Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем – предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания (вызов – осмысление содержания – рефлексия).
Технология развития критического мышления в процессе чтения и письма предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания.
Примером использования данной технологии на уроке литературного чтения является предлагаемый урок.
УМК: «Школа России».
Класс: 2.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознанно воспринимать содержание художественного текста, определять главную мысль и героев;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги;
- давать характеристику героя.
Метапредметные (УУД):
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять существенную информацию из текста;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.
Ход урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Орг. момент | |||
II. Объявление темы | |||
– Сегодня мы будем читать произведения о ваших сверстниках. Прочитайте тему урока «Не красна жизнь днями, а красна делами». – В каком значении употреблено слово «красна»? – Объясните смысл данной пословицы. – Сегодня мы вместе попробуем выяснить, что нужно человеку для того, чтобы прожить жизнь красиво. |
Организует вступительную беседу | Высказывания учащихся | Умение принимать и сохранять учебную задачу
|
III. Вызов | |||
– Я хочу познакомить вас с произведением Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк». – Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием? – А сейчас возьмите листочки, на которых напечатано начало нашего произведения с пропусками. Попробуем спрогнозировать развитие событий. Прочитайте и вместо пропусков впишите слова. У детей: Жил на свете маленький горячий _______________. И очень ему хотелось сделаться ___________________, чтобы было у него две _____________, две ________, два _____________________ – словом, всё как у _________________. – А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда слушайте. |
Организует самостоятельную работу учащихся |
Высказывания учащихся, прогноз. Сам. работа детей (2-3 минуты), затем несколько ребят зачитывают, что у них получилось |
|
IV. Осмысление | |||
1. Чтение с остановками Учитель читает первый абзац (1 остановка): – Как вы думаете, почему Огоньку хотелось стать мальчиком? – Как вы думаете, сбудется желание мальчика? – Кто ему поможет? |
«Чтение с остановками» Чтение 1 абзаца. Беседа-рассуждение. |
Слушание произведения. Высказываютсвоё мнение, прогнозируют развитие сюжета. |
Умение выделять существенную информацию из текста |
– Слушайте дальше (2 остановка). – Кто помог Огоньку? – Чем Мальчик-Огонёк отличался от обычных детей? – Как, по вашему мнению, поступит Мальчик-Огонёк? Почему? |
Заканчивает чтение словами «Что делать?» (2 остановка). Беседа-рассуждение |
Высказывают своё мнение, прогнозируют развитие сюжета. | |
– Слушайте дальше (третья остановка). – Почему Мальчик-Огонёк бросился в воду, ведь он знал, что погибнет? – Как вы думаете, что сделает солнце? |
Читает дальше и делает 3-ю остановку после слов «…ясное, справедливое». Беседа-рассуждение |
Высказывают своё мнение, прогнозируют развитие сюжета. | |
Учитель дочитывает сказку до конца. – Вам понравилось, как закончилась эта история? Почему? – Каким вы представляете Мальчика-Огонька? – А мог ли он поступить иначе? – Как вы думаете, Мальчик-Огонёк красиво прожил жизнь? Почему? – Какова главная мысль произведения? – Я прочитала вам рассказ или сказку? Докажите. – Ребята, а такая история могла произойти в жизни с обычным мальчиком? А при каком условии? |
Дочитывает сказку до конца. Беседа-рассуждение Прикрепляет слова-характеристики на доску. Беседа-рассуждение |
Дают характеристику главного героя. Участвуют в беседе-рассуждении о прослушанном. |
Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков Умение строить речевое высказывание в устной форме |
– Захотелось вам поближе познакомиться с автором сказки? Я вас познакомлю (портрет на доску). Элеонора Константиновна Киселёва (27.04.1939–09.10.1997) ещё в раннем детстве начала сочинять сказки, не оставила этого жанра и в зрелые годы. Окончив Рязанский пединститут, работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, на радио, более десяти лет заведовала литературной частью в Рязанском кукольном театре, преподавала в Рязанском филиале Московского института культуры. Излюбленные жанры литературного творчества – сказки, очерки, рассказы, повести и пьесы. Сказки Э.К. Киселевой – не только для детей. Их с удовольствием читает и взрослый читатель, так как они благородны по замыслу, подкупают своей непосредственностью. Две ее пьесы «Авдотья-рязаночка» и «Волшебная дудочка» шли в Рязанском кукольном театре. |
Слово учителя об авторе. | ||
2. Физминутка | |||
3. Решение задачи по ориентировке в книгах. У доски выставлены книги: А. Барто «Игрушки», С. Михалков «Про мимозу», Н. Носов «Ступеньки», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). – Выберите книгу, автор которой вам хорошо знаком, а содержание – стихи о детях. Докажите. |
Организует рассматривание книг. |
Выбирают нужную книгу, доказывают. | Умение осуществлять анализ объекта |
4. Самостоятельное рассматривание и чтение книги. – Рассмотрите книги С. Михалкова и прочитайте стихотворение «Про мимозу». |
Раздаёт книги С. Михалкова. | Самостоятельное рассматривание книги и чтение произведения |
Умение строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Беседа о прочитанном. – Какую книгу вы читали? – Одно или несколько стихотворений в этой книге? – Как находили нужное произведение? – Какое стихотворение вы прочитали – грустное или смешное? Почему так думаете? – О ком оно? Почему автор называет его «мимозой»? – Понравился ли вам мальчик Витя? Почему? |
Беседа-рассуждение о прочитанном. | Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Умение выделять существенную информацию из текста . |
|
6. Повторное чтение. – Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и определим, что же нам не нравиться в его поведении. Работать будете в группах. Своё мнение доказываете чтением отрывков из текста. Слова на карточках: послушный, капризный, одинокий, смешной, злой, добрый, ленивый, смелый, грустный, обиженный, противный, избалованный; несамостоятельный, неженка, сластёна, засоня, бездельник. |
Организует работу в группах. Наблюдает, корректирует |
Работа в группах: перечитывают стихи и отвечают на вопрос: «Каким вы представляете мальчика-Мимозу? Для этого из предложенных на карточках слов выбирают те, которые характеризуют Витю. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Выступления групп: Каким вы представляете мальчика-Мимозу? | Организует выступления групп, если нужно, задаёт вопросы. | Прикрепляют на доску выбранные слова, своё мнение доказывают, зачитывая текст. |
Умение строить речевое высказывание в устной форме |
V. Рефлексия | |||
Сегодня мы прочитали два произведения о ваших сверстниках. Назовите их. – Чем мальчик-Мимоза похож на мальчика-Огонька? А чем не похож? – Кто виноват в том, что он совсем не похож на мальчика-Огонька? – Красивая ли ему предстоит жизнь? Почему? (Не готовый ни к чему…) – Ребята, сегодня вы сказали, что Мальчик-Огонёк – герой. – Почему этот мальчик вам нравится? Ведь он непослушный: в воду прыгнул, хотя помнил наказ Феи не касаться воды. И в то же время вам не понравился мальчик из стихотворения С. Михалкова «Про мимозу». А ведь он вроде бы и тихий, и послушный. – Разве не слушаться – хорошо, а слушаться – плохо? – А может ли мальчик-Мимоза стать хорошим, таким, чтобы про него можно было сказать, что жизнь его красива? Что для этого нужно? – Обязательно для этого совершать подвиг? – Какую задачу мы ставили в начале урока? – Итак, что нужно человеку для того, чтобы прожить жизнь красиво? |
Организует сопоставительную беседу. | Участвуют в беседе, высказывают своё мнение. | Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков Умение строить речевое высказывание в устной форме |
– В заключении нашего урока я предлагаю вам сочинить синквейн на тему «Мальчик-Огонёк» или «Мальчик-Мимоза» по выбору. Работаем в парах. | Напоминает правила построения синквейна. Организует работу в парах, наблюдает, советует, помогает. | Творческая работа в парах. Выступления учащихся. |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
VI. Домашнее задание | |||
– Нарисовать рисунки, найти и принести в класс книги других писателей о людях, в сердцах которых горит огонёк добра, мужества и справедливости. | |||
Синквейн (составили дети): 1. Мальчик-Огонёк. 2. Добрый, смелый. 3. Помогает, спасает, жертвует. 4. Доброе и мужественное сердце. 5. Герой! Мальчик-Мимоза. Смешной, избалованный. Ленится, спит, капризничает. Не готовый ни к чему. Неженка! |
Литература:
- Светловская Н. Н., Джелелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
- Стихи / В. Д. Берестов, А. Л. Барто, Б. В. Заходер, С. В. Михалков. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Заир-Бек С. И., И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).