Здоровьесберегающие аспекты в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач нашего детского сада. Мы столкнулись с проблемой слабого физического развития детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Таким образом, работники нашего детского сада направили совместные усилия на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленных детей возможно при условии соблюдения следующих принципов:

  1. Организация оздоровительного режима.
  2. Организация двигательной активности.
  3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
  4. Реализация системы эффективного закаливания.
  5. Обеспечение полноценного лечебного питания.
  6. Обеспечение психологического комфорта.
  7. Использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы.

Оздоровительный режим

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в нашем детском саду является оздоровительный режим.

Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время. Оптимальный дифференцированный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.

Оздоровительный режим в нашем детском саду построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, а также биоритмологического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния, с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.

Организация оздоровительного режима исходит, прежде всего, из особенностей биоритмологического профиля, выявленного по показателям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течении дня. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Наряду с околосуточными ритмами важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.

Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна.

Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а также несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет их. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и хороший сон.

В любое время года педагоги детского сада организовывают прогулки пешком за пределы участка детского сада. В связи с этим появляется возможность использовать природные факторы для развития движений, совершенствования физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижная игра, всевозможные движения), которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечнососудистой и других систем детского организма.

Двигательная активность

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Одним из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений.

Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладывается в период роста и развития, необходимы циклические упражнения, повторяемые многократно и систематически, то станет ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании ослабленных детей.

Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах и т.д.), способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Однако, планируя данные циклические движения, мы соблюдаем определенные требования:

  • Регулируем нагрузку не увеличением дистанции, а путем систематического повторения движений;
  • Учим детей правильному дыханию;
  • Не допускаем физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем формируем положительный эмоциональный настрой.

В детском саду мы организовываем жизнь детей так, чтобы они постоянно были заняты различными делами. И тогда они узнают, что неинтересное дело быстро надоедает и утомляет, а любимая работа никогда. Не спешим ругать детей, если они отказываются что-то делать, ссылаясь на усталость. Попытаемся поразмышлять вместе с ними, что может привлечь их в процессе или в результате труда, и похвалим, если дети, преодолев себя, довели дело до конца. Но перегружать детей не стоит. Это вредно растущему организму. Можно вместе с детьми составить режим дня и приучить еще до школы выполнять его. Режим организует жизнь, приучает к порядку, к усвоению последовательности действий, к ответственности.

Массаж в оздоровительной работе с дошкольниками

Мы считаем, что одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж - надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Для того, чтобы точечный массаж дети не выполняли чисто механически, мы создаем соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, даем возможность детям творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только очень нежно, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание ребенка, появляется доверие к создателю – внутреннему Я.

Таланты детей находятся на кончиках пальцев

Исследования известных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Начиная с двухлетнего возраста, мы обучаем детей приемам самомассажа кистей рук и пальцев. На ступне так же, как и на руках, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Дыхательная гимнастика в работе с дошкольниками

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным или редким, задерживая на некоторое время и т.д. процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармоничным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка втягивается и опускается. Таки образом, гармонично-полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой мы соблюдаем следующие основные правила:

  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  • необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
  • дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
  • выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
  • дышать нужно носом

Заниматься нужно в удобной спортивной одежде.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

  • все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
  • находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
  • следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, и плавно переходили друг в друга.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

  • повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечнососудистой системы;

Занятия проводим 2-3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветриваемом помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы.

Но наряду с положительными моментами в работе по оздоровлению остается определенный процент детей, нуждающихся в пристальном наблюдении со стороны родителей, медицинских работников, детского сада.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей – это кампания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива на длительный период.

Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания/ В.Г. Алямовская. – Н. Новгород, 1999. –156 с.
  2. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/под ред. З.И. Бересневой. – М.: Сфера, 2005. – 31 с.
  3. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр./ Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160 с.
  4. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Просвещение, 1989. – 154 с.
  5. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 218 с.
  6. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе – М.: Ставрополь, 2003 –21 с., 68 с., 70 с., 254 с., 299 с.