Тип урока: изучение нового материала.
Технология обучения: ИКТ
Методы обучения:
- Активные: обьяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями.
- Интерактивные: ПК, проектор.
Форма работы на уроке: индивидуальная, коллективная.
Цель урока:
- научиться определять тип задачи на нахождение части от целого и целого по его части;
- развивать логическое мышление, умение анализировать;
- формировать навыки оформления записей, самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Оборудование:
- Техническое: ПК, проектор.
- Наглядное: презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
I. Постановка целей
Сегодня мы будем говорить о том, как определять тип задачи на нахождение части от целого и целого по его части, выясним алгоритм их решения (презентация, слайд 1, 2, 3).
II. Устный счет
Знаете ли вы, ребята, что слово «дробь» появилось в 8-м веке? Как вы думаете, от какого слова оно произошло? («дробить», т.е. разбивать, ломать на части).
А сейчас ваша задача внимательно посмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» (приложение 1), чтобы определить, на сколько долек поделили апельсин.
- Из скольки долек состоял апельсин? (5)
- Если мы сложим все дольки то, что мы получим? (целый апельсин)
- Какую часть от апельсина получил ёж? ()
- Давайте вспомним что обозначает дробная черта. (деление)
- Что находится ниже дробной черты? (знаменатель)
- Что он обозначает? (на сколько частей поделили целое)
- Что находится выше дробной черты? (числитель)
- Что он обозначает? (сколько частей мы взяли)
А теперь рассмотрим две задачи (презентация, слайд 4):
- Какая величина принята за целое в каждой задаче? (апельсин)
- В какой из задач эта величина известна, а в какой нет? (в первой известна)
- В какой из задач требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части?
- Давайте решим данные задачи (презентация, слайд 5-6).
- Можно ли утверждать что это взаимообратные задачи?
- Теперь усложним немного задачу (презентация, слайд 7-9)
Вы замечательно справились.
Теперь запишем алгоритмы нахождения части от целого и целого по его части (презентация, слайд 10).
Сейчас, чтобы закрепить полученные знания нужно решить № 321(а, б) и № 322 (а, б) и определить к какому типу задания они относятся.
Математическое лото
Каждому ученику выдается карточка и список примеров. Решив примеры учащиеся должны отгадать зашифрованное слово.
- Ребята, вы сможете составить слово, если правильно решите примеры и закрасите ответы в своей карточке. Первые три человека получат 5.
Вариант I
Фамилия____________
К |
Е |
Р |
Д |
О |
Ж |
Л |
Б |
Ь |
Задания:
- его равна 2
- его равна 3
- от 21
- от 35
Оценка _________________
Вариант II
Фамилия____________
А |
Е |
Т |
С |
О |
Ь |
Ч |
Б |
Х |
Задания:
- его равна 3
- его равна 2
- от 16
- от 16
Оценка _________________
- Оценка «5» ставится если отгадано все 5 букв слова
- Оценка «4» ставится если отгадано 4 буквы от слова
- Оценка «3» ставится если отгадано 3 буквы от слова
- Оценка «2» ставится если отгадано 2 буквы от слова
(презентация, слайд 10-12)
Домашнее задание (презентация, слайд 13): № 321 (в, г), № 322 (в-е), № 323