Сегодня, в условиях динамично-развивающейся экономики, вопросы экологии приобретают особое значение. Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека.
Результатом этого процесса - усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.
Дошкольное детство - это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям. Вот почему в последние годы в детских садах на ряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольника.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).
Эффектность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.
Первое вещество с которым знакомится малыш - это вода. Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство природы. Она источник жизни. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению. Очень важно научить детей, наше будущее поколение - бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода - это озера, реки, океаны, моря. Кажется, что воды на земле очень много, и ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.
Часто мы чувствуем себя дискомфортно, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, школе элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Цель: развивать у детей интерес к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику среды обитания.
Задачи:
- Уточнить и расширить представление детей о воде, как среде обитания для животных, птиц, растений.
- Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
- Развивать любознательность и познавательную активность.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
- Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Этапы. | Задачи. | Формы работы. | Срок. | Ответственные. |
Подготовительный. | Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Посещение выставки в
библиотеке "Бестселлер" "Вода нужна всем". Диагностика. |
1-15 сентября |
воспитатели |
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта "Волшебница - вода" | Подбор оборудования для
экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой. Оформление дидактических игр природоведческого характера. Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе. |
в течение сентября | воспитатели | |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте | Родительское собрание | сентябрь | воспитатели | |
Основной. | Дать детям представление о
состоянии водоема осенью. Познакомить с обитателями водоема, правилами поведения у воды и на воде. Воспитывать наблюдательность, интерес. |
Целевая прогулка на водоем | октябрь | воспитатели |
Закрепить знания о
структуре трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам поливки. Воспитывать трудолюбие. |
Трудовая деятельность в эколого-познавательном центре. Уход за растениями в уголке природы. | постоянно | воспитатели | |
Уточнить и обобщить знания
о воде: течет, без цвета, запаха. Развивать знания у детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, закрывать плотно кран. |
Познавательно-исследовательская
деятельность "Вода - помощница" |
октябрь | воспитатели | |
Развивать у детей эмоциональный отклик, желание передавать в аппликации капельки дождя | Художественно-творческая
деятельность (аппликация) "Капельки дождя" |
ноябрь | воспитатели | |
Основной. | Устанавливать связь между
потребностями рыбок, как живых организмов и
определенными условиями среды обитания. Воспитывать желание заботиться о рыбках |
Трудовая деятельность в
эколого-познавательном центре. Уход за обитателями аквариума |
постоянно | воспитатели |
Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды. | Дидактические игры: "Где спряталась вода", "Волшебные льдинки", "Волшебница водичка" | декабрь | воспитатели | |
Учить аккуратно
обращаться с водой Уточнить представления о свойствах воды: льется, капает, не имеет цвета, в воде одни предметы тонут , другие плавают. Знакомство со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). |
Экспериментальная
деятельность "Когда льется вода, когда капает", "Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить", "Прозрачная вода может стать мутной" |
в течение декабря | воспитатели | |
Вызвать у детей интерес к
рисованию сказочной рыбки. Закрепить прием рисования пальчиком. Воспитывать аккуратность, интерес к занятию. |
Художественно-творческая деятельность (рисование) "Рыбки". | январь | воспитатели | |
Систематизировать у детей
представления о чистой и грязной воде. Вызвать желание бережно относиться к ней. |
Беседа "Лесное озерко" | январь | воспитатели | |
Учить детей вырезать и
наклеивать снеговиков в шапочках, и шарфиках. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Участие в конкурсе "Парад читающих снеговиков" (библиотека "Бестселлер") | февраль-март | воспитатели | |
Заключительный. | Выявить знания
детей о воде, как источнике всего живого. Отражать знания в сказках собственного сочинения. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых. |
Сочинение сказки о воде "Королева - вода" | март | воспитатели |
Выставка плакатов по
микрорайону "Сохраним воду чистой" |
апрель | родители | ||
Экологический праздник "Знатоки и почемучки" (библиотека "Бестселлер") | май | воспитатели |
Ожидаемые результаты
У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Вопросы для собеседования по выявлению экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (неживая природа):
Что такое вода?
Кто живет в воде?
Кому нужна вода?
Для чего мы используем воду?
Где встречается вода?
Почему надо беречь воду?
Критерии:
5-6 - высокий уровень;
3-4 - средний уровень;
1-2 - низкий уровень.
Высокий уровень.
Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, с радостью ухаживают за животными, растениями в детском саду и дома. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни живых организмов. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.
Средний уровень.
Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают "для чего мы используем воду", "почему надо беречь воду", интересуются "для чего нужна вода всем на Земле". Замечают нарушение правил поведения в природе.
Низкий уровень.
Дети в целом понимают "кому нужна вода", "для чего мы используем воду", но не осознают почему, мотивируют необходимость бережного отношения к ней, но не могут объяснить, утверждая, что "так надо".
Результаты диагностического обследования знаний детей по экологическому воспитанию
Начало учебного года:
Средний уровень - 63% (13 человек), низкий уровень - 37% (8человек).
Конец учебного года:
Высокий уровень - 23% (5 человек), средний уровень - 63% (13 человек),
Низкий уровень - 14% (3 человек).