Организация и совершенствование работы с одаренными детьми в гимназии МИИТ на кафедре естественно-математических наук

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТа, а, следовательно, в первую очередь перед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности.

Противоречия. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт – российские школы не учат. А между тем, будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, является основой социальной успешности.

На основе данных противоречий обозначилась проблема: между тем чему учит современная школа и тем требованиям, которые предъявляет жизнь.

Актуальность. Сегодняшняя педагогика проявляет большой интерес к деятельностному подходу в обучении, опираясь на работы Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существования и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Главной задачей российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования на период до 2011 года, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение при этом отводится:

  • формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
  • деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Пути решения.

Опираясь на известные истины, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач и исходя из положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2011 года:

  • “……Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи”;
  • “…..Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать ..,а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей”, в нашей гимназии мы решили создать сообщество из одаренных детей, в основу которой легла проектная деятельность.

Цель проектной деятельности – активизировать деятельность учащихся, в соответствии с их возрастными особенностями, в результате которой ими создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной.

Задачи:

  1. Создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала ученика;
  2. Формировать навыки сотрудничества, умение достигать общей цели путём компромисса, уважения точки зрения другого ученика;
  3. Искать прикладное значение в теоретическом материале полученном на уроке.

Учебный проект призван обучить:

  1. Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  3. Самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проектной проблемы);
  4. Представление результатов своей деятельности и хода работы;
  5. Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, и др. ):
  6. Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  7. Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  8. Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Принцип работы творческой проектной мастерской созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественно-математических наук.

Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога предметника (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты.

Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю.

Помимо групповой работы с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом, и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы.

Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся в проектную деятельность, открыть скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной форме работы, используя достоинства каждой.

Проектная деятельность на уроках.

Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся занимающихся проектной деятельностью, во внеурочное время на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.

№ п/п Типы проектных уроков Цель урока Задачи урока
1) Предваряющий Создать условия для изучения нового блока программы - изучение нового содержания, формирование предметных умений и навыков;
- дать возможность учащимся увидеть сферу применения знаний в новом тематическом блоке программы;
- создать положительную мотивацию к изучению новой темы;
2) Урок комплексного закрепления материала Создать условия для первичного закрепления полученных теоретических знаний, через практическое применение - закрепление ранее изученного путём практического применения теоретических знаний;
- продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности
3) Обобщающий урок Создать условия для обобщения и систематизации знаний полученных на предыдущих уроках блока - углубить, расширить и систематизировать полученные знания по данной теме через проектную деятельность;
- выравнить уровень подготовки класса по данной теме

Использование метода проектов на уроках физики

Тема урока Применение ядерной энергии
Состав учащихся 9 класс
Тип урока Урок комплексного закрепления знаний
Форма организации Урочная
Цель урока Создать условия для первичного закрепления знаний через практическое применение
Задачи урока 1) закрепить ранее изученное путём практического применения теоретических знаний;
2) продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности человека;
3) вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
4) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению;
5) установление межпредметных связей
Формирование навыков 1) владение устной речью;
2) владение знаниями по данной теме в физике;
3) работа с информационным текстом, поиск нужной информации;
4) коммуникативное и ролевое взаимодействие
Этапы урока Организация урока, подготовка к активной деятельности.
а) формирование детей по группам;
б) погружение в проект, в процессе которого учащиеся заинтересовываются темой
В данной теме интерес у учащихся вызывает вопрос о достоинствах и недостатках АЭС, вернее, ядерных реакторах на которых они работают?
Что такое ядерный реактор с точки зрения физики?
Недостатки ядерного реактора?
Достоинства?
(с этих вопросов начинается обсуждение проблемы).
в) организация деятельности, в процессе которой распределяются роли между учащимися, и определяется план действий;
Распределение заданий по группам, раздача дополнительного материала, не плохо иметь доступ в интернет.
г) осуществление деятельности, когда выполняется сам проект;
Учащиеся формулируют достоинства и недостатки ядерных реакторов,( причём выступление группы должно уложиться в три минуты), проблемы и достоинства их использования.
д) презентация в процессе, которой учащиеся представляют результаты своей деятельности, рассказывают о путях и способах решения проблемы и о своём пути его решения.
На основании знаний полученных по данной теме, предложили возможные способы решения проблемы, в частности заменить атомные электростанции на альтернативный виды топлива.
Таким образом, родился новый проект по теме: «Альтернативные виды топлива».

Пояснительная записка к планированию проектной работы в гимназии МИИТ.

Современная жизнь требует от каждого человека умение гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача данного планирования заключается в том, чтобы создать условия школьникам для самостоятельного поиска и добычи знаний, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Решение этих задач способствует эффективному и развивающему обучению.

Данная программа рассчитана на полугодие и включает в себя все этапы работы над проектом: от постановки целей и задач до готового продукта проектной деятельности, а также дальнейшее участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Программа рассчитана на разноуровневую аудиторию, как по возрасту так и по интеллекту, так как предполагает работу в группах, а также индивидуальную работу каждого члена группы.

Готовый продукт выставляется на конкурсе технических проектов в гимназии, что позволяет пополнить состав учащихся и продолжить работу по данной программе на второе полугодие.

Учебно-тематический план проектной работы на первое полугодие (1 час в неделю)

№ п/п Содержание Формы проведения, количество часов Образовательный продукт
Круглый стол Практические занятия презентации
1 Проблематизация 1     Конспект
2 Целепологание 1     Конспект
3 Планирование 1     Конспект
4 Рефлексия и самоанализ 1      
5 Реализацияплана   9   Проект
6 Презентация     4 Проект, презентация
Итого: 17 часов

Рабочая программа проектной деятельности гимназии МИИТ

Месяц проведения Дата, количество часов Тема
СЕНТЯБРЬ 8.09
1 час
Учебное проектирование, классификация учебных проектов, проектные умения, цели и задачи проектной деятельности
15.09
1 час
Выявление интересов учащихся, выбор темы проектов, используемые технологии, определение формы продукта проектной деятельности.
22.09
1 час
Подбор научной литературы, консультация со специалистами, составление плана работы.
29.09
1 час
Анализ подобранного материала, личное видение актуальности проблемы и пути её решения.
ОКТЯБРЬ 6.10
1 час
 Выбор формы презентации результатов.
13.10
1 час
Обсуждение первичных результатов. Корректировка плана работы
20.10
1 час
Работа над теоретической части формирования презентации.
27.10
1 час
Работа по сбору рисунков, чертежей для формирования презентации.
НОЯБРЬ 10.11
3 часа
Посещение выставки технического творчества учащихся
17.11
1 час
Обсуждение экспозиций выставки, оценка и анализ.
24.11
1 час
Работа над практической частью презентации.
ДЕКАБРЬ 1.12
1 час
Создание проектного продукта
8.12
1 час
Создание проектного продукта
15.12
1 час
Подготовка тезисов, обсуждение регламента выступления
22.12
1 час
Участие в конкурсе проектов гимназии, а также в окружных городских и всероссийских конкурсах
 ИТОГО: 17 ЧАСОВ