Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Современное экологическое состояние окружающей среды вызывает тревогу во всём мире и заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития учащимся культуры общения с природой, правил поведения в ней, бережного к ней отношения. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании учащихся школы, предлагается реализовать программу дополнительного образования: «Человек и природа».
В программе представлен материал различной тематики, объединенный биолого- экологической направленностью.
Программа успешно апробирована в течение четырёх лет в МОУ Староюрьевской СОШ с учащимися 6 классов в кружке: «Человек и природа».
Как показала практика, эпизодическая внеклассная работа по предмету не даёт высокой результативности, нужна системность.
Программа дополнительного образования «Человек и Природа» стоится в едином русле, предполагает не только разнообразие форм и видов работы участников, но и возникновение, и поддержание школьных традиций.
Программа отличается новизной. Прежде всего, это новые нетрадиционные формы занятий: игровые, информационные проекты, тематические развивающие и интеллектуальные игры, исследовательская деятельность, достаточно большое количество часов для практической деятельности воспитанников. Всё это способствует повышению мотивации у детей к дальнейшему изучению наук о природе, стимулирует познавательную деятельность, повышает навыки самообразования, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.
В программе приведён большой объём коллективных занятий, помогающих творчески использовать жизненный опыт ребёнка, развивающих у детей творческие способности, эстетическое чувство и художественную инициативу, коммуникативные навыки общения.
Ряд занятий предусмотренных программой, направлен на развитие у детей знаний, умений, навыков общения и здоровьесберегающего поведения в природе, оказание ей своей практической помощи, формирование экологической культуры воспитанников.
В ходе реализации программы «Человек и природа» дети могут проявить не только вербально-лингвистический интеллект, но и развить чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии.
Приведённые в программе формы занятий отобраны и созданы по принципу разнообразия форм деятельности, чтобы обеспечить условия для решения поставленных целей и задач.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей: 12- 13лет (6 класс).
Численность в группе: 15 человек.
Режим и продолжительность занятий 1 час 1 раз в неделю программа включает 34 занятия.
Цель программы: Формирование у детей культуры общения с природой, бережного к ней отношения, осознания значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование экологической культуры.
- Привитие элементарных знаний, умений, навыков общения и поведения в природе, оказание ей своей практической помощи.
- Формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
- Повысить мотивацию у детей к изучению наук о Природе.
Воспитательные:
- Воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в коллективе.
- Привить навыки здоровьесберегающего поведения в природе.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
- Развитие коммуникативных навыков общения.
- Осознание учащимися последствий и значимости своих действий в природе.
Ожидаемые результаты:
- полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться об окружающей среде, своем здоровье, соблюдать правила поведения в природе, оказывать ей свою практическую помощь.
- воспитанники смогут оценивать свои поступки с точки зрения их соответствия культуре общения с природой и корректировать несоответствия;
- дети научатся управлять своим поведением в окружающей среде, используя навыки здоровьесберегающего поведения в природе;
- обучающиеся получат навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, взрослыми.
- обучающиеся получат знания краеведческого, экологического, биологического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению наук о Природе.
- дети научатся оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
Способы определения результативности: Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому разделу в содержании программы.
Внешнюю диагностику можно проводить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. О компетентности детей можно судить по результатам их участия в школьных конкурсах, олимпиадах.
Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования следующим образом: из приведённого списка вопросов случайным образом выбираются несколько вопросов, по которым проводится собеседование с воспитанником. Набор вопросов для каждого воспитанника индивидуален.
Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных на собеседовании вопросов. Диагностика также может быть проведена в форме зачёта.
(Приложение 1).
Структура образовательной программы:
Программа состоит из пояснительной записки, одного годичного образовательного цикла, списка использованных информационных источников.
Годичный образовательный цикл включает в себя учебно-тематический план, содержание программы, предполагаемые результаты.
Цикл состоит из 6 разделов:
- Введение.
- Человек и флора.
- Человек и фауна.
- Здоровье человека и окружающая среда
- Земля – наш общий дом.
- Итоговое занятие.
Каждый раздел рассчитан в среднем на 8 часов. Общий объём программы — 34 часа в год, что предполагает при недельной нагрузке в 1 час продолжительность занятий 9 месяцев.
Разделы консолидированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проблема: взаимоотношения Человека и Природы.
Форма занятий: Форма планируемых занятий: лекция с элементами беседы, час информации, живой журнал, тематическая развивающая игра, КВН, выполнение творческих заданий, участие в экологических акциях, посадка и уход за комнатными растениями, проведение фенологических наблюдений, экскурсии, обустройство живого уголка в кабинете, конкурсы плакатов, рисунков, фотографий; просмотр фильмов, информациионые и ролевые проекты.
Учебно-тематическое планирование (Приложение 2).
Содержание программы. (Приложение 3).
Общий список необходимого для реализации программы оборудования и методического обеспечения (Приложение 4).