Урок внеклассного чтения с применением приемов развития критического мышления "Не красна жизнь днями, а красна делами". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем – предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания (вызов – осмысление содержания – рефлексия).

Технология развития критического мышления в процессе чтения и письма предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания.

Примером использования данной технологии на уроке литературного чтения является предлагаемый урок.

УМК: «Школа России».

Класс: 2.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • осознанно воспринимать содержание художественного текста, определять главную мысль и героев;
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги;
  • давать характеристику героя.

Метапредметные (УУД):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять существенную информацию из текста;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.

Ход урока

Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Орг. момент
II. Объявление темы
Сегодня мы будем читать произведения о ваших сверстниках. Прочитайте тему урока «Не красна жизнь днями, а красна делами».
– В каком значении употреблено слово «красна»?
– Объясните смысл данной пословицы.
Сегодня мы вместе попробуем выяснить, что нужно человеку для того, чтобы прожить жизнь красиво.
Организует вступительную беседу Высказывания учащихся Умение принимать и сохранять учебную задачу


III. Вызов
– Я хочу познакомить вас с произведением Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк».
– Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

– А сейчас возьмите листочки, на которых напечатано начало нашего произведения с пропусками. Попробуем спрогнозировать развитие событий. Прочитайте и вместо пропусков впишите слова.
У детей: Жил на свете маленький горячий _______________. И очень ему хотелось сделаться ___________________, чтобы было у него две _____________, две ________,
два _____________________ – словом, всё как у _________________.

А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда слушайте.




Организует самостоятельную работу учащихся



Высказывания учащихся, прогноз.

Сам. работа детей (2-3 минуты), затем несколько ребят зачитывают, что у них получилось
 
IV. Осмысление
1. Чтение с остановками
Учитель читает первый абзац (1 остановка):
Как вы думаете, почему Огоньку хотелось стать мальчиком?
– Как вы думаете, сбудется желание мальчика?
– Кто ему поможет?
«Чтение с остановками»
Чтение 1 абзаца.

Беседа-рассуждение.
Слушание произведения.
Высказываютсвоё мнение, прогнозируют развитие сюжета.
Умение выделять существенную информацию из текста
– Слушайте дальше (2 остановка).
– Кто помог Огоньку?
– Чем Мальчик-Огонёк отличался от обычных детей?
– Как, по вашему мнению, поступит Мальчик-Огонёк? Почему?
Заканчивает чтение словами «Что делать?» (2 остановка).
Беседа-рассуждение
Высказывают своё мнение, прогнозируют развитие сюжета.  
– Слушайте дальше (третья остановка).
Почему Мальчик-Огонёк бросился в воду, ведь он знал, что погибнет?
– Как вы думаете, что сделает солнце?
Читает дальше и делает 3-ю остановку после слов «…ясное, справедливое».
Беседа-рассуждение
Высказывают своё мнение, прогнозируют развитие сюжета.  
Учитель дочитывает сказку до конца.
Вам понравилось, как закончилась эта история? Почему?
– Каким вы представляете Мальчика-Огонька?
– А мог ли он поступить иначе?
– Как вы думаете, Мальчик-Огонёк красиво прожил жизнь? Почему?
– Какова главная мысль произведения?
– Я прочитала вам рассказ или сказку? Докажите.
– Ребята, а такая история могла произойти в жизни с обычным мальчиком? А при каком условии?
Дочитывает сказку до конца.
Беседа-рассуждение

Прикрепляет слова-характеристики
на доску.

Беседа-рассуждение

Дают характеристику главного героя.

Участвуют в беседе-рассуждении о прослушанном.
Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

Умение строить речевое высказывание в устной форме
– Захотелось вам поближе познакомиться с автором сказки? Я вас познакомлю (портрет на доску). Элеонора Константиновна Киселёва (27.04.1939–09.10.1997) ещё в раннем детстве начала сочинять сказки, не оставила этого жанра и в зрелые годы. Окончив Рязанский пединститут, работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, на радио, более десяти лет заведовала литературной частью в Рязанском кукольном театре, преподавала в Рязанском филиале Московского института культуры.
Излюбленные жанры литературного творчества – сказки, очерки, рассказы, повести и пьесы. Сказки Э.К. Киселевой – не только для детей. Их с удовольствием читает и взрослый читатель, так как они благородны по замыслу, подкупают своей непосредственностью. Две ее пьесы «Авдотья-рязаночка» и «Волшебная дудочка» шли в Рязанском кукольном театре.
Слово учителя об авторе.    
2. Физминутка      
3. Решение задачи по ориентировке в книгах.
У доски выставлены книги:
А. Барто «Игрушки», С. Михалков «Про мимозу», Н. Носов «Ступеньки», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка).
– Выберите книгу, автор которой вам хорошо знаком, а содержание – стихи о детях. Докажите.
Организует
рассматривание книг.
Выбирают нужную книгу, доказывают. Умение осуществлять анализ объекта
4. Самостоятельное рассматривание и чтение книги.
– Рассмотрите книги С. Михалкова и прочитайте стихотворение «Про мимозу».
Раздаёт книги С. Михалкова. Самостоятельное рассматривание книги и чтение произведения
Умение строить речевое высказывание в устной форме.
5. Беседа о прочитанном.
– Какую книгу вы читали?
– Одно или несколько стихотворений в этой книге?
– Как находили нужное произведение?
– Какое стихотворение вы прочитали – грустное или смешное? Почему так думаете?
– О ком оно? Почему автор называет его «мимозой»?
– Понравился ли вам мальчик Витя? Почему?
Беседа-рассуждение о прочитанном.   Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.
Умение выделять существенную информацию из текста .
6. Повторное чтение.
– Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и определим, что же нам не нравиться в его поведении. Работать будете в группах. Своё мнение доказываете чтением отрывков из текста.
Слова на карточках: послушный, капризный, одинокий, смешной, злой, добрый, ленивый, смелый, грустный, обиженный, противный, избалованный; несамостоятельный, неженка, сластёна, засоня, бездельник.
Организует работу в группах.
Наблюдает, корректирует
Работа в группах: перечитывают стихи и отвечают на вопрос: «Каким вы представляете мальчика-Мимозу? Для этого из предложенных на карточках слов выбирают те, которые характеризуют Витю. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Выступления групп: Каким вы представляете мальчика-Мимозу? Организует выступления групп, если нужно, задаёт вопросы. Прикрепляют на доску выбранные слова, своё мнение доказывают, зачитывая текст.
Умение строить речевое высказывание в устной форме
V. Рефлексия
Сегодня мы прочитали два произведения о ваших сверстниках. Назовите их.
– Чем мальчик-Мимоза похож на мальчика-Огонька? А чем не похож?
– Кто виноват в том, что он совсем не похож на мальчика-Огонька?
– Красивая ли ему предстоит жизнь? Почему? (Не готовый ни к чему…)
– Ребята, сегодня вы сказали, что Мальчик-Огонёк – герой.
– Почему этот мальчик вам нравится? Ведь он непослушный: в воду прыгнул, хотя помнил наказ Феи не касаться воды. И в то же время вам не понравился мальчик из стихотворения С. Михалкова «Про мимозу». А ведь он вроде бы и тихий, и послушный.
– Разве не слушаться – хорошо, а слушаться – плохо?
– А может ли мальчик-Мимоза стать хорошим, таким, чтобы про него можно было сказать, что жизнь его красива? Что для этого нужно?
– Обязательно для этого совершать подвиг?
– Какую задачу мы ставили в начале урока?
– Итак, что нужно человеку для того, чтобы прожить жизнь красиво?
Организует сопоставительную беседу. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков
Умение строить речевое высказывание в устной форме
– В заключении нашего урока я предлагаю вам сочинить синквейн на тему «Мальчик-Огонёк» или «Мальчик-Мимоза» по выбору. Работаем в парах. Напоминает правила построения синквейна. Организует работу в парах, наблюдает, советует, помогает. Творческая работа в парах.

Выступления учащихся.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
VI. Домашнее задание
– Нарисовать рисунки, найти и принести в класс книги других писателей о людях, в сердцах которых горит огонёк добра, мужества и справедливости.      
Синквейн (составили дети):
1. Мальчик-Огонёк.
2. Добрый, смелый.
3. Помогает, спасает, жертвует.
4. Доброе и мужественное сердце.
5. Герой!

Мальчик-Мимоза.
Смешной, избалованный.
Ленится, спит, капризничает.
Не готовый ни к чему.
Неженка!
     

Литература:

  1. Светловская Н. Н., Джелелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Стихи / В. Д. Берестов, А. Л. Барто, Б. В. Заходер, С. В. Михалков. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Заир-Бек С. И., И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).