Некоторые свойства металлов

Разделы: Химия


«Границ научному познанию предвидеть невозможно»
Д.И.Менделеев

Цели:

Образовательные - дать понятие о свойствах металлов и их взаимосвязи со строением атома и кристаллической решётки.

Развивающие

  • продолжить развитие умения работать с учебником;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи между строением вещества и их свойствами;
  • Развивать умение делать выводы;
  • Развивать познавательный интерес.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к самостоятельной работе;
  • умение работать в коллективе.

Оборудование: образцы металлов, табличные данные (приложение)

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Устный опрос.

  1. На каких 2 группы можно разделить все известные вам вещества?
  2. На каких 2 группы можно разделить простые вещества?
  3. В чём особенность строения атомов металлов?
  4. Какие типы связи вам известны?
  5. В чём особенность металлической связи?

Учитель. Действительно особенностью металлов является наличие общих электронов, иногда их называют электронным газом. Из жизненного опыта вы знаете о том, что металлы обладают общими свойствами. Сегодня мы подробнее познакомимся с некоторыми свойствами металлов.

Учитель называет тему урока, ученики записывают её в тетрадь, называет цель урока.

Учитель. В глубокой древности человечеству было известно 7 металлов, считалось, что на Земле они появились под действием семи планет:

Золото – Солнце

Серебро – Луна

Медь – Венера

Железо – Марс

Олово – Юпитер

Свинец – Сатурн

Ртуть – Меркурий

Ребята приготовили для нас небольшие сообщения об этих металлах

 (Выступление детей с рассказами о металлах)

Учитель. Мы прослушали выступление ребят об известных в древности металлах, а сейчас откройте периодическую таблицу и посмотрите, много ли металлов сейчас известно человечеству? Действительно металлов известно гораздо больше чем неметаллов, всего насчитывается 88 металлов и всех их объединяют сходные свойства

Какие же это свойства?

Ученики называют свойства (пластичность, твёрдость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, плотность, температура плавления)

Учитель. Используя выданный вам материал, а так же учебник страница 69-72

объясните, почему металлы обладают пластичностью?

Какой металл обладает самой большой пластичностью? (3 мин. на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. Используя выданную справочную таблицу, а так же учебник ответьте на следующие вопросы: Почему металлы твёрдые?

Какой металл является исключением?

Какой металл самый твёрдый?

Как называются самые мягкие металлы?

В какой группе таблицы химических элементов они расположены?(4 минуты на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. Мы с вами пользуемся электрическими приборами, а как доставляется к нам электрический ток? По проводам, а из чего они изготовлены? А будут ли они проводить электрический ток, если их изготовить из меди, серебра?

(Ответы учащихся)

Учитель. Из ваших ответов мы можем сделать вывод, что все металлы проводят электрический ток, а почему?

Почему же все металлы проводят электрический ток?

Какой металл обладает самой высокой электропроводностью?

Как изменяется электропроводность металлов при нагревании?

Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать с учебником и выданной справочной литературой. (3 мин. на подготовку)

(Ответы учащихся)

Учитель. А сейчас посмотрите на ложки, которые я держу в руках, попробуйте определить какая из них металлическая, а какая пластмассовая? Как вы определили материал, из которого изготовлены ложки?

(Ответ ребят)

Учитель. Почему металлы обладают металлическим блеском?

Чтобы ответить на этот вопрос вам снова нужно поработать с литературой (3 мин)

(Ответ учащихся)

Учитель. Ребята, что произойдёт с металлической ложкой, если мы подержим её в кипятке?

А если мы возьмём деревянную ложку?

Следовательно, металл обладает теплопроводностью, а почему?

Работа с литературой (3мин.)

Ответ учащихся

Учитель. С чем же связано наличие общих свойств у металлов?

Учащиеся. Потому что в кристаллической решётке металлов присутствуют свободные электроны

Учитель. А почему в кристаллической решётке имеются свободные электроны?

Учащиеся. Потому что радиус атомов металлов велик и на наружном энергетическом уровне мало электронов, поэтому они легко отрываются от атома.

Учитель. Связаны ли между собой строение металлов и их свойства?

Учащиеся. Да связаны. Строение атома определяет строение кристаллической решётки, а строение кристаллической решётки определяет свойства веществ.

III. Рефлексия.

Учитель. Подводя итог я попрошу вас, используя образцы металлов и справочные материалы заполнить таблицу.

Металл Теплопроводность Блеск Электропроводность Пластичность t°плавления Плотность
1 AI            
2 Zn            
3 Cu            

Домашнее задание: параграф 13. Упр.1. 4.

Литература

  1. Иванова Р.Г..Уроки химии в 8-9 классах:. Методическое пособие для учителя (Р.Г.Иванова. – 3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2003.-123с