Изобразительное искусство Башкортостана

Разделы: МХК и ИЗО


Для подготовки материала использовались: календарно-тематическое планирование под редакцией С.А. Галина; учебник «Культура Башкортостана 7 класс» под редакцией С.А. Галина, Ф.Т. Кузбекова, Л.Н. Поповой. – Уфа: Издательство «Китап», 2002.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка учебных задач.
    1. Введение.
    2. Художник Давид Давидович Бурлюк.
    3. Башкирский период в творчестве художника.
  3. Подведение итогов и домашнее задание.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством художника Д. Бурлюка;
  • продолжить формирование умений определять художественные стили и направления;
  • продолжить работу по развитию у учащихся способностей анализировать произведения художников.

Оборудование: портрет Д. Бурлюка, репродукции картин Д. Бурлюка, компьютерная презентация: «Художник Д. Бурлюк», компьютерное оборудование.

Литература:

  • Д.Д. Бурлюк «Фактура и цвет» – Уфа: 1997.
  • С.А. Галин, Л.Н. Попова «Культура Башкортостана» 7 кл.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка проводится по теме: «Творчество художника А.П. Лежнева». Учащимся предлагается проанализировать произведения художника по плану.

План анализа картины:

  1. Автор, год, название картины.
  2. Что изображено на картине.
  3. Основная идея произведения.
  4. Ваше мнение о картине.

II. Постановка и решение учебных задач.

1. Введение:

На прошлом уроке вы познакомились с творчеством художника А.П. Лежнева. Сегодня мы продолжим знакомство с изобразительным искусством Республики Башкортостан. Изобразительное искусство занимает особое место в художественной культуре нашей республики: именно оно раньше других её видов завоевало международное признание, именно в нем наиболее наглядно и ярко отразилась история нашего края на всех основных этапах её развития.

Создателями профессионального изобразительного искусства нашей республики являются художники: А.Э. Тюлькин, А.П. Лежнев, М.Н. Елгаштина, М.В. Нестеров, К.Г. Девлеткильдеев В истории изобразительного искусства Башкортостана, заметной и значительной фигурой является один из известных российских художников Давид Давыдович Бурлюк.

2. Художник Д.Д. Бурлюк

Д.Д. Бурлюк – живописец и график, поэт и писатель, один из основоположников и теоретиков русского футуризма.

Д.Д. Бурлюк родился 21(9) июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии на Украине. В семье помимо старшего – Давида, было ещё пять детей. В большой семье Бурлюков всегда царил дух творческого состязания и необычайной любви и нежности друг к другу. После окончания гимназии Д.Д. Бурлюк поступает учиться в Казанскую художественную школу. Затем учится живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

(Биографию художника представляют учащиеся, представление готовится ими с помощью учителя)

Период учёбы в Московском училище живописи – один из основных этапов в формировании творческой личности Бурлюка, как художника и поэта, в определении его мировоззрения, стилистического метода, живописной и поэтической манеры.

«Для меня стихотворения мои, звучат подобно оркестровой музыке! Отдельные звуки языка уподобляются тем или иным инструментам. Строки как цветные линии, слова – мазки красок, звуковая инструментовка! Как красиво звучит этот мой термин…»

Осень
Рыдай осенний дождь рыдай
Над вазой раздробленной лета
Что поглощала яркий край
Как счастье затопляет Лета
Седая вечности река
Где дно песчинками века.

В 1915–1918 годах Д.Д. Бурлюк жил и работал в Башкортостане. Познакомился с художниками А.Э. Тюлькиным, К.С. Девлеткильдеевым и др. В начале 20-х годов покинул Россию и жил США. Умер в 1967г. в г. Лонг-Айленд.

3. Башкирский период в творчестве художника

 

За время жизни в Башкортостане (1915-1918) Бурлюк Д.Д. написал около 200 живописных работ, разных по стилю и темам. Наибольшее внимание привлекают работы реалистического характера, отражающие своеобразие уральской природы, характеры и быт башкир.

О красоте, цельности и значительности человека из народа говорит «Портрет молодого башкира». В серьёзном выражении лица молодого человека в скромной одежде, в его сосредоточенном взгляде, обращённом прямо на зрителя, можно прочесть целую гамму тонких и сложных внутренних чувств. В обычном деревенском парне художник открыл богатый внутренний мир.

В пейзажах и натюрмортах художника искренне, просто и вместе с тем поэтично воспроизведены главным образом сельские виды. В их тонко передано состояние уральской природы в разные времена года. Таковы картины «Осенняя распутица», «Весна в деревне Иглино», «Цветущие яблони».

Своей необычностью поражает картина Д.Д. Бурлюка «Красный полдень». Она поражает свободой и смелостью живописных приемов, богатством и сочностью красок. Сложная мозаика из разнообразных плотных мазков и пылающие золотисто – красные тона в картине превращают обычную сельскую улицу с её обитателями в фантастически удивительное зрелище.

Мы познакомились с творчеством известного художника Д.Д. Бурлюка, который в начале XX в. жил и работал в Башкортостане. Вы наверно обратили своё внимание на необычность его картин. Они не похожи на картины других художников. Дело в том, что Д. Д. Бурлюк создал их в своей манере, используя новый стиль в живописи - футуризм.

Что такое «футуризм»? Что о нём известно?

Крисчен Бринтон. Ж-л «Русские художники в Америке» 1928 г.

«Уже само имя Бурлюка – кипение, бурление…. В нём и его искусстве нет усталости. В его картинах отсутствует мертвенность музея и академии. Он берет форму, краску, движение, и эти три элемента в своём соединении обещают радостное большое искусство».

Голлербах Э.Ф. «Искусство Д.Д. Бурлюка» . Нью-Йорк 1930г. «Творчество художника реализует свои возможности по преимуществу живописными формами – красочными и пространственными соотношениями. Пусть эта реализация носит порой варварский характер: в «массиве красок», в нагромождении перепутанных «кусков живописи» есть своя убежденность и правда.

Д.Д. Бурлюк 1917г. «…Как футурист я являюсь представителем символического футуризма. Особенно важным в своих картинах и этюдах считаю вопросы цвета и фактуры, т.е. поверхности. Обрабатывая её различными способами, я имею в виду определенную систему эстетического воздействия этой стороны живописного творчества. Я искренен, когда пишу природу реально. Я верю яркой, краске, ищу оригинальное в футуристическом холсте…. Найти «себя» для художника означает иметь свой почерк, свою манеру».

(Представление «футуризма» делается учителем и учащимися.)

III. Подведение итогов и Д/З.

Сегодня вы познакомились с творчеством художника Д.Д. Бурлюка, который является основоположником и теоретиком «футуризма». Для лучшего понимания творчества Д.Д. Бурлюка, вам предлагается проанализировать его произведения и выразить свое мнение. Анализ проводится по плану, который вы уже знаете с прошлого урока.

Для анализа предлагаются картины:

  1. Портрет молодого башкира, 1917 г.
  2. Портрет женщины в желтом платье, 1917 г.
  3. Красный полдень, 1918 г.
  4. Казак Мамай, 1918 г.

Домашнее задание: §25 стр. 161-162 К/Б -7кл.