовью.

У: Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?

Д: (предлагают свои призывы)

На доске появляется призыв:

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!
ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

У: Объявляется физминутка. (Аудиозапись «Воробьиная дискотека»)
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез

Полностью ход урока приведен в Приложении.