Цели и задачи: вызвать у детей интерес к походу в гости; воспитывать любовь к русским традициям; закрепить понятие «чаепитие»; дать знания об истории происхождения самовара; закрепить умение дифференцировать посуду и продукты питания; воспитывать вежливость и культуру поведения в гостях.
Развивающая среда: помещение, оборудованное в стиле русской избы (дом Федоры); посуда: кастрюли, сковорода, чугунок, стакан, тарелки глубокие, чайный сервиз, скатерть; продукты: торт, чай, сахар, печенье, баранки, конфеты, банка консервов, яйцо, банка с солеными огурцами, пряник печатный.
Предварительная работа: знакомство с чайной и столовой посудой, продуктами питания; заучивание стихов по теме; чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе».
Ход занятия
Воспитатель: – Ребята, помните, мы с вами читали стихотворение Чу-ковского «Федорино горе»? Как вы думаете, как сейчас живет бабушка Федора? В порядке ли ее дом и посуда? Давайте сходим к ней в гости, и сами все узнаем! Только в гости принято нарядными ходить, и с гостинцем. Вы пока наряжайтесь, в гости собирайтесь, а я схожу в магазин и куплю торт.
(Дети с воспитателем приходят в «дом Федоры»).
Федора: – Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада, что вы ко мне пришли! Рассаживайтесь по лавкам, посидим, поговорим.
Воспитатель: – Пришли мы к вам, Федора Егоровна, узнать как вы живете, как свое хозяйство ведете?
Федора: – Живу, не тужу, за хозяйством слежу. Посуду мою, вытираю, да на полку составляю. А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит. Ребята, а вы любите пить чай? А знаете ли вы, что русский народ считает себя самым большим любителем чая в мире? А кто из вас знает, как заваривают чай? Где берут кипяток? (ответы детей). Правильно в чайнике. Но наши талантливые русские предки решили придумать особый чайник, чтобы чай варить вкуснее и быстрее. И вот в городе Тула придумали самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки шли и щепочки и шишки. Хозяева так полюбили свои самовары, что стали их украшать, разрисовывать. Ручки, ножки, кран самовара делали в виде рыб, львов, петухов, а на самом самоваре делали надпись «Самовар кипит, уходить не велит», «Где чай, там и рай». А потом появилось электричество, и самовары стали делать электрические. Вот у меня самовар электрический. Давайте его включим, чтобы он закипел, а сами на стол начнем накрывать. Посмотрите сколько у меня разной посуды! Что же нам нужно, подскажите, да не просто подскажите, а стихами расскажите! (дети выбирают нужное и читают стихи).
Чашка и блюдце:
Ручка – тонкий кренделек,
Золотистый ободок,
Из фарфора чашка,
А на ней ромашка.
Федора:
– А стакан возьмем?
Стеклянный, прозрачный,
Граненный, высокий.
В него наливают компоты и соки.
Жаль только, что ручки нет у стакана…
Чай из него пить я не стану.
Дети:
– Чайник заварочный.
Чайник на огонь не ставим.
Кипяток в него вливаем.
Чтоб сушеные листики
Аромат нам дать могли.
Федора:
– Отгадайте загадку:
Из нее беру погрызть сахара кусочек.
Мама в шутку прикрепить к ней грозит замочек.
Сладким сахаром полна, к чаю подается.
Ты, конечно, догадался, как она зовется?
Дети: – Сахарница.
Федора: – Молодцы! За правильные ответы я угощу вас необычным пряником. Славный город Тула, подаривший нам самовар, был и родиной пряников. Тульский пряник большой, красивый, вкусный. В Туле есть даже музей пряников! А с чем еще можно пить чай? Посмотрите сколько у меня здесь продуктов! Что вы выберете для чаепития? Выбирайте, да стихи читайте!
Конфеты:
– Конфеты шоколадные
Обертки нарядные
В кармане фантики всегда.
Они совсем не ерунда
Сама наделаю конфет
И кукле дам их на десерт.
Баранки:
– Есть баранки, сухари
С чаем очень вкусно.
Мама, в вазу посмотри,
Все мы съели – пусто!
Печенье:
– Мое любимое печенье
Едва до чая доживет,
Внутри начинка из варенья,
Его мне бабушка печет.
Варенье: – Вкусное варенье – поднимет настроение!
Воспитатель: – А мы к вам, Федора Егоровна, не с пустыми руками пришли. Мы торт принесли!
Федора: – Вот спасибо, ребятишки! Посмотрите, какой мы с вами стол накрыли. На нарядной скатерти стоит красивый чайный сервиз, вкусные угощения для нашего чаепития, а вот и самовар запыхтел, значит, кипяток поспел!
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар!
Милости просим на чашку чая!
Вот так живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
– Прощу к столу, гости дорогие!
Звучит русская народная музыка, начинается чаепитие. В конце занятия дети помогают Федоре убрать со стола посуду и приглашают ее в гости.