Литературное чтение в начальной школе по теме "Русские народные сказки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели: научить выразительному чтению, развивающему и обогащающему словарный запас учащихся; обобщить знания о русских народных сказках; воспитать интерес к чтению произведений; обучение анализированию и обобщению характеров и поступков героев сказок, способствование нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, мешочек с предметами из сказок, картины, книги, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение 2-й части сказки по ролям.

Беседа по вопросам.

– Какой был Степан?
– Как мужик разделил пять гусей?
– Чем закончилась сказка?
– Кто в сказке был вознаграждён несколько раз?
– Почему Степан унёс с собой трёх гусей?

3. Сообщение темы урока

Ребята, к числу наиболее распространенных произведений устного народного творчества относятся сказки. Многие из них дошли до наших дней из давней старины. В каждой сказке много выдумки, неправдоподобного, но за всем этим кроются глубокие жизненные наблюдения и мысли авторов из народа. Не случайно в ряде сказок встречаются такие концовки: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

4. Беседа по сказкам

Чтение авторского текста на стр. 204.

– Какие сказки вы больше всего любите?
– Что объединяет все виды сказок?
– Прочитайте, что говорят о любимых сказках Настя и папа. (Учащиеся читают самостоятельно про себя.)
– Какие сказки любит читать Настя?
– Как папа относится к волшебным сказкам?

Путешествие по сказкам.

– Какие особенности есть у сказки?
– По каким признакам вы отличаете их от других произведений?
– Кто «населяет» сказку? Назовите самых главных «жителей» сказочного мира.
– Вспомните, какими бывают обычно в сказках сказочные персонажи.
– Назовите самое главное правило в сказке. (Добро всегда побеждает зло.)

Рассказ учителя о сказочных персонажах. (Сопровождается показом презентации к уроку).

Баба-Яга (чёрная баба). В древности умерших хоронили в домовинах – домиках расположенных над землей на срубленных деревьях – избушках на курьих ногах (высокий пень с корнями). Люди и боялись умерших (извечное противостояние – живым духом пахнет, упыри) их нельзя было тревожить по пустякам (баба-яга погубит) и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях, все-таки это умершие предки. Баба-яга вручала добру молодцу меч-кладенец (умерших хоронили с оружием) или давала совет. Когда открывали отверстие в домовине (сбоку как в дольменах), то видны были только ноги покойника (Баба-яга костяная нога) – хоронили ногами к выходу. Отверстие было расположено в противоположную от поселения сторону (к лесу). Люди верили, что мертвецы летают на гробах – Баба-яга летала на ступе (выдолбленная колода – гроб) цитаты: «Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Также у А.С. Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой, идёт-бредёт сама собой».

Сказки: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Сила Кощея. Кощей связан со стихией воды:

– Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

– Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.

– Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. – царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king – германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.

– Кощей Бессмертный (Кощей Бессмертный) – отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда – всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется кряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А.С.Пушкина).

Сказки о Кощее: «Марья Моревна», «Царевна-Лягушка».

Иван-дурак или Иванушка-дурачок – один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем -оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех. Как правило, его социальный статус низкий – крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств и, особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит, все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу... Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, со жреческими обязанностями. Иван-дурак – единственный из братьев, кто говорит в сказке, он загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Он – поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак – носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.

Царевна-Лягушка – персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки – Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно два) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда – нет. Царевна-лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених – Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант: не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).

Змей Горыныч – огнедышащий дракон из русских народных сказок и былин. Встречается в былинах про Добрыню Никитича, сказках про Ивана Царевича. В разных сказках количество голов Змея Горыныча различается: оно равно 3, 6, 9 или 12. Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну – племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил.

5. Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть!
Отдохнём и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз,
Вот Дюймовочки слова,
Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянитесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4, 5.
Повторите-ка опять.
1, 2, 3, 4, 5.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет,
1, 2, 3, 4, 5.
Повторите-ка опять.
1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

6. Викторина по сказкам

Ребята, отправляемся в сказку. Но на пути у нас река – кисельные берега. Она очень любит сказки: о животных, волшебные, бытовые. Мы должны перейти эту реку, решив её задания.

Задание 1. На свете есть много народных сказок о животных. Некоторые животные спрятались внутри слов. Прочитайте их.

Ракушка
Коньки
Василиса
Стрекоза
Локоть
Волкодав
Слева
Волшебство

– Какие сказки о животных вы знаете?
– В чем их особенность? (Животные ведут себя как люди.)

Задание 2. Возьмите две карточки с изображением животных и разыграйте их диалог.

Карточки:

1) Лиса, журавль («Лиса и журавль»),
2) Заяц, ворона («Заяц-хвастун»),
3)Лиса, собака («Лисичка со скалочкой»)

– Вспомните названия сказки, герои которой изображены на вашей карточке.
– Какова главная мысль сказки?

Задания 3. Достаньте вещи из мешочка и узнайте, чьи это вещи, из какой сказки.

1. Стрела – «Царевна-лягушка»
2. Перо Жар-птицы – «Сивка-бурка»
3. Щука – «По-щучьему велению»

– Что объединяет эти сказки? (Они волшебные)
– Какие чудеса в них происходят?

Задание 4. Узнай сказку.

– Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить. Если эти строчки из русской народной сказки, то продолжайте их. Если это не русская сказка, то надо сказать только название.

  1. «Сивка-бурка,…Вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». (Русская народная сказка «Сивка-бурка»)
  2. «Лети, лети лепесток …» (В. Катаев «Цветик-семицветик»)
  3. «Раз, два, три, Горшочек…» (Братья Гримм «Горшок каши».)
  4. «По щучьему велению, по моему хотенью …» (Русская народная сказка «По щучьему велению».)
  5. «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
  6. «Муха по полю пошла, муха денежку нашла ….» (К. Чуковский «Муха-цокотуха»)
  7. «Несёт меня лиса за дальние леса.…» (Русская народная сказка «Петух и лиса»)

7. Итог урока

– Какие бывают сказки?
– В чём их отличие друг от друга?
– Что общего у всех сказок?
– Расставьте книги на выставке так: бытовые, волшебные, сказки о животных.

8. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Моя любимая русская народная сказка».