Построение работы непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Особо значимым для меня является научить детей мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому важно начинать не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник не знаком еще с числами, но постигает уже количественные отношения: сравнивает предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляет две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно – однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, графическая модель в виде числовой оси, модель логического древа и др.), позволяющих дать ребенку не только конкретные знания, но и обобщенные знания. Использование наглядных моделей помогают ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе числа, облегчает осмысление и решение арифметических задач.

Свою работу в непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее ННОД) я построила с учетом интеграции таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация» учитывая возрастные возможности и особенности детей.

В процессе ННОД задачи сформулированы в соответствии с требованиями и подходами авторов программы.

При подготовке к ННОД важным моментом является и ее организация. В процессе подготовки к данной деятельности:

  1. Оформлен наглядный и раздаточный материал: город «Смешариков» (ватман А1), приглашение со схемой в виде логического древа, круги Эйлера (для детей III образовательного маршрута), картинки – подарки, кассы цифр (от 0 до 9 и для обозначения числа 10).
  2. Продуманы задания с усложнением: дается знак ≥ (больше либо равно), знак для второй дорожки, дети записывают самостоятельно.
  3. Подобран музыкальный материал для сопровождения.
  4. Организовано рабочее место и раздаточный материал для каждого ребенка с учетом зоны ближайшего развития

Использование разнообразных форм работы (коллективной, индивидуальной, работа в малых группах) позволяет активно включить всех детей в познавательно – исследовательскую деятельность. Дети могут самостоятельно выполнять действия, совместно со сверстниками или в сопровождении педагога в зависимости от образовательного маршрута.

Учитывая, что в дошкольный период каждый ребенок развивается не только в соответствии со своими возрастными особенностями, но и функциональными возможностями, проектирую индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, который предполагает организацию образовательного процесса через выбор индивидуального темпа.

Индивидуально-дифференцированный подход в ННОД заключается:

  • в четком разведении задач для педагога и детей в соответствии с задачами программного содержания;
  • в умение быстро и гибко перестраивать намеченный план и содержание работы в зависимости от инициативы детей;
  • в подборе средств и дидактического материала для решения программных задач с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Все виды ННОД организую по подгруппам, предусматриваю дифференциацию внутри подгруппы за счет подбора заданий, упражнений различной степени сложности.

Такой подход к организации педагогического процесса позволяет мне создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка и доброжелательную обстановку: относиться ко всем мыслям и гипотезам детей со вниманием и уважением.

Такая организация образовательного процесса позволяет всем детям добиться результата и почувствовать себя в ситуации успеха.

Задачи воспитателя:

Образовательная область «Познание»:

  • продолжать учить детей действию построения модели типа логического дерева;
  • закреплять навыки прямого и обратного счета разными способами.

Образовательная область «Социализация»:

  • приобщать к элементарным общепринятым нормам;
  • воспитывать уважительное отношение детей друг к другу во время работы в малых группах.

Образовательная область «Коммуникация»:

  • формировать умение грамматически правильно оформлять связное высказывание.

Задачи детей:

  1. Просчитать от 1 до 10, помня про «волшебное число».
  2. Рассказать правила поведения в гостях.
  3. Разложить цифры на дорожках в соответствии со знаком.
  4. Объединиться в малые группы и договориться, как дарить подарки.
  5. Подарить подарок.

Здоровьесберегающие условия ННОД:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка.
  2. Проведение физкультминутки (минутки отдыха).
  3. Создание благоприятного психологического микроклимата.
  4. Соблюдение требований САНПиН.

«В гости к смешарикам».
Ход работы.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает поиграть.

Воспитатель:

«Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать».

Мотивация.

В группе появляется Крош – герой из мультфильма «Смешарики» с пригласительными билетами от своих друзей. Воспитатель приглашает его поиграть вместе с детьми.

Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, давайте научим. Кроша играть в нашу игру. Крош, ребята слушайте внимательно, я начну, а вы продолжайте:

  • Счет по порядку от 1 до 10.
  • Счет в обратном порядке от 10 до 1.
  • Воспитатель: «Крош, а у тебя есть любимое число? Назови его нам. Оно у нас будет «волшебным». А теперь мы начинаем счет по порядку от 1 до 10. Все числа проговариваем вслух, а «волшебное число» Кроша – проговариваем «про себя» и хлопаем в ладоши».

Крош (воспитатель): «Спасибо большое за игру. Ребята, я приглашаю вас к моим друзьям в город «Смешариков», а для этого вам нужны приглашения». Приглашения отдает воспитателю.

Дети собираются в гости. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как нужно вести себя в гостях? Что приносят, когда приходят в гости. Выслушивает ответы детей

Примерные ответы детей: «Не шуметь, без разрешения ничего не трогать…. В гости берут подарки.… Благодарят хозяев».

Воспитатель предлагает взять подарки, приглашения и отправиться в путь. см. Приложение № 5).

Воспитатель: «Вот мы и подошли к указателю города «Смешариков» (см. Приложение № 1). Посмотрите перед нами две улицы: налево улица «Рябиновая», направо «Озерная». На каждой улице дома с разными номерами.

Воспитатель: «Ребята, а как узнать по какой улице нам нужно идти. (Выслушивает ответы детей) А может нам помогут приглашения Кроша?»

Воспитатель предлагает сесть за столы и внимательно посмотреть на приглашения (в приглашение дано задание: сравнить числа, с заданным числом используя модель типа логическое древо для детей трех образовательных маршрутов). Воспитатель вместе с детьми вспоминает историю: Однажды числа гуляли в «математическом лесу» сначала они шли все вместе, а затем подошли к развилке, и оказалось, что дальше всем вместе идти нельзя: на одной из дорожек стоит знак, с помощью которого можно узнать какие числа пойдут по одной дорожке, а какие по другой».

Дети выкладывают цифры в концах дорожек в соответствии со знаком. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Минутка отдыха. (см. Приложение 4)

После выполнения задания воспитатель приглашает немного отдохнуть и поиграть с Крошем, дети выполняют движения в соответствии словам:

Воспитатель: «На полянку выходите и игру с Крошем начните.

Содержание Действия детей
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы считать Дети маршируют на месте
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
Дети подпрыгивают на месте
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Дети поднимают руки вверх 
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Дети выполняютНаклоны в стороны
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Дети приседают 

Воспитатель вывешивает плакат – «город Смешариков» (см. Приложение №3), а дети берут в руки приглашения и подходят к воспитателю.

Воспитатель: «Ребята посмотрите, а в городе Смешариков две улицы: «Рябиновая» улица обозначена – красным, а «Озерная» - синяя. Давайте же узнаем, кто по какой дорожке пойдет в гости? У вас в приглашениях отмечено красная или синяя дорожка. Кто догадался? Предлагаю разделиться на две группы.

На пригласительных билетах у детей прорисованы красные или синие дорожки. Дети должны объединиться в две группы. Одна группа дети I и III образовательного маршрута (дети I образовательного маршрута помогают детям III маршрута), во второй дети II образовательного маршрута.

Воспитатель: «А теперь договоритесь, кто какому жителю города будет дарить подарок».

Звучит веселая музыка, дети подходят к домикам и прикрепляют подарок. Крош благодарит детей.

Крош: «Ребята, мне очень понравилось наше путешествие, и я думаю, что все мои друзья Смешарики остались довольными, ведь каждый из них получил подарок».

Итог.

Воспитатель спрашивает у детей.

Воспитатель: «Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что было самым трудным, самым интересным, веселым. Что помогло справиться с трудностями?»

Воспитатель выслушивает ответы детей и благодарит детей за игру.

Ожидаемый результат.

Все дети овладеют на достаточном уровне:

  • навыками прямого и обратного счета;
  • действиями построения модели типа логического древа;

Приложения