Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
М. Горький.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Одной из главных целей дошкольного образования является развитие творческих способностей детей.
Как показывает практика, активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования: лепка, техническое и художественное конструирование, моделирование, вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т.д.
Наибольшее внимание в своей работе я уделяю развитию творческих способностей детей средствами художественного конструирования.
Художественное конструирование предполагает два вида деятельности: работу с бумагой и работу с природным материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных знаний, значительную часть учебного времени я уделяю работе с бумагой.
Использую разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, которые использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
Выделяю следующие направления работы с бумагой: бумажная мозаика, конструирование из бумаги, папье-маше, киригами, оригами, квиллинг или бумажная филигрань, бумажная скульптура, бумажные цветы и т.д.
Считаю, что из всего перечисленного большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.
Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка.
Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»), складыванию по словесному описанию.
В своей работе я придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу.
Использую поэтапную систему обучения детей:
- Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
- Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
- Самостоятельное конструирование по замыслу.
Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.
В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми провожу большую подготовительную работу, которая включает в себя: сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги», выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги, выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.), знакомство с искусством оригами (получение сюрпризной посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке»).
В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям изготовить плоскостные модели, руководствуясь их возрастными особенностями.
Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами. С целью её совершенствования я провожу пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики.
В старшем возрасте умственная работоспособность дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. На этом этапе предлагаю детям изготовление объёмных моделей из бумаги. В этом возрасте я использую в работе операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели.
Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты в развитии творческих способностей детей: возрос интерес к конструктивной деятельности, у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания, дети научились работать по операционным картам.
Используемая литература:
- Болховитинов В.Н. и др. “Твое свободное время”, М., 1975 г.
- Венгер Л.А. и др. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”, М., 1989 г.
- Давайте поиграем: “Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. Столяра А.А., М., 1991 г.
- Игнатьев Е.И. “В царстве смекалки”, М., 1979 г.
- Илларионова Ю.Т. “Учите детей отгадывать загадки”, М., 1985 г.
- Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, М., 1985 г.