I. Пояснительная записка
Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частыми и тесными взаимодействиями представителей различных этнических и социальных групп и др. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идёт о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять полученные в школе знания и умения в жизни, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
История, основанная на достоверных и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребёнку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.
Основная цель учебной программы: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей страны.
Задачи:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности, усвоение и накопление социального опыта;
- воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в духе демократических ценностей современного общества;
- обучение умению анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учётом временных векторов смены цивилизаций на Земле;
- развитие дефицитарных высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Учебный предмет «История» относится к Федеральному компоненту, относится к образовательной области «Обществознание».
Учебная программа предмета рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Программа разработана на основании Типовой программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под руководством И.М. Бгажноковой (И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова История 6 – 9 класс) М.: Просвещение, 2006.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины исторических событий и явлений рассматриваемого периода;
- описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе определенного исторического периода;
- по датам определять век;
- пользоваться исторической картой;
- связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов.
Обучающиеся должны знать:
- хронологические сведения изучаемого исторического периода;
- имена (3–5) представителей науки, культуры, известные (из программ по чтению 6–9 классов)произведения А.C. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова и др.
- ответы на вопросы об исторических событиях изучаемого периода (подробнее см. раздел V данной программы)
II. Учебно-тематический план на 2010–2011 учебный год.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Повторение. | 2 |
Раздел 1. Единая Россия (конец XIV–XVII век) | 20 часов | |
2. | Образование единого Московского государства 4 | 4 |
3. | Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530 и 1584 гг.) | 4 |
4. | Смутное время. Начало царской династии Романовых. | 7 |
5. | Культура в Российском государстве конца XV–XVI веков. | 4 |
Раздел II. Великие преобразования России в XVIII веке. | 20 | |
6. | Эпоха Петра I. | 6 |
7. | Российская империя после Петра I. | 3 |
8. | Россия при Екатерине II. | 6 |
9. | Культура России в XVIII веке. | 4 |
Раздел III. Российская империя в XIX веке. | 16 ч. | |
10. | Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX века. | 9 |
11. | Россия эпохи Николая I. (1825–1855) | 3 |
12. | Культура России в первой половине XIX века | 3 |
Раздел IV. Эпоха великих реформ. | 9 | |
13. | «Царь-освободитель» | 2 |
14. | Александр III («Миротворец») (1881–1894) | 3 |
15. | Культура России во второй половине XIX века | 3 |
16. | Урок повторительного обобщения по курсу. | 1 |
III. Измерительные материалы.
1. Соотнесите с датой.
Даты | Века |
1) 1703 г. | а) XVI в. |
2) 1861 г. | б) XVIII в. |
3) 1613 г. | в) XVII в. |
4) 1530–1584 гг. | г) XIX в. |
2. соотнесите понятие с его значением.
Понятие | Значение |
а) Судебник | 1. Изменения в жизни государства. |
б) Опричники | 2. Выдающийся (самый лучший) образец работы мастера (художника). |
в) Реформа | 3. Группа людей, имеющих определённые права и обязанности. |
г) Сословие | 4. Сборник записанных при Иване Грозном законов. |
д) Шедевр | 5. Особая внутренняя политика Ивана Грозного. |
3. Соотнесите причины исторических событий и сами события.
События | Причины |
1. Смутное время. | а) 1) у России не было крупного порта на берегах Балтийского моря; 2) Пётр хотел построить новую столицу по европейскому образцу; 3)Россия должна закрепить за собой территории, отвоёванные в результате Северной войны. |
2. Основание Санкт-Петербурга | б) 1) убийство малолетнего царевича Дмитрия; 2) несколько лет подряд в стане были неурожаи, голод, разруха; 3)отсутствие сильной государственной власти в России привело к росту восстаний в стране. |
3. Отмена крепостного права | в) 1) поражение России в Крымской войне; 2) рост недовольства крестьян своим положением; 3) экономическая отсталость России (слабое развитие хозяйства в России); 4) многие высшие чиновники хотят изменить положение крепостных крестьян. |
4. Посмотрите на рисунок. Кто изображён на нём? Что сделал этот человек для развития России? Что ещё вы о нём знаете?
Например: репродукции
- В. Васнецов «Иван Грозный»;
- В. Серов «Пётр Великий»;
- А. Кившенко «Совет в Филях»;
- В. Тропинин «Портрет Пушкина».
5. Посмотрите на репродукцию картины (В. Васнецов «Богатыри») и опишите, кто на ней изображён; что на ней изображено?
6. С помощью словаря, текста и иллюстраций учебника составьте план ответа на вопрос: В чём главные заслуги в правлении Александра II?
IV. Методические рекомендации к оценке знаний, умений и навыков школьников.
Оценка «5» ставится, если ученик усвоил более 65 % изученного материала.
Оценка «4» ставится, если ученик усвоил материала на 50–65 %.
Оценка «3» ставится при усвоении 30–50 % изученного материала.
Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учётом их возможностей. Требования определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории детей. Требования выступают в качестве методического самоконтроля, т.к. есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования. может завысить уровень требований к ученикам, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
1 уровень
-
объяснять значение слов и понятий, а также устанавливать их причины:
- возвышения и укрепления московского государства при Иване Грозном;
- Смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословных отношений в российском государстве; -
описывать:
- отдельных исторических лиц (Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
- нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры; -
ориентироваться в:
- названиях древних городов Руси (3–6 названий);
- основных событиях периода XVI–XVII веков. -
Объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины:
- борьбы за престол между Софьей и Петром I;
- возникновения волнений и бунта стрельцов;
- поездки Петра I и представителей дворянства на учёбу за границу;
- введения новшеств Петра I в жизнь российского общества;
- создания новой столицы России;
- деятельности Петра I по просвещению народа;
- создания «Наказа» Екатерины II;
- благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой. -
анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;
-
описывать:
- личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;
- быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоановны, Екатерины II;
- прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры. -
по датам определять век;
-
составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;
-
пользоваться картой;
-
связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин и др.).
Обучающиеся должны знать:
-
хронологические сведения:
- период правления Петра I (1682–1725);
- основание Петербурга (1703);
- период царствования Екатерины II (1762–1796); -
значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти;
-
ответы на вопросы об:
- главных заслугах в правлении Александра II:
- праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;
- введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех», собраний, Городской думы;
- устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городской думы;
- обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;
- основных заслугах периода правления Александра III:
- финансовом и экономическом укреплении России;
- покровительстве русской промышленности;
- бережливости и отчётности в государственных расходах;
- поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
- укреплении армии и флота; -
имена (3–5) из программ по чтению 6–9 классов произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др.
V. Литература.
- Типовая программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. 5–9 классы Под рук. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2006.
- Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редекина История России. Учебник для 8 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.
- С.П. Алексеев Книга для чтения по истории нашей Родины – М.: Просвещение, 1987.
- В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова Книга для чтения по истории СССР XIX век. – М.: просвещение, 1978.
- Н.Н. Головин Моя первая русская история. – М.: Терра, 1995.
- А. Ишимова История России в рассказах для детей. Любое издание.
- А.В. Шестаков История СССР в художественно-исторических образах. Хрестоматия для учителя. – М.: Просвещение, 1985.