Хвойные и лиственные деревья лесной и таежной зон Красноярского края

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность: Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Знания не являются самоцелью, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Тема в образовательном плане: деревья Красноярского края.

Типология проекта: проект носит комплексный характер - включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь-январь).

Участники проекта: старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги, сотрудники Красноярского дендрария.

Цель: Формирование представлений у детей о хвойных и лиственных деревьях лесной и таежной зоны Красноярского края.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с внешним видом, особенностями строения хвойных и лиственных деревьев, способами размножения, местами произрастания, полезными свойствами; с понятием " дендрарий", выяснить его назначение.
  • Экологические: формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
  • Развивающие: развивать познавательные способности и познавательный интерес, умение делать умозаключение на основе сравнительного анализа, развивать творческие способности и творческую активность через продуктивные виды деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, бережное и эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту и неповторимость;

Материал. Фотопейзажи и картинки тайги, смешанного леса, речных порогов, картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев (предметные и сюжетные), макет речного порога, художественная литература (рассказы, сказки, загадки), саженцы ели и сосны, инвентарь для высадки саженцев, сухая хвоя с лиственницы, гербарии листьев с лиственных деревьев, схемы-карточки для составления рассказов о деревьях, схемы-карточки кому нужны деревья в лесу, зачем пилят деревья, картинки с изображениями животных в дикой природе, маски деревьев, шишки хвойных деревьев, кедровые орехи, энциклопедический материал, изоматериалы (клей, цветная бумага, краски, карандаши, пластилин),

Перспективный план реализации проекта.

Месяц, неделя.

Названия мероприятия.

Цель мероприятия.

Место и форма мероприятия.

Сентябрь

1-я неделя.

Путешествие в тайгу. Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные "открытия". Групповая комната. Открытое занятие-путешествие.

Привлечь родителей к сбору наглядного материала.

Сентябрь

2-я неделя.

Высадка на участке детского сада саженцев ели и сосны. Цель: Познакомить с саженцами ели и сосны, показать, как высаживаются саженцы, привлечь детей к высадке, формировать умения по высадке, воспитывать трудолюбие и бережное отношение к объектам природы Совместная работа родителей и детей на участке детского сада.
Сентябрь

3-я неделя.

Как узнать ель? Цель: Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. Наблюдение и беседа, на участке детского сада.

Чтение художественной литературы: С.Михалков "Ёлочка".

Сентябрь

4-я неделя.

Дендрарий. Цель: Дать представления детям, что такое дендрарий, зачем он нужен людям, познакомить с растущими деревьями и кустарниками, формировать представления, что деревья бывают лиственные и хвойные, собрать опавшие листья для гербариев, формировать бережное отношение к объектам природы. Краевой дендрарий. Экскурсия:

Родители, дети, воспитатели.

Фотосессия для участников экскурсии.

Оформить фотоальбом.

Октябрь

1-я неделя

Знакомство с кедром. Цель: Познакомить с кедром, с его отличительными особенностями, местами произрастания, разобрать кедровую шишку, выяснить, кто питается кедровыми орехами в лесу (тайге). Экологический центр группы.

Познавательная беседа -презентация.

Рассматривание иллюстраций и изучение строения кедровой шишки с приёмом разбора.

Октябрь

2-я неделя

Знакомство с лиственницей. Цель: Познакомить с лиственницей, с её отличительными особенностями, местами произрастания, выяснить, что лиственница единственное хвойное дерево, которое скидывает свои пожелтевшие осенью хвоинки, почему скидывает. Экологический центр группы.

Познавательная беседа -презентация.

Рассматривание иллюстраций опавшей лиственничной хвои

Октябрь

3-я неделя

Лиственница и кедр осенью. Цель: Закрепить особенности внешнего вида кедра и лиственницы осенью, развивать творческие способности Изоцентр группы,

Рассматривание иллюстраций и шишек с лиственницы и кедра рисование красками оформить в папку.

Октябрь

4-я неделя

Какие бывают сосновые шишки? Цель: Выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают. Экологический центр группы.

Экспериментирование.

Ноябрь

1-я неделя

Как отличить ель от пихты? Цель: Познакомить ещё с одним хвойным деревом (пихтой) растущим в крае, на основе сравнительного анализа с елью. Экологический центр группы. Познавательно-аналитическая беседа - презентация
Ноябрь

2-я неделя

Хвойные деревья нашего края. Цель: Закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём. Экологическая тропинка.

Игра-занятие

Взаимодействие с родителями:

"Семейная мастерская"

Конкурс поделок из природного материала.

Ноябрь

3-я неделя

Путешествие в смешанный лес. Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать элементарные представления о лесе, как о зелёном доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса. Групповая комната:

Занятие-путешествие.

Взаимодействие с родителями: дома, совместно с детьми оформить материалы в виде книги на тему.

"Кому нужны деревья в лесу" и "Зачем пилят деревья".

Ноябрь

4-я неделя

Осинка. Цель: Познакомить с деревом осиной, особенностями её строения, местами произрастания, с её внешними изменениями обусловленными сменой времён года. Экологический центр группы. Познавательная беседа-презентация.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, гербариев.

Декабрь

1-я неделя

Милая берёзка. Цель: Познакомить с берёзой, как символом русской природы, особенностями её внешнего вида, местами произрастания, её целебных свойствах, как лекарственного растения. Экологическая тропинка детского сада.

Познавательная беседа-презентация.

Чтение художественной литературы

"Моя берёза"

С. Воронин

Декабрь

2-я неделя

Подружки - берёзка и осинка. Цель: закрепить представления о берёзе и осинке, развивать творческие способности, учиться создавать композицию, развивать мелкую моторику. Изоцентр групповой комнаты.

Игра-импровизация,

аппликативная деятельность

детей, оформить в альбом

Декабрь

3-я неделя

Кто главнее? или как растения помогают человеку Цель: определить значение растений в жизни человека. Экологический центр группы.

Познавательно-аналитическая беседа после прочтения рассказа К. Д. Ушинского "Спор деревьев"

Декабрь

4-я неделя

Абсолютный и относительный покой деревьев. Цель: Выяснить наличие нескольких периодов покоя деревьев в зимнее время. Экологическая тропинка.

Экспериментирование

Январь

2-я неделя

Наши друзья деревья". Цель: Закреплять представления об особенностях разных видов деревьев; воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к деревьям, учить видеть их красоту и неповторимость. Групповая

Комната.

Викторина для семейных команд

(дети и родители)

с презентацией предыдущих работ, выполненных совместно дети родители, дети-воспитатели

Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • Освоение детьми элементарных научных экологических знаний о деревьях Красноярского края.
  • Сформированный познавательный интерес к миру природы.
  • Освоение первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Сформированность умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Для педагогов:

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию детей, развитию их познавательной сферы.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

  • Повышение уровня общей экологической культуры и нравственности.

Используемая литература:

  1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез, 2007г.; "Юный эколог.
  2. Система работы в старшей группе детского сада", С.Н. Николаева, М: Мозаика-Синтез, 2010г., "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Зима"", О.А.Скоролупова, М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2010г.;
  3. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Осень" часть 2", М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2010 г.; "Объёмная аппликация", И.М.Петрова, Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2007г.;
  4. "Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников", А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова, М.: "Баласс" 2003г.;
  5. "Система экологического воспитания в ДОУ", О.Ф.Горбатенко, Волгоград "Учитель", 2007 г.