Цели:
- Познакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства.
- С помощью дидактических средств, а также с помощью средств изобразительного искусства вызвать у учащихся эмоциональный отклик на тему урока.
Задачи:
- Воспитательная: Углубление знаний о духовных особенностях народной культуры, воспитание интереса к искусству народов мира
- Образовательная: Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, наиболее известные промыслы)
- Развивающая: Развитие творческого воображения, художественного вкуса.
Оснащение:
Для учителя:
- Раздаточный материал;
- Иллюстративный материал;
- Средства ТСО (Презентация);
- Выставка;
Для учащихся:
- Тетрадь;
- Бумага;
- Гуашь, кисти;
- Фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент
Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.
II. Сообщение темы, целей
/слайд 1/
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых!
Семь румяных! Семь глазастых!
Мы успели сосчитать:
Из семь осталось – пять!
Из пяти вдруг стало – три?!
А из трех? Одна, смотри!
Где же спрятались подружки,
Те, что вышли из избушки?
(Г.Р. Лагздынь)
У каждого народа есть свои замечательные игрушки, куклы, некоторые из них сделаны из дерева и соломы, пластилина, и глины, резины и материи. Некоторые из них известны на весь мир. И одной из таких игрушек является ...
Ученики: Матрешка.
Матрешка. Деревянная кукла, игрушка, наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. /Слайд 2/
Матрешка среди прочих игрушек – самая юная народная игрушка. Так как старинным игрушкам уже более тысячи лет, самым древним – три тысячи. А матрешке чуть больше ста лет. Она родилась в конце XIX века.
Владелец подмосковного имения Абрамцево Александр Мамонтов привез из Японии Забавную игрушку в виде фигурки мудреца Фукуруму, у которого голова была вытянута вверх от постоянных раздумий. Фигурка была полой, а внутри, одна в другой, помещались еще другие куклы. /Слайд 3/
Многие источники говорят о том, что первая матрешка была выточена токарем Звездочкиным и расписана по эскизам художника Сергея Малютина. Первая матрешка представляла собой группу из 8 кукол, на каждой из которых были изображены дети разных возрастов. /Слайд 4/
Массовое производство матрешка получила в 1900 году с открытием в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде русского шлема и конусообразные не нашли спроса. И до наших дней выпускают матрешек традиционной формы.
С появлением первой матрешки в разных районах страны стали появляться свои матрешки. Все они, в общем, похожи друг на друга, но у каждой есть свои особенности, свой стиль росписи.
III. Основные центры росписи матрешек
/Слайд 5/
- Сергиев Пасад (Загорск)
- Семеново
- Полховский Майдан
- Вятка
Старейшая русская матрёшка – Сергиево-Посадская. В начале ХХ века учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. /Слайд 6, 7/
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёново Нижегородской губернии. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента. Мастера – Семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. /Слайд 8/
Вслед за ними появились матрёшки в Полховском Майдане. Своей формой Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Основной элемент росписи – многолепестковый цветок шиповник (Роза). Этот цветок всегда считался символом начала, любви, материнства. Его изображали обязательно в центре. Мастера Полховского Майдана, как и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. /Слайд 9/
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки / Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо. /Слайд 10/
В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскино. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. /Слайд 11/
IV. Особенности изготовления и этапы росписи матрешки
Так как же появляется матрешка?
Мнения детей.
Действительно, вначале свою работу выполняет токарь. Начинает точить с самой маленькой неразъемной малютки. Затем следует чуть побольше и так до самой большой. Работа токаря должна быть очень искусная и аккуратная. /Слайд 12/
Существуют матрешки, которые состоят из 50-ти кукол. Так, например, самая большая матрешка, в таком наборе, достигает метра высотой, а самая маленькая – с горошину.
С токарного станка матрешка попадает в руки художника. /Слайд 13/
После чего мы можем увидеть такое разнообразие матрешек… ./Слайд 14/
V. Практическая работа
– Ну, а сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки, которую вы будете делать на следующих занятиях. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо традиционной техники росписи.
Учащиеся выполняют практическую работу
VI. Подведение итогов
Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!
Литература:
- Н. Алексахин. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки. – М.: Народное образование, 1998.
- Традиционные промыслы и ремесла №5, 97.
- Я познаю мир: детская энциклопедия. Игрушки. – ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.
- Народное творчество. №2, 2007.
- Л. Соловьева, М. Мардер. Русская матрешка. – INTERBOOK – М.:1993.
- И.Лыкова, Н.Гаранина, Л. Грушина. Румяные матрешки. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. – Издательство «Карапуз», 2008.
- Художественное дерево Сергиево-Посадского края. – Издательство «Мелихово», 2006.