Пояснительная записка.
Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТа, а, следовательно, в первую очередь перед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности.
Противоречия. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт – российские школы не учат. А между тем, будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, является основой социальной успешности.
На основе данных противоречий обозначилась проблема: между тем чему учит современная школа и тем требованиям, которые предъявляет жизнь.
Актуальность. Сегодняшняя педагогика проявляет большой интерес к деятельностному подходу в обучении, опираясь на работы Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существования и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.
Главной задачей российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования на период до 2011 года, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение при этом отводится:
- формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
- деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
Пути решения.
Опираясь на известные истины, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач и исходя из положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2011 года:
- “……Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи”;
- “…..Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать ..,а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей”, в нашей гимназии мы решили создать сообщество из одаренных детей, в основу которой легла проектная деятельность.
Цель проектной деятельности – активизировать деятельность учащихся, в соответствии с их возрастными особенностями, в результате которой ими создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной.
Задачи:
- Создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала ученика;
- Формировать навыки сотрудничества, умение достигать общей цели путём компромисса, уважения точки зрения другого ученика;
- Искать прикладное значение в теоретическом материале полученном на уроке.
Учебный проект призван обучить:
- Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- Самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проектной проблемы);
- Представление результатов своей деятельности и хода работы;
- Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, и др. ):
- Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Принцип работы творческой проектной мастерской созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественно-математических наук.
Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога предметника (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты.
Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю.
Помимо групповой работы с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом, и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы.
Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся в проектную деятельность, открыть скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной форме работы, используя достоинства каждой.
Проектная деятельность на уроках.
Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся занимающихся проектной деятельностью, во внеурочное время на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.
№ п/п | Типы проектных уроков | Цель урока | Задачи урока |
1) | Предваряющий | Создать условия для изучения нового блока программы | - изучение нового содержания, формирование предметных умений и навыков; - дать возможность учащимся увидеть сферу применения знаний в новом тематическом блоке программы; - создать положительную мотивацию к изучению новой темы; |
2) | Урок комплексного закрепления материала | Создать условия для первичного закрепления полученных теоретических знаний, через практическое применение | - закрепление ранее изученного путём практического применения теоретических знаний; - продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности |
3) | Обобщающий урок | Создать условия для обобщения и систематизации знаний полученных на предыдущих уроках блока | - углубить, расширить и систематизировать полученные знания по данной теме через проектную деятельность; - выравнить уровень подготовки класса по данной теме |
Использование метода проектов на уроках физики
Тема урока | Применение ядерной энергии |
Состав учащихся | 9 класс |
Тип урока | Урок комплексного закрепления знаний |
Форма организации | Урочная |
Цель урока | Создать условия для первичного закрепления знаний через практическое применение |
Задачи урока | 1) закрепить ранее изученное путём практического применения теоретических знаний; 2) продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности человека; 3) вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; 4) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; 5) установление межпредметных связей |
Формирование навыков | 1) владение устной речью; 2) владение знаниями по данной теме в физике; 3) работа с информационным текстом, поиск нужной информации; 4) коммуникативное и ролевое взаимодействие |
Этапы урока | Организация урока, подготовка к активной деятельности. а) формирование детей по группам; б) погружение в проект, в процессе которого учащиеся заинтересовываются темой В данной теме интерес у учащихся вызывает вопрос о достоинствах и недостатках АЭС, вернее, ядерных реакторах на которых они работают? Что такое ядерный реактор с точки зрения физики? Недостатки ядерного реактора? Достоинства? (с этих вопросов начинается обсуждение проблемы). в) организация деятельности, в процессе которой распределяются роли между учащимися, и определяется план действий; Распределение заданий по группам, раздача дополнительного материала, не плохо иметь доступ в интернет. г) осуществление деятельности, когда выполняется сам проект; Учащиеся формулируют достоинства и недостатки ядерных реакторов,( причём выступление группы должно уложиться в три минуты), проблемы и достоинства их использования. д) презентация в процессе, которой учащиеся представляют результаты своей деятельности, рассказывают о путях и способах решения проблемы и о своём пути его решения. На основании знаний полученных по данной теме, предложили возможные способы решения проблемы, в частности заменить атомные электростанции на альтернативный виды топлива. Таким образом, родился новый проект по теме: «Альтернативные виды топлива». |
Пояснительная записка к планированию проектной работы в гимназии МИИТ.
Современная жизнь требует от каждого человека умение гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача данного планирования заключается в том, чтобы создать условия школьникам для самостоятельного поиска и добычи знаний, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Решение этих задач способствует эффективному и развивающему обучению.
Данная программа рассчитана на полугодие и включает в себя все этапы работы над проектом: от постановки целей и задач до готового продукта проектной деятельности, а также дальнейшее участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Программа рассчитана на разноуровневую аудиторию, как по возрасту так и по интеллекту, так как предполагает работу в группах, а также индивидуальную работу каждого члена группы.
Готовый продукт выставляется на конкурсе технических проектов в гимназии, что позволяет пополнить состав учащихся и продолжить работу по данной программе на второе полугодие.
Учебно-тематический план проектной работы на первое полугодие (1 час в неделю)
№ п/п | Содержание | Формы проведения, количество часов | Образовательный продукт | ||
Круглый стол | Практические занятия | презентации | |||
1 | Проблематизация | 1 | Конспект | ||
2 | Целепологание | 1 | Конспект | ||
3 | Планирование | 1 | Конспект | ||
4 | Рефлексия и самоанализ | 1 | |||
5 | Реализацияплана | 9 | Проект | ||
6 | Презентация | 4 | Проект, презентация | ||
Итого: 17 часов |
Рабочая программа проектной деятельности гимназии МИИТ
Месяц проведения | Дата, количество часов | Тема |
СЕНТЯБРЬ | 8.09 1 час |
Учебное проектирование, классификация учебных проектов, проектные умения, цели и задачи проектной деятельности |
15.09 1 час |
Выявление интересов учащихся, выбор темы проектов, используемые технологии, определение формы продукта проектной деятельности. | |
22.09 1 час |
Подбор научной литературы, консультация со специалистами, составление плана работы. | |
29.09 1 час |
Анализ подобранного материала, личное видение актуальности проблемы и пути её решения. | |
ОКТЯБРЬ | 6.10 1 час |
Выбор формы презентации результатов. |
13.10 1 час |
Обсуждение первичных результатов. Корректировка плана работы | |
20.10 1 час |
Работа над теоретической части формирования презентации. | |
27.10 1 час |
Работа по сбору рисунков, чертежей для формирования презентации. | |
НОЯБРЬ | 10.11 3 часа |
Посещение выставки технического творчества учащихся |
17.11 1 час |
Обсуждение экспозиций выставки, оценка и анализ. | |
24.11 1 час |
Работа над практической частью презентации. | |
ДЕКАБРЬ | 1.12 1 час |
Создание проектного продукта |
8.12 1 час |
Создание проектного продукта | |
15.12 1 час |
Подготовка тезисов, обсуждение регламента выступления | |
22.12 1 час |
Участие в конкурсе проектов гимназии, а также в окружных городских и всероссийских конкурсах | |
ИТОГО: 17 ЧАСОВ |