Актуальность: Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Знания не являются самоцелью, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Тема в образовательном плане: деревья Красноярского края.
Типология проекта: проект носит комплексный характер - включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь-январь).
Участники проекта: старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги, сотрудники Красноярского дендрария.
Цель: Формирование представлений у детей о хвойных и лиственных деревьях лесной и таежной зоны Красноярского края.
Задачи:
Материал. Фотопейзажи и картинки тайги, смешанного леса, речных порогов, картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев (предметные и сюжетные), макет речного порога, художественная литература (рассказы, сказки, загадки), саженцы ели и сосны, инвентарь для высадки саженцев, сухая хвоя с лиственницы, гербарии листьев с лиственных деревьев, схемы-карточки для составления рассказов о деревьях, схемы-карточки кому нужны деревья в лесу, зачем пилят деревья, картинки с изображениями животных в дикой природе, маски деревьев, шишки хвойных деревьев, кедровые орехи, энциклопедический материал, изоматериалы (клей, цветная бумага, краски, карандаши, пластилин),
Перспективный план реализации проекта.
Месяц, неделя. |
Названия мероприятия. |
Цель мероприятия. |
Место и форма мероприятия. |
Сентябрь 1-я неделя. |
Путешествие в тайгу. | Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные "открытия". | Групповая комната. Открытое
занятие-путешествие. Привлечь родителей к сбору наглядного материала. |
Сентябрь 2-я неделя. |
Высадка на участке детского сада саженцев ели и сосны. | Цель: Познакомить с саженцами ели и сосны, показать, как высаживаются саженцы, привлечь детей к высадке, формировать умения по высадке, воспитывать трудолюбие и бережное отношение к объектам природы | Совместная работа родителей и детей на участке детского сада. |
Сентябрь 3-я неделя. |
Как узнать ель? | Цель: Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. | Наблюдение и беседа, на участке
детского сада. Чтение художественной литературы: С.Михалков "Ёлочка". |
Сентябрь 4-я неделя. |
Дендрарий. | Цель: Дать представления детям, что такое дендрарий, зачем он нужен людям, познакомить с растущими деревьями и кустарниками, формировать представления, что деревья бывают лиственные и хвойные, собрать опавшие листья для гербариев, формировать бережное отношение к объектам природы. | Краевой дендрарий. Экскурсия: Родители, дети, воспитатели. Фотосессия для участников экскурсии. Оформить фотоальбом. |
Октябрь 1-я неделя |
Знакомство с кедром. | Цель: Познакомить с кедром, с его отличительными особенностями, местами произрастания, разобрать кедровую шишку, выяснить, кто питается кедровыми орехами в лесу (тайге). | Экологический центр группы. Познавательная беседа -презентация. Рассматривание иллюстраций и изучение строения кедровой шишки с приёмом разбора. |
Октябрь 2-я неделя |
Знакомство с лиственницей. | Цель: Познакомить с лиственницей, с её отличительными особенностями, местами произрастания, выяснить, что лиственница единственное хвойное дерево, которое скидывает свои пожелтевшие осенью хвоинки, почему скидывает. | Экологический центр группы. Познавательная беседа -презентация. Рассматривание иллюстраций опавшей лиственничной хвои |
Октябрь 3-я неделя |
Лиственница и кедр осенью. | Цель: Закрепить особенности внешнего вида кедра и лиственницы осенью, развивать творческие способности | Изоцентр группы, Рассматривание иллюстраций и шишек с лиственницы и кедра рисование красками оформить в папку. |
Октябрь 4-я неделя |
Какие бывают сосновые шишки? | Цель: Выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают. | Экологический центр группы. Экспериментирование. |
Ноябрь 1-я неделя |
Как отличить ель от пихты? | Цель: Познакомить ещё с одним хвойным деревом (пихтой) растущим в крае, на основе сравнительного анализа с елью. | Экологический центр группы. Познавательно-аналитическая беседа - презентация |
Ноябрь 2-я неделя |
Хвойные деревья нашего края. | Цель: Закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём. | Экологическая тропинка. Игра-занятие Взаимодействие с родителями: "Семейная мастерская" Конкурс поделок из природного материала. |
Ноябрь 3-я неделя |
Путешествие в смешанный лес. | Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать элементарные представления о лесе, как о зелёном доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса. | Групповая комната: Занятие-путешествие. Взаимодействие с родителями: дома, совместно с детьми оформить материалы в виде книги на тему. "Кому нужны деревья в лесу" и "Зачем пилят деревья". |
Ноябрь 4-я неделя |
Осинка. | Цель: Познакомить с деревом осиной, особенностями её строения, местами произрастания, с её внешними изменениями обусловленными сменой времён года. | Экологический центр группы.
Познавательная беседа-презентация. Рассматривание иллюстраций, фотографий, гербариев. |
Декабрь 1-я неделя |
Милая берёзка. | Цель: Познакомить с берёзой, как символом русской природы, особенностями её внешнего вида, местами произрастания, её целебных свойствах, как лекарственного растения. | Экологическая тропинка детского сада. Познавательная беседа-презентация. Чтение художественной литературы "Моя берёза" С. Воронин |
Декабрь 2-я неделя |
Подружки - берёзка и осинка. | Цель: закрепить представления о берёзе и осинке, развивать творческие способности, учиться создавать композицию, развивать мелкую моторику. | Изоцентр групповой комнаты. Игра-импровизация, аппликативная деятельность детей, оформить в альбом |
Декабрь 3-я неделя |
Кто главнее? или как растения помогают человеку | Цель: определить значение растений в жизни человека. | Экологический центр группы. Познавательно-аналитическая беседа после прочтения рассказа К. Д. Ушинского "Спор деревьев" |
Декабрь 4-я неделя |
Абсолютный и относительный покой деревьев. | Цель: Выяснить наличие нескольких периодов покоя деревьев в зимнее время. | Экологическая тропинка. Экспериментирование |
Январь 2-я неделя |
Наши друзья деревья". | Цель: Закреплять представления об особенностях разных видов деревьев; воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к деревьям, учить видеть их красоту и неповторимость. | Групповая Комната. Викторина для семейных команд (дети и родители) с презентацией предыдущих работ, выполненных совместно дети родители, дети-воспитатели |
Ожидаемые результаты.
Для детей:
- Освоение детьми элементарных научных экологических знаний о деревьях Красноярского края.
- Сформированный познавательный интерес к миру природы.
- Освоение первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Сформированность умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Для педагогов:
- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию детей, развитию их познавательной сферы.
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Для родителей:
- Повышение уровня общей экологической культуры и нравственности.
Используемая литература:
- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез, 2007г.; "Юный эколог.
- Система работы в старшей группе детского сада", С.Н. Николаева, М: Мозаика-Синтез, 2010г., "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Зима"", О.А.Скоролупова, М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2010г.;
- "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Осень" часть 2", М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2010 г.; "Объёмная аппликация", И.М.Петрова, Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2007г.;
- "Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников", А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова, М.: "Баласс" 2003г.;
- "Система экологического воспитания в ДОУ", О.Ф.Горбатенко, Волгоград "Учитель", 2007 г.