Данное занятие можно провести и как обобщающий урок по теме: «Атмосфера».
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся; повторить основной материал по теме: Атмосфера; отрабатывать умение работать с географическими материалами; показать взаимосвязь географии с другими предметами (литература, музыка); развивать речь, мышление, интерес к изучению предмета; воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах.
Оборудование: карточки с вопросами, стихотворениями, песнями, шкала Бофорта, кроссворды, итоговая таблица, сигнальные карточки, геожетоны.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Класс делится на 4 группы, каждая группа получает название связанное с темой «Атмосфера» (например: Циклон, Антициклон, Бриз, Муссон и др.)
– Занятие начинается с чтения стихотворения А. Матутина «Про воздух»
Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
И мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
– Что же это за одеяло?
– Что такое Атмосфера?
– Над этими вопросами, наверное задумывались еще первобытные люди.
Ветер, ураган, дождь, снег, град, туман – все эти явления им трудно было объяснить, так как их знания были ограничены. Мы же об атмосфере знаем уже очень много. Поэтому с легкостью ответим на все вопросы.
– В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой.
II. Основная часть. Проведение чемпионата.
1. Блиц-турнир.
– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.
1 группа
- Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
- Как высчитывается среднесуточная температура?
- Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
- Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)
2 группа
- Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
- Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
- Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
- Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)
3 группа
- Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
- Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
- Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
- Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).
4 группа
- Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).
- Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)
- Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)
- Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)
2. Поэтические строки.
– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта
-
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва.
А.С. Пушкин -
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его называли ветрило! Ветрище!
С. Михалков -
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, на дрожат листы…
М.Ю. Лермонтов -
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать садила…
Н.А. Некрасов
3. Отгадать загадки.
– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.
-
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.) -
Алена-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.) -
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер) -
Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь) -
Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.
Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.
По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.) -
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней) -
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака) -
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (Туман)
4. Угадай время года.
– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.
-
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин) -
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов) -
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин) -
Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)
5. Разгадать кроссворд.
– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.
Вопросы:
- Прибор для измерения давления воздуха.
- Фактический объем испаряющейся влаги.
- Ураганный ветер.
- Тип климата.
- Нижний слой атмосферы.
- Свойства воздушных масс.
Ответы:
- барометр
- испарение
- Тайфун
- Морской
- тропосфера
- влажность
6. Песенная география.
– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.
-
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши – 1) Невезения
В … (водоём – 2) есть
… (1) Невезения
В …(2) есть.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь.
(1 – остров, 2 – океан) -
Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
Не найдёте вы на нём
Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
О которой мы поём.
Наша старая … (космический объект – 3)
Вся изучена давно,
Но … (2) большая эта
Вечно «белое пятно».
(1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.) -
Если долго, долго, долго,
Если долго, по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в … (континент – 1) прийти!
А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай!
(1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.) -
Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе,
И не путать никогда … (участок суши – 3)
и … (населённый пункт - 4)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)
7. Блиц-вопрос.
- Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
- Почему с поднятием вверх давление уменьшается?
- Объясните выражение: «Атмосфера – броня планеты»?
- Что делается в нашей стране для очистки воздуха?