Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами информационных технологий.
Цели по содержанию урока:
- Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой Ш, правильного произношения звука в слогах, словах.
- Развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [ж] и [ш] устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
- развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.
- Воспитательные: содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: учебник, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
– Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок.)
– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.
II. Работа по теме урока (Слайд 3)
1. Знакомство с буквой
– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.
На доске нарисован теремок и записаны слова.
Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.
– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого…
Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка,
зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый
хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка,
лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик,
миш-ш-шка-топтыжка.
– Догадались? (Тех животных, в названии которых
есть звук [ш].)
– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш],
который обозначается буквами Ш, ш.
(Слайд 4)
Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Сказка начинается…
(Слайд 5)
На доске записано слово «шалаш».
– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на
то, какое это интересное слово. Может, кто-то
догадался, в чем его особенность? (Оно читается
одинаково: и слева направо, и справа налево.)
Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и
спрашивает:
– Кто в шалаше живет?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя
жить.
Мышка согласилась.
– Давайте мы тоже выучим скороговорку.
Скороговорка записана на доске.
МЫШКИ И ПЫШКИ
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит
мимо ежик-ершик.
– Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь мое задание, пущу.
(Слайд 6)
2. Звукобуквенный анализ слова «груша». Учебник стр 125.
– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в
учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
– Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об
этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
– Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук
[р] – согласный, твердый, звонкий.)
– Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша.
Звук [у] – гласный.)
– Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] –
согласный, твердый, глухой.)
– У этого звука есть пара по звонкости–глухости.
([ш] – [ж].)
– Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] –
гласный.)
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
Аналогично проводится анализ слова «катушка».
– Сравните звук [ш] в словах «груша»,
«катушка».
– Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук
[ш] всегда твердый.)
– Прочитайте правило в учебнике. (Помни у
звука «ш» нет мягкой пары)
– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя
фишка – зеленая, так как звук [ш] всегда
твердый.)
(Слайд 7)
– Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...
Лягушка-попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А ежик-ершик говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
3. Подбор слов со звуком [ш].
– Придумайте слова со звуком [ш].
– Придумайте слова, которые начинаются с
заглавной буквы Ш.
– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо
зайчишка-трусишка.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А лягушка-попрыгушка говорит:
– Выполнишь наше задание, пустим.
4. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.
Хоровое чтение. Стр. 125
– Прочитайте слоги.
(Слайд 8)
– Прочитайте столбики слов. Читайте
внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом
столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами
ш – с.)
(Слайд 9)
– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.
Хорошо читающие дети читают стихи.
Веселые звуки
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено… (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар… (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых… (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами).
– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.
Хоровое чтение слов. Учебник стр. 125
(Слайд 10)
Это интересно!
Наружность ерша, конечно, известна каждому, и
эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой.
Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне
оригинальный вид и с первого взгляда может
показаться каким-то чудовищем: он так
растопыривает свои острые плавники и «щеки»,
также вооруженные зубцами, что скорее походит на
колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок
он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание,
послужившее поводом к названию этой рыбы ершом,
составляет единственное средство ее защиты:
перед этим лесом твердых шипов отступает и
голодная щука.
– Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика
такое необычное прозвище?
(Слайд 11)
– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш,
остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка-трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
(Слайд 12)
5. Найди слово в слове
– Какие слова можно прочитать, если
переставить буквы или убрать лишние?
– Прочитайте слова, записанные красочными
буквами. Найдите «спрятанные» слова. (Шар;
фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка.
Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)
– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно
живут животные, по вечерам играют в игру
«Доскажи». Хотите поиграть?
6. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.
– Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.Учебник стр. 126.
(Слайд 13)
– Дополните предложения получившимися словами.
Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.
Я с одноклассниками… (дружу).
Я воздухом… (дышу).
Я на солнышке… (лежу).
Я прощения… (прошу).
В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).
Божьи коровки – это… (жуки).
Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).
Я читаю… (журнал).
(Слайд 14)
– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыши.)
Синяя фишка |
Красная Фишка |
Синяя фишка |
Красная фишка |
Вывод: звук [ш] всегда твердый.
(Слайд 15) ФИЗМИНУТКА
(Слайд 16)
– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
7. Дифференцированная работа по учебнику. Стр. 127
Читают рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш.
(12 слов.)
(Слайд 17)
– А вот и последний герой нашей сказки:
мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А
медведь хитрый. Он дал большое трудное задание.
Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет
мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее
оказалась. Она задание на части разделила и
просит вас помочь его выполнить.
8. Дифференцированная работа по карточкам.
Карточка 1.
Ш ш
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение.
Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.
(Лошадка.)
Карточка 2.
Ж ж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение.
Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем
букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)
Карточка 4.
Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и«шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)
Карточка 5.
Ш или Ж?
Впишите букву ш или ж.
III. Итог урока
– Вот мы и справились со всеми заданиями.
Придется мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?
(Слайд 18)
Ребус:
К а м ы ш ––> (мышка)
4 5 1 2 3
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв,
глух,зв)
– Назовите его пару по звонкости – глухости. Ж-Ш
Оценили свою работу на уроке (смайлики у каждого
на столе)
(Слайд 19).