Урок математики по теме "Логарифмическая функция. Свойства и график". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Урок рассчитан на 45 минут.

Цели урока:

  • ввести понятие логарифмической функции; рассмотреть свойства; научить строить график логарифмической функции; научить применять свойства функции  при сравнении чисел;
  • развивать умение анализировать в нестандартных ситуациях, делать выводы;
  • воспитывать у учащихся культуру самостоятельной работы с  дополнительной литературой; умение правильно отбирать необходимый материал для подготовки сообщений.

Учащиеся должны  знать и уметь к концу урока: обозначение и основные свойства логарифмической функции; строить графики логарифмической функции с заданным основанием; уметь сравнивать числа, используя свойства логарифмической функции.

Оборудование: компьютер, карточки, диски с презентациями учеников.

Приложение 1: презентация к уроку, слайды 1-13, Приложение 2: презентация учащихся .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– К нашему уроку подходит такое высказывание Карла Гаусса: «Математика – наука не столько для ушей, сколько для глаз». В этом мы убедимся неоднократно.

II. Актуализация знаний

– Начнём урок с повторения

1) Как называется функция вида   у = ах?
2) Какие условия накладываются на  значения  а, х?
3) Найдите обратную функцию для    функции у = ах? Что необходимо для этого сделать?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой.

– Итак, полученная функция называется  логарифмической.

III. Новый материал

Слайд 1.

– Исходя из названия темы, попробуем  сформулировать  задачи, которые необходимо нам вместе решить.

Учащиеся предлагают  варианты.

Слайд 2.

– Сформулируем определение логарифмической функции.

Слайд 3

– Можно ли, зная свойства показательной функции, сформулировать свойства логарифмической?

Учащиеся формулируют  свойства, опираясь на старые знания.

IV. Практическая работа

Постройте   следующие графики  логарифмической функции в одной системе координат  у = log2x  и   у = log1/2x .

(Учителем  заранее заготовлены  таблицы на доске.)

Вместе заполняем  таблицу  для функции у = log2x.

При  а = 2

х 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8
у –3 –2 –1 0 1 2 3

При  а = 1/2

х 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8
у 3 2 1 0 –1 –2 –3

Построенные графики сравните с чертежами на слайде, устраните недочёты.

Слайд 4

Данная кривая имеет особое название  – логарифмика.

Вопросы:

1)  Опишите:  взаимное расположение графиков;  расположение относительно осей;   назовите особые точки.
2) Укажите промежутки монотонности каждой функции.
3) Какая функция является убывающей? Возрастающей?
4) Можно ли утверждать: если  значения основания  больше 1, то функция будет всегда возрастающей? А если  значения основания  принадлежат  от нуля до 1, то функция  является убывающей?

Итак, следующее свойство:

Слайд 5

Вопросы:

1) При каких значениях аргумента каждая из функций принимает положительные и отрицательные значения?

Слайд 6

Запишите это свойство. Доказательство  этого свойства подготовит на следующий урок  (обычно всегда есть желающие).

Итак, перечислим все свойства.

Слайд 10

Практическая часть.

Слайд 7

Постройте графики логарифмических функций   у = log3x  и   у = log1/3x  в одной системе координат.  Проверьте правильность вычислений по таблице на экране.
Слайд 8

Построенные графики сравните с  представленными на экране.

Слайд  9 (На слайде 4 графики в одной системе координат)

Запомним особую точку (1;0).

Итак, сделаем некоторые выводы.

Слайд 10

Слайд 11

Практическая часть

Слайд 12

Слайд 13

Ответы обосновать, используя свойства логарифмической функции.

Индивидуальное  домашнее  задание для учащихся, обучающихся с опережением учебной программы.

В  заключение, мы послушаем сообщения учащихся, которые попытаются дать ответ на вечный вопрос: «А где это применяется?»

V. Выступление   учеников

VI. Домашнее  задание

VII. Итог урока:  слайд 3,10,11.

– Урок окончен. Благодарю всех за работу!