Цель: учить составлять и записывать связный текст, развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом.
Задачи:
- Учить овладевать речевой деятельностью.
- Формировать умения и навыки грамотного письма.
- Учить полноценно воспринимать звучащую речь.
- Учить свободно говорить и писать на заданную тему.
- Развивать мышление и речь учащихся.
- Обогащать словарный запас.
- Учить различать прямое и переносное значение слов.
- Прививать любовь и уважение к матери, к семейным ценностям.
Проект состоит из восьми этапов.
Итогом проекта является написание сочинения-мозаики «О маме».
Сочинение-мозаика – большое сочинение, которое создается из нескольких текстов на одну тему.
Работа проходит в группах. В каждой группе по 5-7 учащихся.
В процессе подготовительной работы ставится проблема, каким образом описать всех мам в одном сочинении?
Дети формулируют данную тему в виде задачи: написать несколько строк о своей маме, а потом раскрыть общие черты, характерные для всех мам.
Длительность проекта ограничивается двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Подготовка проекта осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительной и трудовой деятельности или только на уроках русского языка.
Работу можно провести перед праздниками «День Матери», «8 Марта».
Материал удобно собирать в книжку-копилку. У каждого ребенка она своя.
Книжку можно проиллюстрировать своими рисунками.
Ход работы над проектом
Этап 1. Введение (погружение в проект).
Учитель говорит о том, что скоро все будут отмечать один из самых прекрасных праздников – «День Матери» и предлагает подготовиться к нему.
Беседа по вопросам:
– Кому посвящен этот праздник? (маме, матери)
– О ком мы будем говорить в этот день? (о маме)
– Чтение пословиц о маме. Что вы прочитали? (пословицы)
– Определите тему (мама, мамина любовь)
– Соберите пословицы (надо соединить начало и конец фразы)
Начало пословиц:
- Птица рада весне, а…
- Ребенок без матери – что…
- Материнская ласка …
- Родную мать…
Продолжение пословиц:
- …дитя – матери.
- …стол без скатерти.
- …конца не знает.
- …никем не заменишь.
Задание:
– Прочитайте пословицу, которая понравилась вам больше всего, объясните ее смысл. (без матери трудно прожить, мамина любовь согревает душу)
– Спишите ее в свою книжку – копилку.
– Какие вы еще знаете пословицы о маме? (при солнышке – тепло, а при матери – добро; мама в доме, что свет в окошке)
– О чем в них говориться? (мамина любовь освещает нашу жизнь)
– Запишите одну из них.
– Прочитайте предложения. Спишите, раскрыв скобки. Из скобок выберите подходящее слово:
- Мамина улыбка, что (солнышко, радуга) на небе.
- Мамины глаза, что (звезды, алмазы) горят.
- Мамин смех звучит, что (ручеек, река) журчит.
Ребята читают предложения, обсуждают варианты, записывают в книжку – копилку.
Учитель:
– Отгадайте загадки:
- Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама) - Кто нас нежно так лелеет?
Кто нас любит и жалеет?
Знаю точно я, друзья,
Это… (мамочка моя)!
– Что нового вы узнали о маме? (мама – лучшая, одна на свете, дарит нам свою нежность, любовь)
– За что вы любите свою маму? (за доброту, внимание, за ласку)
Итог:
– Какой вывод можно сделать? (мама очень важна в жизни каждого человека, без нее нельзя)
Задание: подберите пословицы, поговорки, загадки о маме. Запишите в книжку – копилку.
Этап 2. Высказывания о маме.
На этом занятии ребята знакомятся с высказываниями известных людей о матери, рассказывают о своей маме.
Прочитайте высказывание Зои Воскресенской.
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.»
– Кому посвятила эти строки З. Воскресенская? (матери)
– С каким чувством говорит о маме? (с огромной любовью, восхищением)
– Что рассказала о маминых руках? (добрые, ласковые)
– Что говорит о сердце матери? (самое верное, самое чуткое, не бывает равнодушным)
– Расскажите про свою маму. Какие у нее руки, сердце, глаза? (нежные руки, заботливое сердце, очень добрые глаза)
– Что нам в жизни дает любовь матери? (поддержку; жизнь становится светлее, радостнее)
– Прочитайте стихотворение Роберта Рождественского:
«На свете х…рош.х людей не мало,
С…рдечных людей не мало,
И все – таки лучше всех на з…мле
Мама, моя мама!».
– Согласны ли вы с этими строчками автора? (да)
– Почему? (родная мама – самая лучшая, единственная)
– Какие строки стихотворения можно взять эпиграфом к нашему сочинению? (две последние строки)
Задания:
– Спишите стихотворение к себе в книжку – копилку, вставьте буквы.
– Напишите, за что вы любите свою маму? (без маминой любви трудно жить на свете; мама – самая красивая и добрая, я очень люблю ее; мама всегда рядом в трудную минуту, всегда поможет)
Прочитайте высказывание успешного политика, президента США Дж. Вашингтона:
«Моя мама была самой красивой женщиной, которую я знал. Тем, кем я стал, я обязан своей матери. Все мои успехи в этой жизни, моральные интеллектуальные и физическое воспитание я ставлю в заслуги маме».
– Чем Дж. Вашингтон был обязан в своей жизни маме? (успехами)
– А чем вы обязаны своей маме? (достижениями в учебе, в творчестве; мама во всем помощница)
Вывод: (в судьбе каждого человека огромную роль играет мать).
Задание: Расскажите эпизод из вашей жизни, когда вам было особенно трудно, а мама помогла вам.
Этап 3. Вот какая мама. Выяснение смысла выражений «золотые руки», «золотое сердце», «золотой человек».
Учитель беседует о том, какими качествами обладают мамы учеников, чем они похожи.
Выяснятся смысл выражений «золотые руки», «золотое сердце».
Беседа:
– Один мой знакомый мальчик написал другу письмо. В нем он рассказал, что его мама замечательно умеет готовить и что у нее «золотые руки». Другой мальчик сказал, что в доме много удивительных вещей, сделанных руками мамы, и она – настоящая мастерица.
– О каком качестве характера своей мамы рассказывали эти мальчики? (о трудолюбии; «золотые руки» – умелые, мастерица – умелица)
– Как говорят о работе, которая получается ловко? (дружная, спорится, ладится)
– А о человеке, выполнившем эту работу быстро и качественно? (у него «золотые руки»)
– Можно ли так сказать о вашей маме? (да, мама все успевает, у нее все получается)
– Какие слова мы употребили в переносном смысле? («золотые руки»)
– Когда руки называют «золотыми»? (когда они не боятся работы, все умеют)
– Что еще может быть «золотым»? (голос, человек)
– Объясните эти выражения, когда так говорят о людях? («золотой голос» – хорошо поет; «золотая голова» – об умном человеке, «золотой человек» – хороший, добрый)
– Можно ли все это сказать о маме? (да)
– Почему? (мама самая добрая, отзывчивая; у мамы любящее сердце; мама находит выход из любого положения; она любит музыку, любит петь)
Задание:
– Придумайте и запишите 1-2 предложения с этими выражениями в свою книжку-копилку. (моя мама очень любит рукоделие, у нее «золотые руки», моя мама часто приходит на помощь другим людям; о маме говорят – «золотой человек»)
Выяснение значения выражения «золотое сердце».
Прочитайте стихотворение:
Золотое сердце матери не стареет никогда.
Золотое сердце матери сохраню я навсегда!
Без него печали глубже, без него не ярок свет.
Золотое сердце матери сохранит меня от бед…
– Как вы понимаете слова «золотое сердце» матери? (каждая мать любит, оберегает свое дитя, сердце матери прощает все обиды, не помнит зла).
– Какие произведения о матерях знаете вы? («Легенда о матерях» И.Ф. Панькина, «Большая береза» Н. Артюховой, стихотворение С. Есенина «Письмо к матери»)
Зачитываются отрывки из этих произведений, проводится беседа.
Вывод: Мама всегда готова любить, беречь и защищать своего ребенка, у мамы «золотое сердце» и «золотые руки».
Задание: Найти или придумать самому несколько стихотворных строк о маме, записать в свою книжку-копилку.
Можно придумать небольшой рассказ или сказку о маме, выучить песню.
Этап 4. Обобщение знаний.
На этом этапе ребята читают стихи, очерки и сказки о маме, рассказывают пословицы и поговорки, интересные истории из личной жизни, показывают мамины фотографии.
Урок может проходить под музыкальное сопровождение классической музыки или детские песни о маме.
– Что мы можем и должны сделать для нашей мамы? (ребята говорят о том, что важно слушаться маму, не огорчать ее, радовать успехами, во всем ей помогать)
Вывод может быть в стихах (стихотворение ученика):
В жизни каждому из нас очень пригодится
Маму слушаться свою и всегда трудиться.
Задание: Подобрать эпиграф к сочинению.
Этап 5. Составляем план сочинения.
Учащиеся составляют план сочинения, выделяют главное, придумывают первую часть сочинения «Моя мама» (каждый говорит о своей маме, описывает ее, не называя имени)
– О чем можно написать в первой части? (какая у мамы улыбка, глаза, руки, волосы; что она любит; какой у мамы голос, смех)
Вывод: мамы у всех разные, в каждой маме есть неповторимые, свойственные только ей одной, черты.
Задание: Нарисуйте мамин портрет.
Этап 6. Коллективное написание второй части.
Вопросы для беседы:
– Какими качествами обладают все мамы?
– Что значит мама в жизни каждого человека?
(Ребята говорят о том, что все мамы очень любят своих детей. Мамы не жалеют сил, здоровья, времени, чтобы вырастить сына или дочку хорошим человеком, они готовы прийти на помощь в трудную минуту. Мамы принимают самое большое участие в судьбе каждого из нас. Важно, чтобы мама всегда была рядом. Материнская поддержка и забота творят чудеса. Часто, когда мы болеем, только мама может облегчить наши страдания)
– Можно ли назвать материнскую любовь подвигом? Почему? (да, быть каждый день рядом, самоотверженно любить, забывая о себе, – это подвиг материнской любви)
Задание:
– Выберите нужные слова, дополните фразу:
- С мамой я…
- Без мамы я…
Веселый, уверенный, печальный, одинокий, находчивый, остроумный, робкий.
Вывод: Мама всегда даст мудрый совет, поддержит, ободрит. С мамой мы становимся сильнее.
Этап 7. Написание сочинения-мозаики. Работа в группах.
Индивидуальные работы объединяются в одно большое сочинение (один ученик рассказывает о маминых глазах, другой – об улыбке и т. д.), добавляются общие части.
Работа завершается подготовкой третьей общей части сочинения под названием «Что мы можем сделать для мамы?» (ребята говорят о том, что мамы тоже нуждаются в помощи, любви и заботе не только по праздникам, но и каждый день; рассказывают о своих обязанностях в семье)
Этап 8. Корректировка. Предзащита.
Вопросы:
– Что удалось? Над чем еще нужно поработать? (ребята указывают на плюсы и минусы своей работы, намечают пути исправления ошибок)
Защита проекта может проходить в виде презентации, концертного номера на празднике, выпуска газеты.
Каждая группа защищает свой проект. Ребята представляют сочинение-мозаику о маме.