Пояснительная записка.
Особо значимым для меня является научить детей мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому важно начинать не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник не знаком еще с числами, но постигает уже количественные отношения: сравнивает предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляет две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно – однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, графическая модель в виде числовой оси, модель логического древа и др.), позволяющих дать ребенку не только конкретные знания, но и обобщенные знания. Использование наглядных моделей помогают ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе числа, облегчает осмысление и решение арифметических задач.
Свою работу в непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее ННОД) я построила с учетом интеграции таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация» учитывая возрастные возможности и особенности детей.
В процессе ННОД задачи сформулированы в соответствии с требованиями и подходами авторов программы.
При подготовке к ННОД важным моментом является и ее организация. В процессе подготовки к данной деятельности:
- Оформлен наглядный и раздаточный материал: город «Смешариков» (ватман А1), приглашение со схемой в виде логического древа, круги Эйлера (для детей III образовательного маршрута), картинки – подарки, кассы цифр (от 0 до 9 и для обозначения числа 10).
- Продуманы задания с усложнением: дается знак ≥ (больше либо равно), знак для второй дорожки, дети записывают самостоятельно.
- Подобран музыкальный материал для сопровождения.
- Организовано рабочее место и раздаточный материал для каждого ребенка с учетом зоны ближайшего развития
Использование разнообразных форм работы (коллективной, индивидуальной, работа в малых группах) позволяет активно включить всех детей в познавательно – исследовательскую деятельность. Дети могут самостоятельно выполнять действия, совместно со сверстниками или в сопровождении педагога в зависимости от образовательного маршрута.
Учитывая, что в дошкольный период каждый ребенок развивается не только в соответствии со своими возрастными особенностями, но и функциональными возможностями, проектирую индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, который предполагает организацию образовательного процесса через выбор индивидуального темпа.
Индивидуально-дифференцированный подход в ННОД заключается:
- в четком разведении задач для педагога и детей в соответствии с задачами программного содержания;
- в умение быстро и гибко перестраивать намеченный план и содержание работы в зависимости от инициативы детей;
- в подборе средств и дидактического материала для решения программных задач с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Все виды ННОД организую по подгруппам, предусматриваю дифференциацию внутри подгруппы за счет подбора заданий, упражнений различной степени сложности.
Такой подход к организации педагогического процесса позволяет мне создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка и доброжелательную обстановку: относиться ко всем мыслям и гипотезам детей со вниманием и уважением.
Такая организация образовательного процесса позволяет всем детям добиться результата и почувствовать себя в ситуации успеха.
Задачи воспитателя:
Образовательная область «Познание»:
- продолжать учить детей действию построения модели типа логического дерева;
- закреплять навыки прямого и обратного счета разными способами.
Образовательная область «Социализация»:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам;
- воспитывать уважительное отношение детей друг к другу во время работы в малых группах.
Образовательная область «Коммуникация»:
- формировать умение грамматически правильно оформлять связное высказывание.
Задачи детей:
- Просчитать от 1 до 10, помня про «волшебное число».
- Рассказать правила поведения в гостях.
- Разложить цифры на дорожках в соответствии со знаком.
- Объединиться в малые группы и договориться, как дарить подарки.
- Подарить подарок.
Здоровьесберегающие условия ННОД:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка.
- Проведение физкультминутки (минутки отдыха).
- Создание благоприятного психологического микроклимата.
- Соблюдение требований САНПиН.
«В гости к смешарикам».
Ход работы.
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает поиграть.
Воспитатель:
«Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать».
Мотивация.
В группе появляется Крош – герой из мультфильма «Смешарики» с пригласительными билетами от своих друзей. Воспитатель приглашает его поиграть вместе с детьми.
Основная часть.
Воспитатель: «Ребята, давайте научим. Кроша играть в нашу игру. Крош, ребята слушайте внимательно, я начну, а вы продолжайте:
- Счет по порядку от 1 до 10.
- Счет в обратном порядке от 10 до 1.
- Воспитатель: «Крош, а у тебя есть любимое число? Назови его нам. Оно у нас будет «волшебным». А теперь мы начинаем счет по порядку от 1 до 10. Все числа проговариваем вслух, а «волшебное число» Кроша – проговариваем «про себя» и хлопаем в ладоши».
Крош (воспитатель): «Спасибо большое за игру. Ребята, я приглашаю вас к моим друзьям в город «Смешариков», а для этого вам нужны приглашения». Приглашения отдает воспитателю.
Дети собираются в гости. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как нужно вести себя в гостях? Что приносят, когда приходят в гости. Выслушивает ответы детей
Примерные ответы детей: «Не шуметь, без разрешения ничего не трогать…. В гости берут подарки.… Благодарят хозяев».
Воспитатель предлагает взять подарки, приглашения и отправиться в путь. см. Приложение № 5).
Воспитатель: «Вот мы и подошли к указателю города «Смешариков» (см. Приложение № 1). Посмотрите перед нами две улицы: налево улица «Рябиновая», направо «Озерная». На каждой улице дома с разными номерами.
Воспитатель: «Ребята, а как узнать по какой улице нам нужно идти. (Выслушивает ответы детей) А может нам помогут приглашения Кроша?»
Воспитатель предлагает сесть за столы и внимательно посмотреть на приглашения (в приглашение дано задание: сравнить числа, с заданным числом используя модель типа логическое древо для детей трех образовательных маршрутов). Воспитатель вместе с детьми вспоминает историю: Однажды числа гуляли в «математическом лесу» сначала они шли все вместе, а затем подошли к развилке, и оказалось, что дальше всем вместе идти нельзя: на одной из дорожек стоит знак, с помощью которого можно узнать какие числа пойдут по одной дорожке, а какие по другой».
Дети выкладывают цифры в концах дорожек в соответствии со знаком. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Минутка отдыха. (см. Приложение 4)
После выполнения задания воспитатель приглашает немного отдохнуть и поиграть с Крошем, дети выполняют движения в соответствии словам:
Воспитатель: «На полянку выходите и игру с Крошем начните.
Содержание | Действия детей |
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы считать | Дети маршируют на месте |
Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты. |
Дети подпрыгивают на месте |
Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. |
Дети поднимают руки вверх |
Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. |
Дети выполняютНаклоны в стороны |
Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. |
Дети приседают |
Воспитатель вывешивает плакат – «город Смешариков» (см. Приложение №3), а дети берут в руки приглашения и подходят к воспитателю.
Воспитатель: «Ребята посмотрите, а в городе Смешариков две улицы: «Рябиновая» улица обозначена – красным, а «Озерная» - синяя. Давайте же узнаем, кто по какой дорожке пойдет в гости? У вас в приглашениях отмечено красная или синяя дорожка. Кто догадался? Предлагаю разделиться на две группы.
На пригласительных билетах у детей прорисованы красные или синие дорожки. Дети должны объединиться в две группы. Одна группа дети I и III образовательного маршрута (дети I образовательного маршрута помогают детям III маршрута), во второй дети II образовательного маршрута.
Воспитатель: «А теперь договоритесь, кто какому жителю города будет дарить подарок».
Звучит веселая музыка, дети подходят к домикам и прикрепляют подарок. Крош благодарит детей.
Крош: «Ребята, мне очень понравилось наше путешествие, и я думаю, что все мои друзья Смешарики остались довольными, ведь каждый из них получил подарок».
Итог.
Воспитатель спрашивает у детей.
Воспитатель: «Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что было самым трудным, самым интересным, веселым. Что помогло справиться с трудностями?»
Воспитатель выслушивает ответы детей и благодарит детей за игру.
Ожидаемый результат.
Все дети овладеют на достаточном уровне:
- навыками прямого и обратного счета;
- действиями построения модели типа логического древа;