Экологическое воспитание

Разделы: Начальная школа


Актуальность темы:

В новом тысячелетии возросло внимание общества к гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовно-нравственных традиций отечественной культуры, в том числе к формированию экологической культуры детей, и экологическое сознание становится основой мировоззрения человека в ХХI веке.

Задача экологического просвещения - превратить человека из "непослушного дитяти Природы" в созидающую силу биосферы.

Приоритетное направление в работе детской библиотеки №1 - экологическое краеведение.

Деловым партнером библиотеки является учителя начальных классов гимназии №17.

Экология - это не академическая наука, это занятие для немногих заинтересованных. Это сумма знаний о нашем общем доме, необходимых каждому, руководство на каждый день, способ выживания. Можно прожить без многих достижений научно-технического прогресса. Без природы, без чистого воздуха, неотправленной воды и пищи прожить нельзя. Сохранить же планету пригодной для жизни людей удастся только в том случае, если каждый из живущих на ней поймет простую истину: "Отношение к природе не измеряется сразу глобальными масштабами - к лесу, воде, земле. В этом отношении всегда присутствует промежуточная ступень - мое отношение к одному-единственному дереву, к литру чистой воды, к горстке плодородной земли: Охраняя что-то одно, мы способствуем сохранению природы в целом". Давно уже не секрет, что многие экологические проблемы являются следствием невежества, еще сохранившейся в сознании уверенности, что человек - хозяин природы.

Основные задачи программы:

Формировать у учащихся младших классов чувство эмоциональной близости с природой.

Закладывать основы взаимоотношений с окружающей средой.

Прививать учащимся навыки экономного, бережного использования природных ресурсов, формировать неравнодушие за судьбу общего дома - планеты Земля.

Отработать механизм взаимодействия между библиотекой и учебным заведением с целью систематического экологического образования и просвещения населения.

Социальная значимость программы:

С помощью просвещения и образования человек учится воспринимать себя как частицу природы, в нем воспитывается осознание главной роли людей в спасении окружающей среды от загрязнения, дабы предотвратить экологическую катастрофу. Именно так, на наш взгляд, зарождается активная гражданская позиция.

Знакомя учеников с экологическими проблемами, говоря о красоте и богатстве природы, библиотекари почти всегда используют произведения художественной литературы и искусства, воздействующие на чувства человека, воспитывающие его душу. "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь", - говорил Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Большое подспорье в этом важном деле - наглядные формы, рекламирующие имеющуюся в фондах литературу по экологии. Оригинально, ярко оформленная выставка, тематический уголок сразу же привлекают внимание читателей. Например, зайдя в читальный зал детской библиотеки №1, ребенок видит красочную книжно-иллюстрированную выставку "Божественен, природа, твой язык". В зале абонемента висит карта мира, на которой изображены мордашки животных, населяющих ту или иную часть света. Другая выставка - "Книги о живой природе"- состоит из двух частей: композиции из природного материала, и книг Бианки, Акимушкина, Мамина-Сибиряка: Продолжает тематику выставка - диалог "Земли моей лицо живое"; затронутые темы ясны из названий разделов: "Страницы Красной книги листая, ты много полезного, друг мой, узнаешь", "Природа сердится" (Можно ли спрятаться от природы под кроватью). "Это в наших силах землю уберечь". Выставка "Мои друзья" оформлена в виде собачьей будки, на крыше которой помещены книги о домашних животных, а вокруг - сделанные детскими руками фигурки собачек и кошечек.

Описание методологии программы:

Всем известно изречение: "Мира не узнаешь, не зная края своего".

К этому можно добавить, что полюбить природу невозможно, не полюбив родной край. Такое "экологическое краеведение" предлагает наша библиотека для читателей. Со школьниками младшего и среднего возраста широко используются игровые формы. Они ненавязчиво, без назидания несут в себе познавательные и воспитательные моменты. "Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей" - книжная выставка-совет; "Травкина премудрость" - экологический урок-беседа; "Давайте сохраним ромашку на лугу" -игра; "Мы лесные, степные, болотные - ваших сказок герои-животные" - брейн-ринг; "У всякой пташки свои замашки" - час загадок; "От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней" - викторина по произведениям писателей-натуралистов. Таков перечень массовых мероприятий, предлагаемых библиотекой.

Совместно с учителем начальных классов школы №17 Рязанцевой О.Н. сотрудники библиотеки разработали программу "Книгу природы пишем сами", цель которой - сформировать у учащихся навыки экологической культуры, руководствуясь идеей о целостности окружающего мира.

Программа ознакомления с окружающим миром в первом классе построена по принципу "разбудить удивление". Ольга Николаевна выводит малышей на школьный двор, в парк и учит их видеть, слышать, ощущать, запоминать, на что похожи облака в небе, какие листья и кора у деревьев, как поют птицы, почему дует ветер, греет солнце: В течении года малыши приходят в библиотеку, где участвуют в различных играх по экологии, проводимых главным библиотекарем Красновой Е.П.

Во втором-третьем классах помимо игр программа по экологии уже включает специальные лекции, подготовленные Еленой Петровной. В работе используется материал по краеведческой литературе, народный календарь. На экологическом уроке " Наш край на карте" ребята четвертого класса зачитывают свои рефераты, и конечно, оценки только отличные.

Для учителей, ведущих курс "Экология" в школах города, в библиотеке проводятся консультации, беседы, информационные обзоры; знакомим их с методическими разработками, предоставляем подсобный материал. Незаменимым является энциклопедическое пособие "Экология Подмосковья" (Издательство "Современные тетради").

Главная идея всех инициатив, которые выдвигают библиотекари детской библиотеки в помощь досугу, заключается в том, чтобы любой конкурс, развлекательная программа, утренник были напрямую связаны с книгой, "понуждали" читателей обратиться к печатному слову. Так, например, книжная выставка любимых сказок маленьких читателей, это ещё и разговор о цвета.

Мир цветов таинственен и чудесен, и потому с древнейших времен у разных народов существовали праздники в честь цветов, в древней Греции устраивали праздники в честь гиацинтов и азалий, в Англии - в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки, в Голландии - в честь тюльпанов. Праздник роз в Болгарии отмечается и в наши дни.

Недаром великий сказочник Х.К. Андерсен сказал: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок". На страницах его сказок - розы, фиалки, тюльпаны, кувшинки, лилии.

А есть ли цветы в произведениях других писателей? Да, конечно, есть. Вспомним их и поговорим о них у нашей книжной выставки.

Список сказок, представленных на книжной выставке:

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

Х.К. Андерсен. Дикие лебеди; Дюймовочка; Свинопас; Снежная королева; Соловей; Ромашка; Цветы маленькой Иды и др. сказки.

П.П. Бажов. Каменный цветок.

Волшебный цветок: сказки народов РСФСР.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

Братья Гримм. Беляночка и Розочка.

Б.В. Заходер. Отшельник и роза.

В.П. Катаев. Цветик-семицветик.

Я. Лари. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев

Виды работы с книжной выставкой:

"Что говорят цветы?" Беседы о творчестве писателей, чьи произведения представлены на выставке.

"Ромашка". Игра-викторина.

(Вот эта ромашка - не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь задание.
А ну-ка проверь свои знания!)

Книжная выставка "Наши пернатые друзья"; (конкретно для учеников из гимназии №17)

  • выставка сочинений "Каждой пичужке - наша кормушка";
  • выставка рефератов "Как мы помогаем птицам";
  • выставка работ, подготовленных для конкурса на лучший птичий домик.

"Музыка цветов". Прослушивание музыкальных произведений и беседа о них.

Конкурс "Загадки о цветах" (Приложение 1)

Конкурс "Аптека под ногами" (Приложение 2)

Конкурс "Хоровод лепестков" (Приложение 3)

Традиционно в апреле месяце в детской библиотеке проводится праздник птиц.

Сценарий ПРАЗДНИКА ПТИЦ (Приложение 4)

Экологический урок-беседа в дни школьных каникул:

Библиотекарь: Дорогие ребята!

Наступили долгожданные каникулы: Наконец-то можно гулять весь день и ни о чём не думать. Можно гонять в футбол, есть мороженное, выезжать за город, ходить в гости - в общем, жить в своё удовольствие.

А помните ли вы главные правила умных отдыхающих? Съели килограмм конфет - фантики кладем в карман, а не кидаем на тротуар, или, дожевав пятое мороженное, липкими пальцами держим из последних сил липкую обертку и - бегом к урне, а не выбрасываем в клумбу.

А в лесу? Вы полните, как ведут себя в лесу порядочные люди, которые уважают себя и других? Банки, склянки, бумажки, жестянки, газетки, пакеты и прочий мусор собираем в один большой рюкзак и несём из леса в город до ближайшего контейнера!

А зачем все это делать?... (ответы детей)

Конечно! Просто для того, чтобы вокруг было чисто, тогда станет веселее жить, мы будем меньше болеть, в городах, в парках, лесах воцарятся тишина и красота.

Взрослые уже давно борются за наше с вами будущее: создают национальные природные парки, заказники, заповедники. И об этих удивительных уголках нетронутой и не разрушенной человеческой деятельностью природы вы сегодня узнаете.

(Библиотекарь ведет рассказ о заповеднике "Лосиный остров". Беседа может сопровождаться демонстрацией фильма об этом заповеднике)

Библиотекарь: Покидая гостеприимный заповедник, давайте вспомним главные правила путешественников-отличников.

ВИКТОРИНА

"ПУТЕШЕСТВЕННИК - ОТЛИЧНИК"

В лес с собой надо брать

- компас;

- глобус.

Костер надо разводить:

- на поляне;

- под деревом

Ветки для костра надо:

- ломать с живых деревьев;

- подбирать с земли

Прежде чем уйти, костер надо:

- залить водой;

- засыпать торфом.

Мусор надо:

- взять с собой;

- оставить в лесу.

Что не разлагается в почве:

- полиэтилен;

- бумага;

- угли.

Грибы надо есть:

- жареными;

- сырыми.

Увидев ёжика, надо:

- взять его домой;

- пройти мимо.

В лесу надо:

- слушать громкую музыку;

- вести себя тихо и сдержанно.

Библиотекарь: Красота земли - богатство, не сразу в полной мере оцененное человечеством. Теперь мы уже понимаем, что люди теряют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. С каждым годом нам дороже становятся тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни красками, её можно ощутить только прикосновением: А сколько больших и малых тайн дарит нам природа-выдумщица! Открытие нового и прекрасного - увлекательнейшее занятие.

Хочется, чтобы и в вашу жизнь вошли симпатичные животные, птицы и растения, о которых мы вам рассказываем. Со всеми своими странностями и загадками - пусть они не оставят вас равнодушными, пусть не будут вам безразличны! Даже если вас не увлекут их тайны - вы познакомитесь с этими существами и не захотите оставить их в беде! На кого же им надеяться, как не на своих знакомых?

"СПАСИ ДЕРЕВО!"

Трудно поверить, что белый глянцевый лист бумаги для тетрадей и книг сделали из ели, осины или березы. Спиливают для этого тысячи деревьев и по рекам или по железной дороге доставляют на бумажную фабрику. Там машины снимают с бревен кору, разрезают на чурбачки и размалывают в мелкие щепки. Щепки по долгу варятся в огромных котлах, к ним добавляют нужные вещества, жидкость становится белой, и тогда уже она попадает в бумагоделательную машину. Есть бесконечный и широкий, плотный и сухой лист бумаги. Выбегает он из машины быстрее самого скорого поезда.

Все это узнали гимназисты на тематических занятиях в школе, посещая городскую детскую библиотеку №1, а также мытищинский музей экологии. Руководит музеем председатель Правления районной общественной организации "ЭкоГлас" Балясова Галина Григорьевна. Благодаря такому сотрудничеству возникла идея акции "Спаси дерево!". Для этого ребята собрали свои использованные тетради, сотрудники детской библиотеки №1 собрали списанные книги и сдали макулатуру. На вырученные деньги Балясова Г.Г. приобрела прекрасное растение - два клена, которые срослись корнями. В этом ребята увидели символ: дружба гимназии, музея, городской библиотеки №1. Деревья сажали второклассники, пятиклассники, учителя, сотрудники библиотеки.

(Фотографии)

Ожидаемый эффект или результат внедрения программы:

Без лишней скромности можно сказать, что социальные партнеры (Библиотека, школа) создали целостную и оригинальную программу развития экологической культуры. Подвести ребят к осознанию себя частицей Земли, к размышлению над экологическими проблемами, пробудить в них неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, а в конечном итоге - самому человеку - цель этих мероприятий.

У поэта Л. Мартынова есть замечательные стихи:

: И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части.

В нашей власти - формирование экологической культуры юных читателей. Если каждый ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.

Думается, именно таким, живым, увлекательным, нешаблонным и постоянным, должно быть экологическое просвещение, столь необходимое сейчас, когда человечество слишком далеко зашло в своем стремлении к "природопользованию".

Используемая литература:

  1. Турчина Г.П. Окно в мир. Экологический атлас.- М, Лазурь, 1995. - 55с: ил.
  2. Смит Дж.Л.Б. Старина Четвероног. Пер. с англ. - М, Гос. Изд-во географ. литер., 1962. - (Рассказы о природе).
  3. Заповедными тропами / Отв. Ред. А.Г. Банников. - М.: Мысль, 1976. - 351с.: ил. и карт. - (Рассказы о природе).
  4. Поход в лес: викторина// Свирель. - №6. - С.26-27.