Проект "Волшебница-вода" (средний дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня, в условиях динамично-развивающейся экономики, вопросы экологии приобретают особое значение. Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека.

Результатом этого процесса - усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.

Дошкольное детство - это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям. Вот почему в последние годы в детских садах на ряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольника.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).

Эффектность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.

Первое вещество с которым знакомится малыш - это вода. Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство природы. Она источник жизни. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению. Очень важно научить детей, наше будущее поколение - бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода - это озера, реки, океаны, моря. Кажется, что воды на земле очень много, и ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

Часто мы чувствуем себя дискомфортно, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, школе элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Цель: развивать у детей интерес к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику среды обитания.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представление детей о воде, как среде обитания для животных, птиц, растений.
  • Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
  • Развивать любознательность и познавательную активность.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
  • Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Этапы. Задачи. Формы работы. Срок. Ответственные.
Подготовительный. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Посещение выставки в библиотеке "Бестселлер" "Вода нужна всем".

Диагностика.

1-15

сентября

воспитатели
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта "Волшебница - вода" Подбор оборудования для экспериментальной деятельности.

Разработка картотеки игр с водой.

Оформление дидактических игр природоведческого характера.

Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе.

в течение сентября воспитатели
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте Родительское собрание сентябрь воспитатели
Основной. Дать детям представление о состоянии водоема осенью.

Познакомить с обитателями водоема, правилами поведения у воды и на воде.

Воспитывать наблюдательность, интерес.

Целевая прогулка на водоем октябрь воспитатели
Закрепить знания о структуре трудового процесса.

Обучить детей практическим навыкам поливки.

Воспитывать трудолюбие.

Трудовая деятельность в эколого-познавательном центре. Уход за растениями в уголке природы. постоянно воспитатели
Уточнить и обобщить знания о воде: течет, без цвета, запаха.

Развивать знания у детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, закрывать плотно кран.

Познавательно-исследовательская деятельность

"Вода - помощница"

октябрь воспитатели
Развивать у детей эмоциональный отклик, желание передавать в аппликации капельки дождя Художественно-творческая деятельность

(аппликация) "Капельки дождя"

ноябрь воспитатели
Основной. Устанавливать связь между потребностями рыбок, как живых организмов и определенными

условиями среды обитания.

Воспитывать желание заботиться о рыбках

Трудовая деятельность в эколого-познавательном центре.

Уход за обитателями

аквариума

постоянно воспитатели
Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды. Дидактические игры: "Где спряталась вода", "Волшебные льдинки", "Волшебница водичка" декабрь воспитатели
Учить аккуратно обращаться с водой

Уточнить представления о свойствах воды: льется, капает, не имеет цвета, в воде одни предметы тонут , другие плавают.

Знакомство со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса).

Экспериментальная деятельность

"Когда льется вода, когда капает", "Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить", "Прозрачная вода может стать мутной"

в течение декабря воспитатели
Вызвать у детей интерес к рисованию сказочной рыбки.

Закрепить прием рисования пальчиком.

Воспитывать аккуратность, интерес к занятию.

Художественно-творческая деятельность (рисование) "Рыбки". январь воспитатели
Систематизировать у детей представления о чистой и грязной воде.

Вызвать желание бережно относиться к ней.

Беседа "Лесное озерко" январь воспитатели
Учить детей вырезать и наклеивать снеговиков в шапочках, и шарфиках.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Участие в конкурсе "Парад читающих снеговиков" (библиотека "Бестселлер") февраль-март воспитатели
Заключительный. Выявить знания детей о воде, как источнике всего живого.

Отражать знания в сказках собственного сочинения.

Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

Сочинение сказки о воде "Королева - вода" март воспитатели
Выставка плакатов по микрорайону

"Сохраним воду чистой"

апрель родители
Экологический праздник "Знатоки и почемучки" (библиотека "Бестселлер") май воспитатели

Ожидаемые результаты

У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).

Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вопросы для собеседования по выявлению экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (неживая природа):

Что такое вода?

Кто живет в воде?

Кому нужна вода?

Для чего мы используем воду?

Где встречается вода?

Почему надо беречь воду?

Критерии:

5-6 - высокий уровень;

3-4 - средний уровень;

1-2 - низкий уровень.

Высокий уровень.

Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, с радостью ухаживают за животными, растениями в детском саду и дома. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни живых организмов. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.

Средний уровень.

Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают "для чего мы используем воду", "почему надо беречь воду", интересуются "для чего нужна вода всем на Земле". Замечают нарушение правил поведения в природе.

Низкий уровень.

Дети в целом понимают "кому нужна вода", "для чего мы используем воду", но не осознают почему, мотивируют необходимость бережного отношения к ней, но не могут объяснить, утверждая, что "так надо".

Результаты диагностического обследования знаний детей по экологическому воспитанию

Начало учебного года:

Средний уровень - 63% (13 человек), низкий уровень - 37% (8человек).

Конец учебного года:

Высокий уровень - 23% (5 человек), средний уровень - 63% (13 человек),

Низкий уровень - 14% (3 человек).

Приложение.