Организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы педагогов – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной жизни, популяризируются среди членов педагогического коллектива.
В основополагающих документах Министерства образования Российской Федерации («Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 01 октября 2008 года, протокол №36)», «Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 года
№ 1663-р)», «Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (05 ноября 2008 года, 12 ноября 2009 года), ПНП «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа») сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития детей.
Известно, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, позволяющего быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным, но, к сожалению, современная статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья. Только у 15% новорожденных могут быть не установлены те или иные заболевания. Многочисленные социальные и материальные проблемы, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье ребенка и в дальнейшем. И только 5%-7% выпускников школ считаются практически здоровыми. Среди различных причин, неблагоприятно влияющих на здоровье молодежи, особо следует выделить социальные пороки, калечащие физическое и психическое здоровье людей: бездуховность, наркоманию, алкоголизм, эколого-генетические факторы, обусловленные изменением условий среды и питания, а также малоподвижный образ жизни.
Анализ полученных результатов опроса педагогов по теме «Использование современных методов и приемов в работе учителя по воспитанию культуры здоровья школьников» показал, что составляют программу воспитания культуры здоровья школьников только 61,0% респондентов, 32,0% ведут календари планирования дел по воспитанию культуры здоровья, 46,3% педагогов активно применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии, 51,2% применяют изредка и 2,4% не применяют никогда. К сожалению, большой процент педагогов не видят связи между культурой здоровья школьников и своей профессиональной деятельностью. Из перечисленных методов, форм и приемов воспитания культуры здоровья школьников чаще всего педагоги применяют: беседы - 100%»; воспитывающие ситуации - 87,8%; классные часы - 85,4%; объяснения - 78,1%. Наименьшее применение в работе педагогов находят: лекции - 9,8%; круглые столы и дискуссионные клубы - 12,2%; исследовательские, творческие, информационно-просветительские проекты - 19,5%.
Анализ полученных результатов позволил нам выявить следующие тенденции состояния отношение педагога к здоровью как к ценности. Видно, что доминирующее первенство занимает ценность физического и психического здоровья: на первое место её поставили 66,7% респондентов; на второе место - 11, 9% и на третье - 7,1%.
Все это говорит об актуализации решения проблемы здоровьесбережения и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Поэтому необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности и создания здоровьесберегающих условий.
Наблюдая за работой педагогического коллектива, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья школьников, выявлено, что в современной системе образования имеют место информационные перегрузки обучающихся; чрезмерное нервно-психическое напряжение; недостаточная двигательная активность; неподготовленность педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, обучению культуры здоровья обучающихся.
Актуальность построения здоровьеориентированного образовательного пространства через систему комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы видим в преодолении следующих противоречий:
- Между объективными потребностями общества в сохранении и укреплении здоровья школьников и особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, влияющими на ухудшение здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.
- Между потребностью в концептуальном, технологическом и методическом обеспечении модели здоровьесберегающей среды и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике образования.
- Между потребностью в применении педагогами эффективных здоровьеформирующих технологий и недостаточным уровнем профессиональных умений педагогов в использовании данных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность выбранной темы и возникшие противоречия определяют ведущую педагогическую идею: формирование человека, здорового физически, психически и нравственно, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.
Представленный опыт работы является единой системой комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательном учреждении.
Новизна опыта заключатся в том, что выявлены и систематизированы предпосылки формирования готовности педагогического коллектива к здоровьесбережению; определен комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования здоровьесбережения подростков: наличие общегосударственной идеологии и ценностей, имеющих направленность на здоровый образ жизни; учет социальных условий в педагогической практике; гуманизация отношений в системе образования; сформированность мотиваций здорового образа жизни; минимизация негативных влияний среды; моделирование компонентов системы здоровьесбережения с учетом состояния внешней среды; прогрессивное управление системой здоровьесбережения; разработана и апробирована модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья.
Цель педагогической деятельности заключается в создании оптимальной модели здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего социальное, психическое и физическое здоровье обучающихся,достижение максимального уровня развития активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
- моделирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
- организация мониторинга состояния здоровья школьников;
- организация непрерывного образования педагогов по вопросам здоровьесбережения;
- оценка эффективности воздействия здоровьесберегающей среды на различные аспекты и характеристики образовательного процесса;
- создание необходимых условий для обучения и воспитания, основанных на принципах здоровьетворения;
- совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);
- использование современных методов и приемов, нацеленных на формирование долговременных здоровьесберегающих ориентаций школьников.
Каркасом здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения являются следующие принципы: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности обучающегося.
Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но и (причем – в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Системный подход в процессе мониторинга реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов – ведущих специалистов в области возрастной физиологии, школьной гигиены, психофизиологии, теории и методики физического воспитания.
Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. Только в том случае, если мониторинг в каждом учреждении будет охватывать все информационные блоки, можно будет проводить полноценный содержательный системный анализ его результатов.
Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год - осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одного и того же контингента обучающихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представительность)обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно большого контингента.
Методическое единство– непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах научно-исследовательской работы.
Наличие обратной связи– одно из важных условий проведения мониторинга. Педагогический коллектив заинтересован в получении сведений о результатах мониторинга.
Разработанная базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении состоит из шести блоков:
I блок – создание здоровьесберегающей инфраструктураы образовательного учреждения: состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания школьников; необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
II блок – рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов); строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития.
Во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом вводится здоровьеформирующий компонент.
Организуя включение здоровьеформирующего компонента во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом, педагоги разработали календарно-тематическое планирование с учетом рекомендаций, предложенных В.Н. Ирхиным, доктором педагогических наук, профессором Белгородского государственного университета.
При подготовке уроков с использованием здоровьеформирующего компонента педагог:
- Анализирует содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.
- Подбирает (в соответствии с профилем учебного предмета) конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.
- Разрабатывает сценарный план урока в соответствии с задачей приобщения обучающихся к культуре здоровья.
Моделируя урок здоровья, педагог учитывает различия между традиционным уроком и уроком здоровья.
Традиционный урок | Урок здоровья |
Тема урока |
Тема урока (имеет отношение к ребенку) Знаешь ли ты свое тело? |
Цели и задачи урока образовательные развивающие (память, речь, мышление) воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм) |
Цель урока (имеет отношение к ребенку): научить чувствовать собственное тело, формировать способность конструктивного взаимодействия с близкими людьми |
|
Уровни усвоения: - отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму); - представления (сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции); - способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены, режима дня, закаливаться) |
Организационный момент Мотивация (детям сообщается цель урока) Проверка домашнего задания |
Ритуал приветствия Мотивация (на протяжении всего урока прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей) Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей) |
Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения) Объяснение нового материала |
Вводная часть (актуализация представлений обучающихся, их отношений, стратегий и технологий) Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей) |
Первичное закрепление (упражнения на новую тему) Самостоятельная работа на новую тему Итог урока (чем мы занимались? что изучили?) Домашнее задание |
Заключительная часть (отработка личной стратегии) Итог урока (обобщение) Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых) |
При интегрированном подходе в основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).
- Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)
- Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
- Организованы действия обучающихся по принятию целей учебного занятия.
- Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия обучающихся по мобилизации на учебное занятие.
- Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности обучающихся в течение всего учебного занятия.
- Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
- Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья обучающихся.
- Методы и формы обучения соответствуют:
- учебному содержанию;
- целям учебного занятия;
- психофизиологическим и учебным возможностям обучающихся.
- Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
- достаточную двигательную активность обучащюихся на уроке;
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся;
- учет реальных учебных возможностей обучающихся, дифференцированность обучения;
- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь обучающимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
- обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
- контроль и оценку знаний обучающихся, способствующие сохранению их психического здоровья;
- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения обучающихся;
- доброжелательное и продуктивное сотрудничество обучающихся, а также учителя и обучающихся.
- Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.
- Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности обучающихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям обучающихся.
- Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.
- Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями обучающихся.
- Уровень достижения целей учебного занятия.
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий со специальной медицинской группой; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).
IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья обучающихся для каждого педагога; регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
V блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.
VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.