Ни для кого не секрет, что одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего: дня является состояние здоровья детей и подростков. Комплексные исследования ведущих медицинских институтов показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника, органов зрения и ЖКТ, ведущее место занимают различные психические расстройства и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников, при этом жизнь, показывает, что на самом деле цифры значительно превышают официальную статистику. Чаще всего отклонения формируются у первоклассников (в период адаптации к школе); у 5% (при переходе в «среднее звено») и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.
В качестве основных источников нарушений психического здоровья рассматривают:
- слабую функциональную и социально-психологическую готовность к школе;
- наследственную отягощенность;
- соматическую ослабленность;
- низкий уровень умственной работоспособности;
- дисгармоничность развития;
- медлительность мышления;
- недоразвитие мотивационной сферы;
- неразвитый кругозор;
- леворукость (у леворуких детей неврозы возникают в 2-3 раза чаще);
- половые проблемы (особенно в подростковом возрасте).
Совершенно очевидно, что все вышеуказанные причины, напрямую, связаны с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизическими особенностями, деградационными процессами в семейных отношениях. Однако, существуют и другие факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Это, так называемые «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников по разным статистическим данным составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, «2», поставленная красными чернилами, по мнению невропатологов эквивалентна сердечному приступу. Психическое состояние ребёнка и, как следствие этого состояния и состояние физическое, зависят от школьной среды. Ее характеризует масса признаков, однако, на уроке преобладает один – взаимоотношение учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Общеизвестно, что авторитарный режим поддерживает у человека состояние перманентного стресса и, напротив, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию и является своеобразным фасилитатором учебного процесса. Есть еще так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». Это, в первую очередь объемы домашних заданий, огромные сами по себе и многократно увеличиваемые за счет несделанного в классе. По свидетельствам медиков, более 50% школьных хворей – это психосоматические заболевания, связанные с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением, говоря простым языком обусловленные неумением ребенка учиться, работать с информационным потоком. Источником невротизации является и сама система современного образования, которая по-прежнему ориентирована на некоего среднего ученика, без учета типа его нервной системы, в то время как общеизвестно, что процесс усвоения знаний у детей с сильной нервной системой происходит иначе, чем у учеников со слабой инертной; без учета преобладающий у ребенка правополушарной активности, в то время как учебная нагрузка направлена преимущественно на левое полушарие, без учета ведущей репрезентативной системы ученика, в то время, как с каждым годом возрастает число детей – кинестетиков, стили обучения по-прежнему рассчитаны на визуалов и аудиалов.
В результате здоровыми из школы выходит лишь небольшая часть учеников. Вне всяких сомнений, чтобы остановить этот процесс и изменить ситуацию, нужны серьезные программы государственного масштаба. Пока, однако, все по-прежнему решает Энтузиазм или его отсутствие.
Изучая литературу по проблеме «Школа и здоровье», мы с интересом знакомились с опытом своих коллег из самых разных регионов, и этот опыт вселяет надежду. В самом деле, пытаясь самостоятельно, не дожидаясь милости от природы, правительства и разнообразных чиновничьих структур, многие добились весьма впечатляющих успехов.
Это и отдельные регионы в республике Коми, которые давно используют в работе здоровьесберегающую систему доктора медицинских наук Владимира Базарного «Спасем детей – спасем Россию» и в результате имеют 95% (а не 2,5) здоровых детей, это и Новосибирский экономический лицей, участвующий в международной программе «Шкала укрепления здоровья», это и Иркутская гимназия, где разработали и успешно реализуют собственную программу «Здоровье», это и единственный в регионе, а возможно, и в стране оборудованный по последнему слову техники и оттого эффективно работающий зал валеологии в Мурманске, созданный благодаря школьной валеологической психолого-социальной службе, это и тольяттинские школы, где дети всю зиму пьют шиповник, это и наши земляки из станицы Каневской Краснодарского края, которые весь год кормят детей свежими овощами и фруктами…
Неудивительно, что проблема сохранения здоровья школьников стала главной и в деятельности педагогического коллектива нашей школы.
В сложившихся условиях валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы в целом и неблагоприятных социальных факторов, а также способствовать сохранению психического и физического здоровья школьника, наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива.
Для того, чтобы валеологическое сопровождение было эффективным необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах школы.
- пропагандировать индивидуальную, семейную ответственность за состояние здоровья ребенка.
- поощрять здоровый образ жизни, а также предоставлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
- создавать всем учащимся возможности для реализации их физического, психологического и социального потенциала, также для укрепления их самоуважения.
- использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укреплению здоровья.
- вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
- рассматривать школьное здравоохранение как образовательный ресурс, способный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.
Психологическая служба школы стала инициатором идеи валеологического сопровождения образовательного процесса,
Поэтапная организация валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса
1 ЭТАП – мобилизационный.
№ | Содержание деятельности | Результаты |
1. | Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих, состоящих на диспансерном учете. Создание банка данных по группам заболеваний. Проведение комплекса диагностических мероприятий, социологических исследований. |
• Социальные паспорта микрорайона, школы, классов. • Банк данных о состоянии здоровья, психических и личностных особенностях школьников. • Диагностические карты педагогов. |
2. | Информирование участников учебно-воспитательного процесса о результатах измерений и мотивирование на работу по проблеме. |
Сформирована мотивация у значительной части педагогов к изменениям в собственной профессиональной деятельности. |
2 ЭТАП – Организационный этап.
№ | Содержание деятельности | Результаты |
1. | Работа по созданию модели социально-психологической службы. | Разработана структура социально-психологической службы и основные направления деятельности. |
2. | Анализ результатов диагностики, определение проблемных зон и основных направлений в деятельности школы. | Создание программы деятельности социально-психологической службы. |
3. | Формирование групп детей на основании школьных медкарт и консультаций врача. | Группы ЛФК |
4. | Проведение медицинского осмотра учащихся. | Банк данных |
5. | Родительские собрания о режиме дня и равномерном распределении учебной нагрузки в течение недели. | Повышение родительской компетентности |
6. | Организация работы клуба «Здоровье» | Создание программы деятельности |
7. | Организация горячего питания. | 100% охват школьников горячим питанием |
3 ЭТАП – стабильное функционирование.
Содержание деятельности социально-психологической службы | ||||
Ученик | Учитель | Родитель | ||
1. | Диагностика | |||
• познавательная сфера • мотивационно-личностная сфера • особенности поведения и общения • особенности системы отношения к миру и самому себе • уровень адаптации • готовность к переходу в среднюю школу • взаимоотношения в коллективе • профессиональная ориентация |
• предметная и методическая компетентность • стили педагогического общения • организаторские умения • индивидуально-личностные особенности • уровень психологической грамотности • особенности саморегуляции |
• стили семейного воспитания • родительская компетентность • уровень психологической грамотности |
||
2. | Психологическое сопровождение | Просвещение. Консультирование. | ||
• «Профессия-школьник» (цикл адаптационных занятий для первоклассников) • группы развития (для первоклассников неготовых к школьному обучению) • коррекционные, группы гиперактивных, тревожных детей • «Дорога в 5-й класс» (подготовка к переходу в среднее звено) • тренинги по развитию навыков общения • тренинг «Модификация поведения» • тренинг по развитию навыков, саморегуляции • психологические часы (тематика обусловлена возрастными особенностями) • психологические часы «Как справиться с волнением на экзаменах» • «Я и профессия» (цикл занятий по профориентации) • уроки психологии (среднее и старшее звено) • клуб «Три «С» для старшеклассников |
• постоянно действующий психологический лекторий • педсоветы, производственные совещания по психологическим темам • ролевые игры (по сценариям и ситуациям участников) • практические занятия по обучению учителей некоторым диагностическим процедурам («Карта наблюдений Д. Стотта», лист для выявления педзапущенности) • групповое и индивидуальное консультирование |
• школа для родителей будущих первоклассников • психологический всеобуч • групповое и индивидуальное консультирование |
||
3. | Программно-аналитическая деятельность | |||
Разработка различных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса: • программа «Шанс» (для детей с особенностями в развитии) • алгоритм работы с неуспевающими • «Использование психолого-педагогического паспорта при организации обучения» (учет межполушарной асимметрии мозга и модальности сенсорных каналов) • программа профилактика аддитивного поведения подростков |
||||
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса | ||||
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки | |
1. | Пропаганда здорового образа жизни. | Классные руководители, клуб «Здоровье» | В течение года | |
2. | Спортивно-массовые мероприятия. | Учителя физкультуры | В течение года | |
3. | Профилактика близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата. | Учителя-предметники | Ежедневно | |
4. | Валеологическое содержание учебных предметов | Учителя биологии, обществознания | В течение года | |
5. | Профилактика гиподинамии | Воспитатели ГПД, учителя физкультуры | Ежедневно | |
6. | Оздоровление детей в специализированных учреждениях санаторного типа. | УО, администрация | В течение года | |
7. | Оздоровление детей в летних лагерях дневного пребывания. | Администрация | Июнь – июль | |
8. | Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа. | Медперсонал | В течение года | |
9. | Лечебный массаж, ЛФК | Инструктор по лечебной физкультуре, массажист | В течение года | |
10. | Коррекционно-развивающая работа. | СП служба | В течение года |
Результатом деятельности педагогического коллектива на данном этапе стало изменение показателей работы школы по различным параметрам.
Результаты стабильного функционирования СП службы:
- Повысилась психологическая компетентность педагогов;
- Улучшился психологический климат, самочувствие учащихся и педагогов, отношение к школе родителей;
- Наблюдается устойчивая положительная динамика уровня адаптации учащихся;
- Снижен уровень школьной тревожности;
- Уменьшилось количество детей с проблемным поведением.
Таким образом, наше предположение о том, что валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению здоровья обучающихся школьников и может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы, отрицательно влияющих на состояние здоровья школьников, а также способствовать наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива подтвердилось. При этом для получения более ощутимых результатов необходимо:
- Продолжить деятельность социально-психологической службы по уже наработанным алгоритмам психологического сопровождения.
- Постоянно обновлять содержание программ психологического развития и программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом происходящих изменений.
- Разрабатывать и внедрять новые формы и методы работы.
Мы считаем, что следующий этап деятельности по избранной проблеме должен происходить на новом качественном уровне и планируем его в следующем виде:
4 ЭТАП – переход на новый качественный уровень.
№ | Содержание деятельности | Результаты |
1. | Введение недельных (с 1 по 6 сентября) адаптационных курсов в учебный план 1,5-х классов. | Значительное повышение детей с высоким уровнем адаптации. |
2. | Создание зон психологической безопасности. | Снижение психической напряженности учащихся и учителей. |
3. | Оборудование тренингового зала, комнаты психологической разгрузки. | Повышение эффективности обучения психологическим умениям и навыкам, формирование и закрепление навыков саморегуляции у учеников, учителей и родителей. |
4. | Создание игровой комнаты. | Повышение эффективности коррекционной и развивающей работы с гиперактивными, тревожными детьми, с другими эмоционально-волевыми нарушениями. |
5. | Продолжение диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности социально-психологической службы. | Положительная динамика уровня развития познавательной, эмоциональной сферы школьников, повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса. |
6. | Оценка общего состояния здоровья. | Диаграммы, графики |