Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств в современной школе. На главную цель в обучении переносится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс разнообразных форм и способов ведения образовательной деятельности. К числу таких видов способов следует отнести исследовательскую деятельность обучающихся. К работе обучающиеся могут присоединяться с восьмого класса, а иногда и раньше. Наиболее успешно исследовательская деятельность с целью создания творческой работы учащихся развивается в изобразительной деятельности.
Почему исследовательская деятельность эффективный способ образовательной деятельности для ученика?
Это деятельность, направленная на создание определенной творческой работы интересна и значима для самих авторов. Нельзя человека принудить к творчеству. Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело.
При этом способе обучающийся учится делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат. Поскольку при создании своей собственной творческой работы школьник будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Эта деятельность позволит не только проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, а еще и принести пользу, показать публично достигнутый результат. В ходе сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, создавать творческие композиции, изучать разные творения мастеров изобразительного искусства, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым.
Для ученика это также возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, где важным моментом можно считать формирование позитивного отношения к работе.
Условие эффективности: учащиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в т.ч. и умениями работать с информацией и конечно практическими умениями, связанными с ИЗО деятельностью т. к. все этапы представлены наглядно.
Почему это средство интересно учителю?
Организуя исследовательскую деятельность, учитель в свою очередь, становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; он помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Постепенно учитель становится для ученика партнером по обмену знаниями. Снимается психологическое напряжение , характерное при обычном диалоге обучения учитель- ученик.
Условие эффективности: учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, должен сам владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся.
Итог: В ходе организации такой деятельности изменяется и тип взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется общение равноправных партнёров.
В чем особенность исследовательской деятельности по ИЗО?
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с выполнением в конечном итоге творческой композиции, выполненной на определенно высоком уровне по технике исполнения, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в изобразительном искусстве, нормированную, исходя из принятых в ИЗО науке традиций:
Логика исследовательской деятельности по ИЗО:
- Подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в основы методологию научного исследования). Просмотр ранее выполненных работ другими учащимися, их анализ, знакомство со структурой деятельности. Этап необходим для первоначального знакомства и является также побуждающим элементом для данной деятельности;
- Выбор темы в искусстве (живопись, графика, ДПИ). Памятка На данном этапе происходит анализ специальной литературы и периодических изданий, назначаются индивидуальные консультации со специалистами в интересующей области);
Тема для вдохновения и выполнения творческой работы.
Условие: Тема исследования должна быть интересна ребёнку, выполнима, должна быть оригинальной, доступной, должна нести в себе познавательный заряд.
При организации исследовательской деятельности на ИЗО для школьников возможны следующие разновидности тем исследования:
- фантастические (темы, ориентированные на выполнение композиций несуществующих объектов и явлений);
- классические, реалистические композиции;
- эмпирические (смешанные темы, предполагающие проведение собственных экспериментов).
- Изучение теории, творчества мастеров выбранного жанра для исследования, посвящённой данной теме;
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- Разработка собственного варианта решения темы работы (составление плана действий, определение цели и задач, выбор средств и методов исследования для практической деятельности с указанием сроков выполнения и временем проведения индивидуальных консультаций с руководителем);
- Практическая работа и анализ полученного результата (по заранее выбранным критериям оценивания работы). Работа в архивах, составление эскизов и выполнение композиций работ, оформление композиций по намеченному плану; Отчет по работе.
- Подготовка к защите исследовательской работы (оформление пояснительной записки согласно установочным требованиям, практической работы, рецензирование работы) Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с описанием действия представляемого им объекта
- Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация практической работы, ответы на вопросы) О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты обучающийся учится представлять свою работу, описывать изображаемые объекты и рассказывать о технике выполнения, учится доказывать свою точку зрения;
- Рефлексия.
Общий вид исследовательской работы по ИЗО:
Общий вид складывается из 2 частей: теоретической (пояснительная записка) и практической (авторская композиция или работа по ДПИ).
Пояснительная записка: Главные компоненты.
- Введение.
- Тема для вдохновения.
- Исследовательская часть.
- Практическая часть.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
- Приложение (исторические наглядные варианты, их фото; собственные эскизы).
Подготовка исследования к защите должна превратиться для обучающихся в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают эскизы, рисунки.
Условие успеха в работе: Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.
На учителя возлагаются следующие функциональные обязанности, учитывая способности ученика:
- правильно подобрать технику исполнения для авторской работы;
- постановка задач, формулировка темы, структуризация материала для пояснительной записки;
- обеспечение постоянного контроля за ходом, и сроками производимых работ; выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков;
- несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части;
- оказание помощи в подготовке документации к защите проекта, оформление практической части и самой авторской работы;
Итог всей деятельности: Главным результатом использования исследовательских заданий в школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний и появления практических навыков создания творческой композиции от замысла до воплощения.