Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

19.06.2012

Ни для кого не секрет, что одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего: дня является состояние здоровья детей и подростков. Комплексные исследования ведущих медицинских институтов показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника, органов зрения и ЖКТ, ведущее место занимают различные психические расстройства и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников, при этом жизнь, показывает, что на самом деле цифры значительно превышают официальную статистику. Чаще всего отклонения формируются у первоклассников (в период адаптации к школе); у 5% (при переходе в «среднее звено») и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.

В качестве основных источников нарушений психического здоровья рассматривают:

  1. слабую функциональную и социально-психологическую готовность к школе;
  2. наследственную отягощенность;
  3. соматическую ослабленность;
  4. низкий уровень умственной работоспособности;
  5. дисгармоничность развития;
  6. медлительность мышления;
  7. недоразвитие мотивационной сферы;
  8. неразвитый кругозор;
  9. леворукость (у леворуких детей неврозы возникают в 2-3 раза чаще);
  10. половые проблемы (особенно в подростковом возрасте).

Совершенно очевидно, что все вышеуказанные причины, напрямую, связаны с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизическими особенностями, деградационными процессами в семейных отношениях. Однако, существуют и другие факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Это, так называемые «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников по разным статистическим данным составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, «2», поставленная красными чернилами, по мнению невропатологов эквивалентна сердечному приступу. Психическое состояние ребёнка и, как следствие этого состояния и состояние физическое, зависят от школьной среды. Ее характеризует масса признаков, однако, на уроке преобладает один – взаимоотношение учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Общеизвестно, что авторитарный режим поддерживает у человека состояние перманентного стресса и, напротив, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию и является своеобразным фасилитатором учебного процесса. Есть еще так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». Это, в первую очередь объемы домашних заданий, огромные сами по себе и многократно увеличиваемые за счет несделанного в классе. По свидетельствам медиков, более 50% школьных хворей – это психосоматические заболевания, связанные с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением, говоря простым языком обусловленные неумением ребенка учиться, работать с информационным потоком. Источником невротизации является и сама система современного образования, которая по-прежнему ориентирована на некоего среднего ученика, без учета типа его нервной системы, в то время как общеизвестно, что процесс усвоения знаний у детей с сильной нервной системой происходит иначе, чем у учеников со слабой инертной; без учета преобладающий у ребенка правополушарной активности, в то время как учебная нагрузка направлена преимущественно на левое полушарие, без учета ведущей репрезентативной системы ученика, в то время, как с каждым годом возрастает число детей – кинестетиков, стили обучения по-прежнему рассчитаны на визуалов и аудиалов.

В результате здоровыми из школы выходит лишь небольшая часть учеников. Вне всяких сомнений, чтобы остановить этот процесс и изменить ситуацию, нужны серьезные программы государственного масштаба. Пока, однако, все по-прежнему решает Энтузиазм или его отсутствие.

Изучая литературу по проблеме «Школа и здоровье», мы с интересом знакомились с опытом своих коллег из самых разных регионов, и этот опыт вселяет надежду. В самом деле, пытаясь самостоятельно, не дожидаясь милости от природы, правительства и разнообразных чиновничьих структур, многие добились весьма впечатляющих успехов.

Это и отдельные регионы в республике Коми, которые давно используют в работе здоровьесберегающую систему доктора медицинских наук Владимира Базарного «Спасем детей – спасем Россию» и в результате имеют 95% (а не 2,5) здоровых детей, это и Новосибирский экономический лицей, участвующий в международной программе «Шкала укрепления здоровья», это и Иркутская гимназия, где разработали и успешно реализуют собственную программу «Здоровье», это и единственный в регионе, а возможно, и в стране оборудованный по последнему слову техники и оттого эффективно работающий зал валеологии в Мурманске, созданный благодаря школьной валеологической психолого-социальной службе, это и тольяттинские школы, где дети всю зиму пьют шиповник, это и наши земляки из станицы Каневской Краснодарского края, которые весь год кормят детей свежими овощами и фруктами…

Неудивительно, что проблема сохранения здоровья школьников стала главной и в деятельности педагогического коллектива нашей школы.

В сложившихся условиях валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы в целом и неблагоприятных социальных факторов, а также способствовать сохранению психического и физического здоровья школьника, наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива.

Для того, чтобы валеологическое сопровождение было эффективным необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах шко­лы.
  • пропагандировать индивидуальную, семейную ответственность за состояние здоровья ребенка.
  • поощрять здоровый образ жизни, а также предоставлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
  • создавать всем учащимся возможности для реализации их физического, пси­хологического и социального потенциала, также для укрепления их само­уважения.
  • использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укрепле­нию здоровья.
  • вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
  • рассматривать школьное здравоохранение как образовательный ресурс, спо­собный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.

Психологическая служба школы стала инициатором идеи валеологического сопровождения образовательного процесса,

Поэтапная организация валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

1 ЭТАП – мобилизационный.

Содержание деятельности Результаты
1. Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы
Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих, состоящих на диспансерном учете.
Создание банка данных по группам заболеваний.
Проведение комплекса диагностических мероприятий, социологических исследований.
• Социальные паспорта микрорайона, школы, классов.
• Банк данных о состоянии здоровья, психических и личностных особенностях школьников.
• Диагностические карты педагогов.
2. Информирование участников
учебно-воспитательного процесса о результатах измерений и мотивирование на работу по проблеме.
Сформирована мотивация у значительной части педагогов к изменениям в собственной профессиональной деятельности.

2 ЭТАП – Организационный этап.

Содержание деятельности Результаты
1. Работа по созданию модели социально-психологической службы. Разработана структура социально-психологической службы и основные направления деятельности.
2. Анализ результатов диагностики, определение проблемных зон и основных направлений в деятельности школы. Создание программы деятельности социально-психологической службы.
3. Формирование групп детей на основании школьных медкарт и консультаций врача. Группы ЛФК
4. Проведение медицинского осмотра учащихся. Банк данных
5. Родительские собрания о режиме дня и равномерном распределении учебной нагрузки в течение недели. Повышение родительской компетентности
6. Организация работы клуба «Здоровье» Создание программы деятельности
7. Организация горячего питания. 100% охват школьников горячим питанием

3 ЭТАП – стабильное функционирование.

Содержание деятельности социально-психологической службы
  Ученик Учитель Родитель
1. Диагностика
  • познавательная сфера
• мотивационно-личностная сфера
• особенности поведения и общения
• особенности системы отношения к миру и самому себе
• уровень адаптации
• готовность к переходу в среднюю школу
• взаимоотношения в коллективе
• профессиональная ориентация
• предметная и методическая компетентность
• стили педагогического общения
• организаторские умения
• индивидуально-личностные особенности
• уровень психологической грамотности
• особенности саморегуляции
• стили семейного воспитания
• родительская компетентность
• уровень психологической грамотности
2. Психологическое сопровождение Просвещение. Консультирование.
  • «Профессия-школьник» (цикл адаптационных занятий для первоклассников)
• группы развития (для первоклассников неготовых к школьному обучению)
• коррекционные, группы гиперактивных, тревожных детей
• «Дорога в 5-й класс» (подготовка к переходу в среднее звено)
• тренинги по развитию навыков общения
• тренинг «Модификация поведения»
• тренинг по развитию навыков, саморегуляции
• психологические часы (тематика обусловлена возрастными особенностями)
• психологические часы «Как справиться с волнением на экзаменах»
• «Я и профессия» (цикл занятий по профориентации)
• уроки психологии (среднее и старшее звено)
• клуб «Три «С» для старшеклассников
• постоянно действующий психологический лекторий
• педсоветы, производственные совещания по психологическим темам
• ролевые игры (по сценариям и ситуациям участников)
• практические занятия по обучению учителей некоторым диагностическим процедурам («Карта наблюдений Д. Стотта», лист для выявления педзапущенности)
• групповое и индивидуальное консультирование
• школа для родителей будущих первоклассников
• психологический всеобуч
• групповое и индивидуальное консультирование
3. Программно-аналитическая деятельность
  Разработка различных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
• программа «Шанс» (для детей с особенностями в развитии)
• алгоритм работы с неуспевающими
• «Использование психолого-педагогического паспорта при организации обучения» (учет межполушарной асимметрии мозга и модальности сенсорных каналов)
• программа профилактика аддитивного поведения подростков
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Мероприятия Ответственные Сроки
1. Пропаганда здорового образа жизни. Классные руководители, клуб «Здоровье» В течение года
2. Спортивно-массовые мероприятия. Учителя физкультуры В течение года
3. Профилактика близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Учителя-предметники Ежедневно
4. Валеологическое содержание учебных предметов Учителя биологии, обществознания В течение года
5. Профилактика гиподинамии Воспитатели ГПД, учителя физкультуры Ежедневно
6. Оздоровление детей в специализированных учреждениях санаторного типа. УО, администрация В течение года
7. Оздоровление детей в летних лагерях дневного пребывания. Администрация Июнь – июль
8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа. Медперсонал В течение года
9. Лечебный массаж, ЛФК Инструктор по лечебной физкультуре, массажист В течение года
10. Коррекционно-развивающая работа. СП служба В течение года

Результатом деятельности педагогического коллектива на данном этапе стало изменение показателей работы школы по различным параметрам.

Результаты стабильного функционирования СП службы:

  • Повысилась психологическая компетентность педагогов;
  • Улучшился психологический климат, самочувствие учащихся и педагогов, отношение к школе родителей;
  • Наблюдается устойчивая положительная динамика уровня адаптации учащихся;
  • Снижен уровень школьной тревожности;
  • Уменьшилось количество детей с проблемным поведением.

Таким образом, наше предположение о том, что валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению здоровья обучающихся школьников и может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы, отрицательно влияющих на состояние здоровья школьников, а также способствовать наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива подтвердилось. При этом для получения более ощутимых результатов необходимо:

  1. Продолжить деятельность социально-психологической службы по уже наработанным алгоритмам психологического сопровождения.
  2. Постоянно обновлять содержание программ психологического развития и программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом происходящих изменений.
  3. Разрабатывать и внедрять новые формы и методы работы.

Мы считаем, что следующий этап деятельности по избранной проблеме должен происходить на новом качественном уровне и планируем его в следующем виде:

4 ЭТАП – переход на новый качественный уровень.

Содержание деятельности Результаты
1. Введение недельных (с 1 по 6 сентября) адаптационных курсов в учебный план 1,5-х классов. Значительное повышение детей с высоким уровнем адаптации.
2. Создание зон психологической безопасности. Снижение психической напряженности учащихся и учителей.
3. Оборудование тренингового зала, комнаты психологической разгрузки. Повышение эффективности обучения психологическим умениям и навыкам, формирование и закрепление навыков саморегуляции у учеников, учителей и родителей.
4. Создание игровой комнаты. Повышение эффективности коррекционной и развивающей работы с гиперактивными, тревожными детьми, с другими эмоционально-волевыми нарушениями.
5. Продолжение диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности социально-психологической службы. Положительная динамика уровня развития познавательной, эмоциональной сферы школьников, повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
6. Оценка общего состояния здоровья. Диаграммы, графики

Ни для кого не секрет, что одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего: дня является состояние здоровья детей и подростков. Комплексные исследования ведущих медицинских институтов показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника, органов зрения и ЖКТ, ведущее место занимают различные психические расстройства и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников, при этом жизнь, показывает, что на самом деле цифры значительно превышают официальную статистику. Чаще всего отклонения формируются у первоклассников (в период адаптации к школе); у 5% (при переходе в «среднее звено») и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.

В качестве основных источников нарушений психического здоровья рассматривают:

  1. слабую функциональную и социально-психологическую готовность к школе;
  2. наследственную отягощенность;
  3. соматическую ослабленность;
  4. низкий уровень умственной работоспособности;
  5. дисгармоничность развития;
  6. медлительность мышления;
  7. недоразвитие мотивационной сферы;
  8. неразвитый кругозор;
  9. леворукость (у леворуких детей неврозы возникают в 2-3 раза чаще);
  10. половые проблемы (особенно в подростковом возрасте).

Совершенно очевидно, что все вышеуказанные причины, напрямую, связаны с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизическими особенностями, деградационными процессами в семейных отношениях. Однако, существуют и другие факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Это, так называемые «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников по разным статистическим данным составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, «2», поставленная красными чернилами, по мнению невропатологов эквивалентна сердечному приступу. Психическое состояние ребёнка и, как следствие этого состояния и состояние физическое, зависят от школьной среды. Ее характеризует масса признаков, однако, на уроке преобладает один – взаимоотношение учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Общеизвестно, что авторитарный режим поддерживает у человека состояние перманентного стресса и, напротив, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию и является своеобразным фасилитатором учебного процесса. Есть еще так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». Это, в первую очередь объемы домашних заданий, огромные сами по себе и многократно увеличиваемые за счет несделанного в классе. По свидетельствам медиков, более 50% школьных хворей – это психосоматические заболевания, связанные с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением, говоря простым языком обусловленные неумением ребенка учиться, работать с информационным потоком. Источником невротизации является и сама система современного образования, которая по-прежнему ориентирована на некоего среднего ученика, без учета типа его нервной системы, в то время как общеизвестно, что процесс усвоения знаний у детей с сильной нервной системой происходит иначе, чем у учеников со слабой инертной; без учета преобладающий у ребенка правополушарной активности, в то время как учебная нагрузка направлена преимущественно на левое полушарие, без учета ведущей репрезентативной системы ученика, в то время, как с каждым годом возрастает число детей – кинестетиков, стили обучения по-прежнему рассчитаны на визуалов и аудиалов.

В результате здоровыми из школы выходит лишь небольшая часть учеников. Вне всяких сомнений, чтобы остановить этот процесс и изменить ситуацию, нужны серьезные программы государственного масштаба. Пока, однако, все по-прежнему решает Энтузиазм или его отсутствие.

Изучая литературу по проблеме «Школа и здоровье», мы с интересом знакомились с опытом своих коллег из самых разных регионов, и этот опыт вселяет надежду. В самом деле, пытаясь самостоятельно, не дожидаясь милости от природы, правительства и разнообразных чиновничьих структур, многие добились весьма впечатляющих успехов.

Это и отдельные регионы в республике Коми, которые давно используют в работе здоровьесберегающую систему доктора медицинских наук Владимира Базарного «Спасем детей – спасем Россию» и в результате имеют 95% (а не 2,5) здоровых детей, это и Новосибирский экономический лицей, участвующий в международной программе «Шкала укрепления здоровья», это и Иркутская гимназия, где разработали и успешно реализуют собственную программу «Здоровье», это и единственный в регионе, а возможно, и в стране оборудованный по последнему слову техники и оттого эффективно работающий зал валеологии в Мурманске, созданный благодаря школьной валеологической психолого-социальной службе, это и тольяттинские школы, где дети всю зиму пьют шиповник, это и наши земляки из станицы Каневской Краснодарского края, которые весь год кормят детей свежими овощами и фруктами…

Неудивительно, что проблема сохранения здоровья школьников стала главной и в деятельности педагогического коллектива нашей школы.

В сложившихся условиях валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы в целом и неблагоприятных социальных факторов, а также способствовать сохранению психического и физического здоровья школьника, наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива.

Для того, чтобы валеологическое сопровождение было эффективным необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах шко­лы.
  • пропагандировать индивидуальную, семейную ответственность за состояние здоровья ребенка.
  • поощрять здоровый образ жизни, а также предоставлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
  • создавать всем учащимся возможности для реализации их физического, пси­хологического и социального потенциала, также для укрепления их само­уважения.
  • использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укрепле­нию здоровья.
  • вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
  • рассматривать школьное здравоохранение как образовательный ресурс, спо­собный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.

Психологическая служба школы стала инициатором идеи валеологического сопровождения образовательного процесса,

Поэтапная организация валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

1 ЭТАП – мобилизационный.

Содержание деятельности Результаты
1. Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы
Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих, состоящих на диспансерном учете.
Создание банка данных по группам заболеваний.
Проведение комплекса диагностических мероприятий, социологических исследований.
• Социальные паспорта микрорайона, школы, классов.
• Банк данных о состоянии здоровья, психических и личностных особенностях школьников.
• Диагностические карты педагогов.
2. Информирование участников
учебно-воспитательного процесса о результатах измерений и мотивирование на работу по проблеме.
Сформирована мотивация у значительной части педагогов к изменениям в собственной профессиональной деятельности.

2 ЭТАП – Организационный этап.

Содержание деятельности Результаты
1. Работа по созданию модели социально-психологической службы. Разработана структура социально-психологической службы и основные направления деятельности.
2. Анализ результатов диагностики, определение проблемных зон и основных направлений в деятельности школы. Создание программы деятельности социально-психологической службы.
3. Формирование групп детей на основании школьных медкарт и консультаций врача. Группы ЛФК
4. Проведение медицинского осмотра учащихся. Банк данных
5. Родительские собрания о режиме дня и равномерном распределении учебной нагрузки в течение недели. Повышение родительской компетентности
6. Организация работы клуба «Здоровье» Создание программы деятельности
7. Организация горячего питания. 100% охват школьников горячим питанием

3 ЭТАП – стабильное функционирование.

Содержание деятельности социально-психологической службы
  Ученик Учитель Родитель
1. Диагностика
  • познавательная сфера
• мотивационно-личностная сфера
• особенности поведения и общения
• особенности системы отношения к миру и самому себе
• уровень адаптации
• готовность к переходу в среднюю школу
• взаимоотношения в коллективе
• профессиональная ориентация
• предметная и методическая компетентность
• стили педагогического общения
• организаторские умения
• индивидуально-личностные особенности
• уровень психологической грамотности
• особенности саморегуляции
• стили семейного воспитания
• родительская компетентность
• уровень психологической грамотности
2. Психологическое сопровождение Просвещение. Консультирование.
  • «Профессия-школьник» (цикл адаптационных занятий для первоклассников)
• группы развития (для первоклассников неготовых к школьному обучению)
• коррекционные, группы гиперактивных, тревожных детей
• «Дорога в 5-й класс» (подготовка к переходу в среднее звено)
• тренинги по развитию навыков общения
• тренинг «Модификация поведения»
• тренинг по развитию навыков, саморегуляции
• психологические часы (тематика обусловлена возрастными особенностями)
• психологические часы «Как справиться с волнением на экзаменах»
• «Я и профессия» (цикл занятий по профориентации)
• уроки психологии (среднее и старшее звено)
• клуб «Три «С» для старшеклассников
• постоянно действующий психологический лекторий
• педсоветы, производственные совещания по психологическим темам
• ролевые игры (по сценариям и ситуациям участников)
• практические занятия по обучению учителей некоторым диагностическим процедурам («Карта наблюдений Д. Стотта», лист для выявления педзапущенности)
• групповое и индивидуальное консультирование
• школа для родителей будущих первоклассников
• психологический всеобуч
• групповое и индивидуальное консультирование
3. Программно-аналитическая деятельность
  Разработка различных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
• программа «Шанс» (для детей с особенностями в развитии)
• алгоритм работы с неуспевающими
• «Использование психолого-педагогического паспорта при организации обучения» (учет межполушарной асимметрии мозга и модальности сенсорных каналов)
• программа профилактика аддитивного поведения подростков
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Мероприятия Ответственные Сроки
1. Пропаганда здорового образа жизни. Классные руководители, клуб «Здоровье» В течение года
2. Спортивно-массовые мероприятия. Учителя физкультуры В течение года
3. Профилактика близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Учителя-предметники Ежедневно
4. Валеологическое содержание учебных предметов Учителя биологии, обществознания В течение года
5. Профилактика гиподинамии Воспитатели ГПД, учителя физкультуры Ежедневно
6. Оздоровление детей в специализированных учреждениях санаторного типа. УО, администрация В течение года
7. Оздоровление детей в летних лагерях дневного пребывания. Администрация Июнь – июль
8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа. Медперсонал В течение года
9. Лечебный массаж, ЛФК Инструктор по лечебной физкультуре, массажист В течение года
10. Коррекционно-развивающая работа. СП служба В течение года

Результатом деятельности педагогического коллектива на данном этапе стало изменение показателей работы школы по различным параметрам.

Результаты стабильного функционирования СП службы:

  • Повысилась психологическая компетентность педагогов;
  • Улучшился психологический климат, самочувствие учащихся и педагогов, отношение к школе родителей;
  • Наблюдается устойчивая положительная динамика уровня адаптации учащихся;
  • Снижен уровень школьной тревожности;
  • Уменьшилось количество детей с проблемным поведением.

Таким образом, наше предположение о том, что валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению здоровья обучающихся школьников и может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы, отрицательно влияющих на состояние здоровья школьников, а также способствовать наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива подтвердилось. При этом для получения более ощутимых результатов необходимо:

  1. Продолжить деятельность социально-психологической службы по уже наработанным алгоритмам психологического сопровождения.
  2. Постоянно обновлять содержание программ психологического развития и программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом происходящих изменений.
  3. Разрабатывать и внедрять новые формы и методы работы.

Мы считаем, что следующий этап деятельности по избранной проблеме должен происходить на новом качественном уровне и планируем его в следующем виде:

4 ЭТАП – переход на новый качественный уровень.

Содержание деятельности Результаты
1. Введение недельных (с 1 по 6 сентября) адаптационных курсов в учебный план 1,5-х классов. Значительное повышение детей с высоким уровнем адаптации.
2. Создание зон психологической безопасности. Снижение психической напряженности учащихся и учителей.
3. Оборудование тренингового зала, комнаты психологической разгрузки. Повышение эффективности обучения психологическим умениям и навыкам, формирование и закрепление навыков саморегуляции у учеников, учителей и родителей.
4. Создание игровой комнаты. Повышение эффективности коррекционной и развивающей работы с гиперактивными, тревожными детьми, с другими эмоционально-волевыми нарушениями.
5. Продолжение диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности социально-психологической службы. Положительная динамика уровня развития познавательной, эмоциональной сферы школьников, повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
6. Оценка общего состояния здоровья. Диаграммы, графики

Ни для кого не секрет, что одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего: дня является состояние здоровья детей и подростков. Комплексные исследования ведущих медицинских институтов показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника, органов зрения и ЖКТ, ведущее место занимают различные психические расстройства и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников, при этом жизнь, показывает, что на самом деле цифры значительно превышают официальную статистику. Чаще всего отклонения формируются у первоклассников (в период адаптации к школе); у 5% (при переходе в «среднее звено») и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.

В качестве основных источников нарушений психического здоровья рассматривают:

  1. слабую функциональную и социально-психологическую готовность к школе;
  2. наследственную отягощенность;
  3. соматическую ослабленность;
  4. низкий уровень умственной работоспособности;
  5. дисгармоничность развития;
  6. медлительность мышления;
  7. недоразвитие мотивационной сферы;
  8. неразвитый кругозор;
  9. леворукость (у леворуких детей неврозы возникают в 2-3 раза чаще);
  10. половые проблемы (особенно в подростковом возрасте).

Совершенно очевидно, что все вышеуказанные причины, напрямую, связаны с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизическими особенностями, деградационными процессами в семейных отношениях. Однако, существуют и другие факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Это, так называемые «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников по разным статистическим данным составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, «2», поставленная красными чернилами, по мнению невропатологов эквивалентна сердечному приступу. Психическое состояние ребёнка и, как следствие этого состояния и состояние физическое, зависят от школьной среды. Ее характеризует масса признаков, однако, на уроке преобладает один – взаимоотношение учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Общеизвестно, что авторитарный режим поддерживает у человека состояние перманентного стресса и, напротив, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию и является своеобразным фасилитатором учебного процесса. Есть еще так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». Это, в первую очередь объемы домашних заданий, огромные сами по себе и многократно увеличиваемые за счет несделанного в классе. По свидетельствам медиков, более 50% школьных хворей – это психосоматические заболевания, связанные с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением, говоря простым языком обусловленные неумением ребенка учиться, работать с информационным потоком. Источником невротизации является и сама система современного образования, которая по-прежнему ориентирована на некоего среднего ученика, без учета типа его нервной системы, в то время как общеизвестно, что процесс усвоения знаний у детей с сильной нервной системой происходит иначе, чем у учеников со слабой инертной; без учета преобладающий у ребенка правополушарной активности, в то время как учебная нагрузка направлена преимущественно на левое полушарие, без учета ведущей репрезентативной системы ученика, в то время, как с каждым годом возрастает число детей – кинестетиков, стили обучения по-прежнему рассчитаны на визуалов и аудиалов.

В результате здоровыми из школы выходит лишь небольшая часть учеников. Вне всяких сомнений, чтобы остановить этот процесс и изменить ситуацию, нужны серьезные программы государственного масштаба. Пока, однако, все по-прежнему решает Энтузиазм или его отсутствие.

Изучая литературу по проблеме «Школа и здоровье», мы с интересом знакомились с опытом своих коллег из самых разных регионов, и этот опыт вселяет надежду. В самом деле, пытаясь самостоятельно, не дожидаясь милости от природы, правительства и разнообразных чиновничьих структур, многие добились весьма впечатляющих успехов.

Это и отдельные регионы в республике Коми, которые давно используют в работе здоровьесберегающую систему доктора медицинских наук Владимира Базарного «Спасем детей – спасем Россию» и в результате имеют 95% (а не 2,5) здоровых детей, это и Новосибирский экономический лицей, участвующий в международной программе «Шкала укрепления здоровья», это и Иркутская гимназия, где разработали и успешно реализуют собственную программу «Здоровье», это и единственный в регионе, а возможно, и в стране оборудованный по последнему слову техники и оттого эффективно работающий зал валеологии в Мурманске, созданный благодаря школьной валеологической психолого-социальной службе, это и тольяттинские школы, где дети всю зиму пьют шиповник, это и наши земляки из станицы Каневской Краснодарского края, которые весь год кормят детей свежими овощами и фруктами…

Неудивительно, что проблема сохранения здоровья школьников стала главной и в деятельности педагогического коллектива нашей школы.

В сложившихся условиях валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы в целом и неблагоприятных социальных факторов, а также способствовать сохранению психического и физического здоровья школьника, наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива.

Для того, чтобы валеологическое сопровождение было эффективным необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах шко­лы.
  • пропагандировать индивидуальную, семейную ответственность за состояние здоровья ребенка.
  • поощрять здоровый образ жизни, а также предоставлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
  • создавать всем учащимся возможности для реализации их физического, пси­хологического и социального потенциала, также для укрепления их само­уважения.
  • использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укрепле­нию здоровья.
  • вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
  • рассматривать школьное здравоохранение как образовательный ресурс, спо­собный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.

Психологическая служба школы стала инициатором идеи валеологического сопровождения образовательного процесса,

Поэтапная организация валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

1 ЭТАП – мобилизационный.

Содержание деятельности Результаты
1. Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы
Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих, состоящих на диспансерном учете.
Создание банка данных по группам заболеваний.
Проведение комплекса диагностических мероприятий, социологических исследований.
• Социальные паспорта микрорайона, школы, классов.
• Банк данных о состоянии здоровья, психических и личностных особенностях школьников.
• Диагностические карты педагогов.
2. Информирование участников
учебно-воспитательного процесса о результатах измерений и мотивирование на работу по проблеме.
Сформирована мотивация у значительной части педагогов к изменениям в собственной профессиональной деятельности.

2 ЭТАП – Организационный этап.

Содержание деятельности Результаты
1. Работа по созданию модели социально-психологической службы. Разработана структура социально-психологической службы и основные направления деятельности.
2. Анализ результатов диагностики, определение проблемных зон и основных направлений в деятельности школы. Создание программы деятельности социально-психологической службы.
3. Формирование групп детей на основании школьных медкарт и консультаций врача. Группы ЛФК
4. Проведение медицинского осмотра учащихся. Банк данных
5. Родительские собрания о режиме дня и равномерном распределении учебной нагрузки в течение недели. Повышение родительской компетентности
6. Организация работы клуба «Здоровье» Создание программы деятельности
7. Организация горячего питания. 100% охват школьников горячим питанием

3 ЭТАП – стабильное функционирование.

Содержание деятельности социально-психологической службы
  Ученик Учитель Родитель
1. Диагностика
  • познавательная сфера
• мотивационно-личностная сфера
• особенности поведения и общения
• особенности системы отношения к миру и самому себе
• уровень адаптации
• готовность к переходу в среднюю школу
• взаимоотношения в коллективе
• профессиональная ориентация
• предметная и методическая компетентность
• стили педагогического общения
• организаторские умения
• индивидуально-личностные особенности
• уровень психологической грамотности
• особенности саморегуляции
• стили семейного воспитания
• родительская компетентность
• уровень психологической грамотности
2. Психологическое сопровождение Просвещение. Консультирование.
  • «Профессия-школьник» (цикл адаптационных занятий для первоклассников)
• группы развития (для первоклассников неготовых к школьному обучению)
• коррекционные, группы гиперактивных, тревожных детей
• «Дорога в 5-й класс» (подготовка к переходу в среднее звено)
• тренинги по развитию навыков общения
• тренинг «Модификация поведения»
• тренинг по развитию навыков, саморегуляции
• психологические часы (тематика обусловлена возрастными особенностями)
• психологические часы «Как справиться с волнением на экзаменах»
• «Я и профессия» (цикл занятий по профориентации)
• уроки психологии (среднее и старшее звено)
• клуб «Три «С» для старшеклассников
• постоянно действующий психологический лекторий
• педсоветы, производственные совещания по психологическим темам
• ролевые игры (по сценариям и ситуациям участников)
• практические занятия по обучению учителей некоторым диагностическим процедурам («Карта наблюдений Д. Стотта», лист для выявления педзапущенности)
• групповое и индивидуальное консультирование
• школа для родителей будущих первоклассников
• психологический всеобуч
• групповое и индивидуальное консультирование
3. Программно-аналитическая деятельность
  Разработка различных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
• программа «Шанс» (для детей с особенностями в развитии)
• алгоритм работы с неуспевающими
• «Использование психолого-педагогического паспорта при организации обучения» (учет межполушарной асимметрии мозга и модальности сенсорных каналов)
• программа профилактика аддитивного поведения подростков
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Мероприятия Ответственные Сроки
1. Пропаганда здорового образа жизни. Классные руководители, клуб «Здоровье» В течение года
2. Спортивно-массовые мероприятия. Учителя физкультуры В течение года
3. Профилактика близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Учителя-предметники Ежедневно
4. Валеологическое содержание учебных предметов Учителя биологии, обществознания В течение года
5. Профилактика гиподинамии Воспитатели ГПД, учителя физкультуры Ежедневно
6. Оздоровление детей в специализированных учреждениях санаторного типа. УО, администрация В течение года
7. Оздоровление детей в летних лагерях дневного пребывания. Администрация Июнь – июль
8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа. Медперсонал В течение года
9. Лечебный массаж, ЛФК Инструктор по лечебной физкультуре, массажист В течение года
10. Коррекционно-развивающая работа. СП служба В течение года

Результатом деятельности педагогического коллектива на данном этапе стало изменение показателей работы школы по различным параметрам.

Результаты стабильного функционирования СП службы:

  • Повысилась психологическая компетентность педагогов;
  • Улучшился психологический климат, самочувствие учащихся и педагогов, отношение к школе родителей;
  • Наблюдается устойчивая положительная динамика уровня адаптации учащихся;
  • Снижен уровень школьной тревожности;
  • Уменьшилось количество детей с проблемным поведением.

Таким образом, наше предположение о том, что валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению здоровья обучающихся школьников и может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы, отрицательно влияющих на состояние здоровья школьников, а также способствовать наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива подтвердилось. При этом для получения более ощутимых результатов необходимо:

  1. Продолжить деятельность социально-психологической службы по уже наработанным алгоритмам психологического сопровождения.
  2. Постоянно обновлять содержание программ психологического развития и программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом происходящих изменений.
  3. Разрабатывать и внедрять новые формы и методы работы.

Мы считаем, что следующий этап деятельности по избранной проблеме должен происходить на новом качественном уровне и планируем его в следующем виде:

4 ЭТАП – переход на новый качественный уровень.

Содержание деятельности Результаты
1. Введение недельных (с 1 по 6 сентября) адаптационных курсов в учебный план 1,5-х классов. Значительное повышение детей с высоким уровнем адаптации.
2. Создание зон психологической безопасности. Снижение психической напряженности учащихся и учителей.
3. Оборудование тренингового зала, комнаты психологической разгрузки. Повышение эффективности обучения психологическим умениям и навыкам, формирование и закрепление навыков саморегуляции у учеников, учителей и родителей.
4. Создание игровой комнаты. Повышение эффективности коррекционной и развивающей работы с гиперактивными, тревожными детьми, с другими эмоционально-волевыми нарушениями.
5. Продолжение диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности социально-психологической службы. Положительная динамика уровня развития познавательной, эмоциональной сферы школьников, повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
6. Оценка общего состояния здоровья. Диаграммы, графики

aid: 617742