«Границ научному познанию предвидеть невозможно»
Д.И.Менделеев
Цели:
Образовательные - дать понятие о свойствах металлов и их взаимосвязи со строением атома и кристаллической решётки.
Развивающие
- продолжить развитие умения работать с учебником;
- умение устанавливать причинно – следственные связи между строением вещества и их свойствами;
- Развивать умение делать выводы;
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные
- воспитывать интерес к самостоятельной работе;
- умение работать в коллективе.
Оборудование: образцы металлов, табличные данные (приложение)
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Устный опрос.
- На каких 2 группы можно разделить все известные вам вещества?
- На каких 2 группы можно разделить простые вещества?
- В чём особенность строения атомов металлов?
- Какие типы связи вам известны?
- В чём особенность металлической связи?
Учитель. Действительно особенностью металлов является наличие общих электронов, иногда их называют электронным газом. Из жизненного опыта вы знаете о том, что металлы обладают общими свойствами. Сегодня мы подробнее познакомимся с некоторыми свойствами металлов.
Учитель называет тему урока, ученики записывают её в тетрадь, называет цель урока.
Учитель. В глубокой древности человечеству было известно 7 металлов, считалось, что на Земле они появились под действием семи планет:
Золото – Солнце
Серебро – Луна
Медь – Венера
Железо – Марс
Олово – Юпитер
Свинец – Сатурн
Ртуть – Меркурий
Ребята приготовили для нас небольшие сообщения об этих металлах
(Выступление детей с рассказами о металлах)
Учитель. Мы прослушали выступление ребят об известных в древности металлах, а сейчас откройте периодическую таблицу и посмотрите, много ли металлов сейчас известно человечеству? Действительно металлов известно гораздо больше чем неметаллов, всего насчитывается 88 металлов и всех их объединяют сходные свойства
Какие же это свойства?
Ученики называют свойства (пластичность, твёрдость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, плотность, температура плавления)
Учитель. Используя выданный вам материал, а так же учебник страница 69-72
объясните, почему металлы обладают пластичностью?
Какой металл обладает самой большой пластичностью? (3 мин. на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. Используя выданную справочную таблицу, а так же учебник ответьте на следующие вопросы: Почему металлы твёрдые?
Какой металл является исключением?
Какой металл самый твёрдый?
Как называются самые мягкие металлы?
В какой группе таблицы химических элементов они расположены?(4 минуты на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. Мы с вами пользуемся электрическими приборами, а как доставляется к нам электрический ток? По проводам, а из чего они изготовлены? А будут ли они проводить электрический ток, если их изготовить из меди, серебра?
(Ответы учащихся)
Учитель. Из ваших ответов мы можем сделать вывод, что все металлы проводят электрический ток, а почему?
Почему же все металлы проводят электрический ток?
Какой металл обладает самой высокой электропроводностью?
Как изменяется электропроводность металлов при нагревании?
Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать с учебником и выданной справочной литературой. (3 мин. на подготовку)
(Ответы учащихся)
Учитель. А сейчас посмотрите на ложки, которые я держу в руках, попробуйте определить какая из них металлическая, а какая пластмассовая? Как вы определили материал, из которого изготовлены ложки?
(Ответ ребят)
Учитель. Почему металлы обладают металлическим блеском?
Чтобы ответить на этот вопрос вам снова нужно поработать с литературой (3 мин)
(Ответ учащихся)
Учитель. Ребята, что произойдёт с металлической ложкой, если мы подержим её в кипятке?
А если мы возьмём деревянную ложку?
Следовательно, металл обладает теплопроводностью, а почему?
Работа с литературой (3мин.)
Ответ учащихся
Учитель. С чем же связано наличие общих свойств у металлов?
Учащиеся. Потому что в кристаллической решётке металлов присутствуют свободные электроны
Учитель. А почему в кристаллической решётке имеются свободные электроны?
Учащиеся. Потому что радиус атомов металлов велик и на наружном энергетическом уровне мало электронов, поэтому они легко отрываются от атома.
Учитель. Связаны ли между собой строение металлов и их свойства?
Учащиеся. Да связаны. Строение атома определяет строение кристаллической решётки, а строение кристаллической решётки определяет свойства веществ.
III. Рефлексия.
Учитель. Подводя итог я попрошу вас, используя образцы металлов и справочные материалы заполнить таблицу.
№ | Металл | Теплопроводность | Блеск | Электропроводность | Пластичность | t°плавления | Плотность |
1 | AI | ||||||
2 | Zn | ||||||
3 | Cu |
Домашнее задание: параграф 13. Упр.1. 4.
Литература
- Иванова Р.Г..Уроки химии в 8-9 классах:. Методическое пособие для учителя (Р.Г.Иванова. – 3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2003.-123с