Цели и задачи:
- формировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и их образовании;
- исследовать полезные ископаемые, выяснить их использование людьми;
- развивать исследовательскую, творческую активность детей;
- развивать устойчивый интерес к познанию, желанию экспериментировать;
- развивать умение работать с книгой, коллекционным материалом;
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
- развивать коммуникативные навыки общения;
- воспитывать гуманное отношение к богатствам природы и общества.
Оборудование: компьютер, видеофильм «Образование горных пород», презентация, физическая карта России, коллекционный материал « полезные ископаемые», демонстрационный материал «перелётные птицы», карточки-помощницы (неживая и живая природа для слабых учащихся), карточка-«помогайка» (полезные ископаемые), эмблемы для учеников, таблицы, названия исследовательских станций, кроссворд «Полезные ископаемые».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
II. Минутка календаря.
а) итоги наблюдения за неживой и живой природой
Предоставим слово нашей метеорологической службе, которая расскажет нам о погоде сегодняшнего дня.
ученик докладывает по плану: температура воздуха, облачность, осадки, ветер
Дополнительное задание:
(на магнитной доске выбирает картинку с вопросом)
Солнышко: | Капельки: | * Снежинка: |
Какое дерево зацветает первым? (ольха) | Каким прибором измеряют температуру воздуха? 1. барометром 2. градусником 3. термометром |
Я и тучка, и туман, И ручей, и океан. Я летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (вода) |
Оцените работу Андрея.
– Какие изменения произошли в неживой природе?
(солнце поднимается выше над горизонтом, день прибавляется, но ночь длиннее, 21 марта день равен ночи, температура воздуха выше 0…)
Карточки-помощницы для слабых учащихся.
Изменения в неживой природе. План:
|
Изменения в живой природе. План:
|
– Какие изменения произошли в живой природе?
Первоцветы – «столовая» для проснувшихся насекомых. Срывая цветок, мы обрекаем на голодную смерть пчёл, шмелей, бабочек, так как разрывается хрупкое природное сообщество…(слайд)
– Почему медведи, барсуки спят, наверняка они не замерзнут?
Расположите птиц в порядке прилёта в наши края. (грач, жаворонок, утка, скворец, кукушка)
Материал для учителя:
- В первой половине марта прилетают грачи.
- Во второй половине марта – жаворонки, зяблики.
- Вскрытие рек – утки, гуси, чайки.
- В первой половине апреля – скворцы, дрозды.
- Во второй половине апреля – пеночки, кукушки.
- В середине мая – иволги, стрижи, коростели.
– Какой вывод сделаем? (изменения в неживой природе влекут изменения в живой)
– Как мы называем единство живой и неживой природы?
(экосистема)
б) народный календарь
– Какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
- Если грач прилетел до 14 марта, снег сойдет рано.
- Частые туманы в марте – будет дождливое лето.
Молодцы!
III. Актуализация знаний.
а) анализ домашнего задания
– Переходим к обсуждению творческого домашнего задания.
– Какую исследовательскую работу вы провели и что узнали о водоёмах нашего края?
Проекты и рефераты учащихся « Водоёмы нашего края »
Проекты:
- Реки Нижегородской области.
- Водоёмы Кулебакского района.
Рефераты: Ока и Волга, Тёша, Линда, Серёжа, Старица, Пашенькин родник.
Материал из проектов учащихся:
По территории нашей области протекает более 9.000 рек и речек.
Все они несут свои воды в Волгу. Реки области типично равнинные.
Волга – река в Европейской части Российской Федерации, крупнейшая в Европе. 3530 км. Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя дельту. Это главная река нашей области.
Протяженность Волги по Нижегородской области 277км. Крупные притоки Волги, как Ока, Ветлуга, Сура.
Ока – река в Европейской части Российской Федерации, наиболее крупный правый приток Волги. 1500 км. Главные притоки Угра, Москва, Клязьма — слева, Мокша — справа. Регулярное судоходство от г. Серпухов. Главные города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Н. Новгород (в устье). Приокско-террасный заповедник.
Тёша – река в европейской части Российской Федерации, правый приток Оки. 311 км. Сплавная. В низовьях местное судоходство. По берегам Теши расположены города Лукоянов, Шатки, Арзамас, Ардатов, Кулебаки, Навашино. Исток реки в Лукояновском районе. Впадает речка в Оку в Навашинском районе.
Ветлуга – река в центре Европейской части Российской Федерации, левый приток Волги. 889 км. Сплавная. Судоходна на 700 км от устья.
Серёжа – приток реки Теши. Длина 196 км. Протекает почти параллельно с Тёшей. Летом участки реки могут пересыхать. (слайды с фотографиями рек).
Оценки:
б) работа с перфокартами
Заполните схему реки.
Проверка с использованием компьютера.(слайд)
Оцените свои знания по шкале.
(слайд)
– Кто не допустил ошибок? Поднимите руку. Молодцы!
– Кто допустил 1 или 2 ошибки?
– У кого более 3 ошибок?
в) фронтальная беседа.
– Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)
– Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т.д.)
– Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода – природное богатство, которое дает нам жизнь)
– Какие еще природные богатства вы знаете?
(слайд)
– Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)
Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.
г) постановка проблемы.
Посмотрите на предметы. (Слайд: ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).
– Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?
– Какие задачи перед собой поставим?
Предполагаемые ответы учащихся:
(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)
IV. Совместное открытие знаний.
– Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)
Вспомните: как они называются?
а) работа с физической картой
Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.
– Что добывают на севере нашей страны?
На север отправляется станция «Заполярная» они исследуют уголь, известняк, газ, торф, песок.
Посмотрите, что добывают на Урале?
На Урал отправляется станция «Уральская». Они исследуют гранит, железную руду, нефть, глина, песок.
– Что добывают на юге нашей страны?
Станция «Кузбасская» исследует каменный уголь, торф, руду, гранит.
– Что добывают в нашем крае?
Песок, глина, известняк (щебень).
Станция «Кулебакская» исследует известняк, глину, песок.
Сильная группа ст. «Заполярная» |
Сильная группа ст. «Уральская» |
Средняя группа ст.« Кузбасская» |
Слабая группа ст. «Кулебакская» |
уголь | гранит | торф | известняк |
известняк | песок | уголь | глина |
песок | глина | руда | песок |
торф | руда | гранит | |
газ | нефть |
Командир и помощники командира, вы у нас – научные руководители. Распределите в команде, кто у вас будет фиксировать данные в таблицу, кто демонстрировать полезные ископаемые, и т.д. Прикрепите эмблемы.
и т.д.
Я буду следить за работой станций. Какая из станций проведет наиболее точные исследования.
Перед вами план работы. Результаты записывать в таблицу.
Станция «Заполярная»
Название полезного ископаемого | Свойства | Способы добычи | Применение |
уголь | |||
известняк | |||
песок | |||
торф | |||
газ |
Но сначала немного о технике безопасности.
Ребята приготовили стихи:
-
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить! -
Чтоб почуять запах резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.
б) исследовательская работа
(Работа с учебником и полезными ископаемыми)
Откройте учебник на стр. 160, можно использовать энциклопедии и др. литературу.
Каждая группа делает сообщение о выполненной работе.
Проверка:
Название пол. ископаемого | Свойства | Способы добычи | Применение |
Гранит | Прочный, тяжёлый, хорошо полируется. | Открытый способ добычи и закрытый (в шахтах) | Применяют в строительстве набережных рек, станций метро, памятников. |
Известняк | Прочный камень белого цвета, мел – менее прочный. | Открытым способом – в карьерах. | Используют в строительстве, делают побелку, зубной порошок. |
Каменный уголь | Горючий, твёрдый, но хрупкий. | Добывают в шахтах и карьерах. | Используют как топливо. Кокс используют при выплавке стали, чугуна. |
Торф | Горючий, лёгкий, рыхлый непрочный. | Открытым способом, на дне болот. | Используют как удобрение, хорошо горит – топливо. |
Нефть | Горючая, жидкая, тёмного цвета, с резким запахом. | Бурят скважины. | Жидкое топливо. Получают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы. |
Песок | Сыпучий, образовался при разрушении гранита. | Открытым способом – в карьерах. | Используется в строительстве, в производстве стекла. |
Глина | Пластичная, твёрдая. | Открытым способом – в карьерах. | Применяют в строительстве, гончарном деле. |
Природный газ | Бесцветный, лёгкий, газообразный. | Закрытый способ. Скважины. | Хорошее топливо.Получают пластмассы, каучук. |
Железная руда | Тяжёлая, прочная, твёрдая, главное свойство – плавкость. Цвет: чёрная, бурая. | Открытый способ и закрытый, роют шахты. | Выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. В машиностроении, ножи, вилки, и т.д. |
Физкультминутка.
Мы за наукой в горы пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы горы скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.
Работа с учебником. Образование горных пород.
(Выборочное чтение)
Найдите в тексте:
- Как образовался известняк?
- Как образуется торф?
- Как образуется нефть?
Молодцы!
Сейчас мы посмотрим видеофильм об образовании железных руд.
Подумайте, что называется горными породами?
Просмотр видеофильма «Образование горных пород».
Что называется горными породами?
Работа со словарями.
Горные породы – вещества, которые залегают в земле большими массами.
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Песок, глина, известняк (щебень), железная руда.
Железную руду добывали в нашем крае: пос. Велетьма, ул. Рудники. На металлургическом заводе, бывший Кулебакский горный завод, выплавляют сталь.
Дополнительный материал: Страницы нашей истории. Продукция Кулебакского горного завода, газета « Кулебакский металлист», 1991 г.
Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?
V. Самостоятельное применение знаний.
работа в тетрадях:
Проверка творческих заданий: каждая станция рассказывает о проделанной работе.
Оценки:
VI. Итог урока.
– Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?
– На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные – горючие и строительные)
Сейчас мы с вами составим мозаику (цветик-многоцветик).
На партах у вас находятся ракушки, камушки.
Кому урок понравился, на уроке было хорошее настроение, светлое, радостное – составьте мозаику в правой тарелочке.
Тем ребятам, кому было спокойно, ничего необычного, как и на других уроках – составьте мозаику в левой тарелочке.
VII. Домашнее задание.
с. 160-167. (слайд: «Хозяйка медной горы» приготовила вам задание)
1 вариант – написать мини-сочинение.
Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.
2 вариант – сделать сообщение о других природных богатствах, например: алмаз, графит, малахит
3 вариант – найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.
4 вариант: отгадать кроссворд (Приложение 2).
Спасибо за урок.
Список литературы:
- Бритвина Л.Ю. «Метод творческих проектов». Начальная школа 2005, №6.
- Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников», «ВЛАДОС», 2002.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2004.
- Зайцева С.К. «Экология для младших школьников». Начальная школа 2005, №4.
- Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников». Начальная школа 2005, №9.
- Кузнецов Н.В. Природа Горьковской области, 1974.
- Савинова С.В. «Нестандартные уроки, игры, викторины».
- Статьи из газеты «Кулебакский металлист», «Берегите первоцветы», «Продукция Кулебакского горного завода», 1991.
- Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание».
- Сухорукова Т.В. Окружающий мир. Человек и природа, 2005.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», 2006.
- Энциклопедии. Что есть что. Москва, Слово, 2000.