Урок математики по теме "Отыскание части от целого и целого по его части". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (563 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Технология обучения: ИКТ

Методы обучения:

  1. Активные: обьяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями.
  2. Интерактивные: ПК, проектор.

Форма работы на уроке: индивидуальная, коллективная.

Цель урока:

  1.  научиться определять тип задачи на нахождение части от целого и целого по его части;
  2.  развивать логическое мышление, умение анализировать;
  3.  формировать навыки оформления записей, самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  1. Техническое: ПК, проектор.
  2. Наглядное: презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

I. Постановка целей

Сегодня мы будем говорить о том, как определять тип задачи на нахождение части от целого и целого по его части, выясним алгоритм их решения (презентация, слайд 1, 2, 3).

II. Устный счет

Знаете ли вы, ребята, что слово «дробь» появилось в 8-м веке? Как вы думаете, от какого слова оно произошло? («дробить», т.е. разбивать, ломать на части).

А сейчас ваша задача внимательно посмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» (приложение 1), чтобы определить, на сколько долек поделили апельсин.

- Из скольки долек состоял апельсин? (5)

- Если мы сложим все дольки то, что мы получим? (целый апельсин)

- Какую часть от апельсина получил ёж? ()

- Давайте вспомним что обозначает дробная черта. (деление)

- Что находится ниже дробной черты? (знаменатель)

- Что он обозначает? (на сколько частей поделили целое)

- Что находится выше дробной черты? (числитель)

- Что он обозначает? (сколько частей мы взяли)

А теперь рассмотрим две задачи (презентация, слайд 4):

  1. Какая величина принята за целое в каждой задаче? (апельсин)
  2. В какой из задач эта величина известна, а в какой нет? (в первой известна)
  3. В какой из задач требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части?
  4. Давайте решим данные задачи (презентация, слайд 5-6).

- Можно ли утверждать что это взаимообратные задачи?

- Теперь усложним немного задачу (презентация, слайд 7-9)

Вы замечательно справились.

Теперь запишем алгоритмы нахождения части от целого и целого по его части (презентация, слайд 10).

Сейчас, чтобы закрепить полученные знания нужно решить № 321(а, б) и № 322 (а, б) и определить к какому типу задания они относятся.

Математическое лото

Каждому ученику выдается карточка и список примеров. Решив примеры учащиеся должны отгадать зашифрованное слово.

- Ребята, вы сможете составить слово, если правильно решите примеры и закрасите ответы в своей карточке. Первые три человека получат 5.

Вариант I 

Фамилия____________

К
3

Е
14

Р
7

Д
5

О
6

Ж
24

Л
4

Б
1

Ь
8

Задания:

  1.  его равна 2
  2.  его равна 3
  3.  от 21
  4.  от 35

Оценка _________________

Вариант II 

Фамилия____________

А
3

Е
6

Т
7

С
5

О
12

Ь
24

Ч
4

Б
2

Х
18

Задания:

  1.  его равна 3
  2.  его равна 2
  3.  от 16
  4.  от 16

Оценка _________________

  • Оценка «5» ставится если отгадано все 5 букв слова
  • Оценка «4» ставится если отгадано 4 буквы от слова
  • Оценка «3» ставится если отгадано 3 буквы от слова
  • Оценка «2» ставится если отгадано 2 буквы от слова

(презентация, слайд 10-12)

Домашнее задание (презентация, слайд 13): № 321 (в, г), № 322 (в-е), № 323