Над этой темой я работаю третий год. Данный урок является пятым уроком развития речи в текущем учебном году. На предыдущих занятиях учащиеся восстанавливали деформированный текст, составляли текст по опорным словам с творческим дополнением, редактировали тексты, писали сочинения на заданную тему, по картине и т.д. Данный урок предусматривает повторение знаний о признаках текста в сравнении с набором предложений, не связанных по смыслу. При этом обучающиеся должны сами, опираясь на полученные ранее знания, на наводящие вопросы учителя, проанализировать записи, выделить признаки текста, озаглавить его, составить план и написать подробное изложение. Каждый последующий урок предусматривает повышение уровня сложности задания, увеличение объёма работы. Все применённые виды деятельности уже знакомы учащимся.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы. Урок соответствует тематическому планированию.
При подготовке к уроку я учитывала работоспособность всего класса, а также индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществляла личностно-ориентированный и дифференцированный подход.
Учитывая большой объём работы, возникла необходимость наряду с карточками использовать мультимедийную презентацию. Такое комбинирование демонстрационного материала поможет акцентировать внимание учащихся на каждом этапе урока и в последующем положительно скажется на результатах.
На занятии обучающиеся должны учиться делать выводы сами, сравнивать, для этого используется технология проблемного обучения. Так проблемный вопрос «Какая из записей является текстом и почему?» ставится в начале занятия. Дети ищут доказательства, сообщают их, и в ходе всего урока предусматривается возвращение к признакам текста. Учитель ставит задачу применить знания на практике, т.е. Написать изложение.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления умения выделять признаки текста, выделять тему и главную мысль, подробно и грамотно передать содержание текста на письме. На мой взгляд, такие условия созданы на предлагаемом уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение компьютерных технологий, словесных, визуальных методов, работа с текстом, карточками способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся.
На этапе орфографической подготовки присутствует чередование видов деятельности групповой и самостоятельной. Обучающиеся сами выделяют орфограммы, вызывающие трудность.
Проведение физминутки позволяет избежать перегрузки. Считаю, что на данном уроке уместен комплекс физических упражнений.
На занятии должна быть доброжелательная рабочая атмосфера. Детям необходим положительный настрой, вера в успех, в свои силы и знания.
Отклонения от плана нежелательно. Считаю, что все этапы урока продуманы и спланированы методически грамотно. При подведении итогов необходимо повторить признаки текста. Работать необходимо в умеренном темпе, чтобы систематизировать знания обучающихся, проанализировать текст, выполнить орфографическую подготовку, успеть написать изложение и проверить его.
В конце урока провести рефлексию.
В будущем необходимо продолжать в системе проводить мультимедийные уроки и занятия, ставить перед детьми проблемные ситуации, добиваясь самостоятельного их решения.
Класс: 4.
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: русский язык.
Авторы учебника:
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях. – М.: «Просвещение», 2007.
Литература для учителя:
- С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.- М.: ВАКО, 2010. – 368 с.
- С.А. Есенина. Как научить вашего ребёнка писать изложения. 4 класс.- М.: «Грамотей», 2005. – 112 с.
Цели урока:
- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний о тексте, выделении его основных признаков, по восприятию и осмыслению текста.
- Содействовать формированию умения определять тему и главную мысль текста, раскрывать мысль при подробной письменной передаче содержания текста, развитию орфографической зоркости.
- Способствовать развитию находчивости, смекалки, умению не теряться в сложной безвыходной ситуации.
Тип урока: развитие речи.
Оборудование урока: карточки с текстами, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, тетради.
Структура (план) урока:
- Систематизация знаний о тексте.
- Постановка учебной задачи (слайды 1,2,3).
- Выделение признаков текста (слайды 5,6,7).
- Составление плана (слайд 8).
- Анализ содержания текста (слайды 9, 10).
- Орфографическая подготовка.
- Нахождение в тексте словосочетаний с предлогом, однозвучным приставке (слайд 11).
- Нахождение в тексте существительных с безударными окончаниями (слайд 12).
- Физминутка (слайд 13).
- Запись текста (слайд 14).
- Рассказ текста по плану.
- Запись текста по плану.
- Проверка выполненных работ (слайд 15).
- Подведение итогов. Домашнее задание (слайд 16).
- Рефлексия (слайд 17).
Ход урока приведен в Таблице.
Используемые на уроке карточки.
-
На пригорке обсохла земля. На груди у Зои Петровны сверкал орден. Тропинка вывела нас к реке. Сережа приехал к бабушке. Медведь выбрал место для берлоги.
-
Стрелял охотник в медведя, да только ранил зверя. Кинулся медведь на человека.
Бросил охотник ружье и полез по сосне. А медведи умеют лазить по деревьям. Вот медведь и вскарабкался за охотником.
Видит охотник: сейчас медведь его за ногу схватит. Сбросил он себя тулуп. Медведь подумал, что это охотник упал. Кинулся зверь за тулуп да и сорвался с вершины. Разбился медведь.
Слез охотник с дерева и стал плясать от радости.
– Ничего, что тулуп в крови, зато медвежью шкуру даром получил.