Цели урока:
- Знакомство учащихся с основными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века, раскрытие основных особенностей импрессионизма и постимпрессионизма;
- Развитие наблюдательности, способностей анализировать художественные произведения;
- Формирование эстетического вкуса, развитие глубокого интереса к произведениям изобразительного искусства.
Оборудование урока: мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
I. Организация урока
II. Целевая установка
Сегодня на уроке мы познакомимся с главными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века. Мы будем работать с репродукциями картин художников того времени, выделим особенности каждого из них.
III. Работа над новым учебным материалом
1. Вступительная беседа
В культуре XIX век занимает особое место. Это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.
Слайд 2. Создание паровоза,
телефона, телеграфа, радио, кино и много другого
составило переворот в науке и технике и имело
большое историческое и культурное значение. Один
XIX век принес открытия и изобретений больше, чем
все предшествовавшие столетия вместе взятые.
Получают развитие фундаментальные науки. В
физике Максвелл и Фарадей – создание
электромагнитной теории; в химии Менделеев
разработал таблицу химических элементов и
установил существование периодического закона;
в биологии – эволюционная теория Дарвина
«Происхождение видов путем естественного
отбора».
В общественных науках, философии появляются
новые взгляды и течения (Шопенгауэр, Ницше,
Фрейд).
XIX век – век, не только достижений в области науки
и техники, но и век перемен в области искусства.
2. Работа с таблицей. Слайд 3
Стилевые направления художественной культуры Западной Европы XIX века
I треть XIX века | Классицизм |
I половина XIX века | Романтизм |
Середина XIX века | Реализм |
70 – 80-е г. XIX века | Импрессионизм |
Конец XIX века – начало XX века | Постимпрессионизм |
3. Постановка задачи
Перед тем, как мы начнем знакомство с новыми направлениями ИЗО конца XIX века – импрессионизмом и постимпрессионизмом, я хотела бы обратить Ваше внимание на особенности, характерные для данных течений. Работа будет проходить следующим образом: в тетради вы должны будете заполнить следующую таблицу:
|
––> |
|
––> |
|
4. Объяснение нового учебного материала
Под влиянием представителей реализма
появляется новое направление в ИЗО –
импрессионизм. Его история сравнительно
кратковременна – всего 12 лет. Впервые название
«импрессионизм» было применено к работам
художников, противопоставивших Парижскому
салону 1874 г. свою выставку «независимых», что
само по себе было открытым бунтом против
официального искусства. Одна из картин
выставки художника Клода Моне называлась
«Впечатление. Восход солнца». По-французски
«впечатление» – impression, это дало повод
критику-острослову Леруа «обозвать» участников
выставки «импрессионистами». Данное в насмешку
определение утвердилось за новым художественным
течением.
У истоков импрессионизма стояли художники
Эдуард Мане и Эдгар Дега.
Эдуард Мане (1832-1883)
Слайд 4. Эдуард Мане вышел из богатой семьи, желая «идти в ногу со временем» он искал новое в искусстве. Используя приемы классицизма (главные персонажи в центре, использование античного или мифологического сюжета, трехмерность), он добавлял современные явления.
Слайд 5. «Завтрак на траве»
В этой картине демонстрируется приверженность к
реалистической традиции прошлого и вместе с тем
к реальной действительности. В эпизоде завтрака
на лоне природы он представил, по примеру
мастеров Возрождения, обнаженную модель, но
рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Слайд 6. «Бар в Фоли-Бержер».
Слайд 7. «Флейтист».
Отказ от композиционной схемы в классики,
музыкант погружен в мир звуков.
Слайд 8. «Музыка в Тюильри».
|
––> |
|
––> |
|
Как и Эдуард Мане, реалистические традиции в искусстве новаторски развивал Эдгар Дега.
Эдгар Дега (1834-1917)
Слайд 9.Эдгар Дега свое дарование посвятил любимому им театру, он не работал на пленэре, почти не писал с натуры, был по его словам «колористом посредством линий». Его увлекала задача – передать разнообразие движений со всей точностью. Отсюда – сложные ракурсы, необычные повороты.
Слайд 10. «Голубые танцовщицы».
Слайд 11. «Монотипия».
Слайд 12. «Абсент». Тема безнадежности, одиночества в большом городе.
|
––> |
|
––> |
|
Клод Моне (1840-1926)
Слайд 13. Самым последовательным приверженцем нового направления по праву считается Клод Моне. Моне стремился запечатлеть окружающую действительность в её подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях. Его влекли переменчивые солнечные блики, многообразие оттенков неба, облаков, деревьев, света. Свои лучшие полотна художник написал на пленэре, в местечке Аржентей, под Парижем.
Слайд 14. «Впечатление. Восход солнца». Картина дала название художественному течению. В этих полотнах Моне использовал «мазковую» технику.
Слайд 15. «Стог сена в Живерни».Серии картин «Стог сена», «Руанский собор», показаны в оттенках разного времени суток.
Слайд 16. «Поле маков».
Слайд 17. «Паруса в Аржентейле».
|
––> |
|
––> |
|
Этой же техникой пользовался Огюст Ренуар.
Огюст Ренуар (1841-1919)
Слайд 18. Среди импрессионистов он занимает особое место, это один из самых одаренных французских художников второй половины XIX века. В его творчестве значительное место занимают портреты и жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин.
Слайд 19. «Девушка с веером». Портрет Альфонсины Фурнез – дочери владельца ресторанчика «Лягушатник» в Шату, где нередко писал летом свои пейзажи Ренуар. (Большая красная плоскость кресла сталкивается с интенсивным желтым фоном).
Слайд 20. «Портрет Жанны Самари». Самари – актриса «Комеди Франсез», 19-летняя любимица парижан, личность яркая и незаурядная, талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. В портрете – очарование юности.
Слайд 21. «Девушки в черном».
Слайд 22. «Бал в Мулен де ла Галетт»
|
––> |
|
––> |
|
В отличие о Ренуара, исключительно в жанре пейзажа работал Камиль Писсарро
Камиль Писсарро (1830 – 1903)
Слайд 23. Писсарро – ведущий мастер импрессионизма, раскрывший в сельских пейзажах очарование природы Франции. Его пейзажи отличаются большой выразительностью и законченностью композиции. Его называют «поэтом Парижа» за великолепные пейзажи города.
Слайд 24. «Сена и мост Искусств»
Слайд 25. «Бульвар Монмартр». Писсарро любил писать Париж с высоких точек: его глаз охватывал широкую перспективу – одновременно дальний и ближний план. Бульвару посвящено 15 картин
Слайд 26. «Вид в Шапиовале»
|
––> |
|
––> |
|
Жорж Сёра (1859 – 1891)
Слайд 27.Жорж Сёра. В историю живописи Ж.Сёра вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителей, находящихся на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. Основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
Слайд 28. «Гавань»
Слайд 29. «Воскресенье после полудня»
|
––> |
|
––> |
|
Итак, импрессионисты создали на полотне
иллюзию света, наблюдаемую в реальной воздушной
среде. Для этого они разложили цвет на основные
части спектра.
Вопрос – Назовите основные части
спектра?
Ответ – Красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Импрессионисты старались не смешивать тона палитры и, ориентируясь на «секрет» зрительного восприятия мазка, когда отдельные его блики на определенном расстоянии сливаются в единое целое. Как писал Ренуар, импрессионисты использовали «сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета».
Новизна новой школы живописи принималась французским обществом с величайшим трудом, и мастерам требовалось немалое мужество, чтобы заниматься творчеством без малейшей надежды на понимание зрителей. Последняя выставка, 8 по счету, состоялась в 1886 году. К тому времени умер Эдуард Мане и монолитная ранее группа распалась. Сислей умер в нищете, но уже через год его картины продавались по баснословным ценам. Мировая известность выпала в полной мере только на долю Клода Моне.
Поль Сезанн (1839 – 1906)
Слайд 30. Одновременно с развитием импрессионизма шло становление творчества Поля Сезанна. Импрессионисты первыми заметили и оценили своеобразный талант живописца из Экса. Их связывала личная дружба, общие выставки. Но Сезанна не интересовали эффекты солнечного света, его занимали проблемы передачи форм и объемов. Сезанн работал над способностью цвета создавать, «лепить» форму. Он писал портреты друзей, автопортреты, натюрморты.
Слайд 31. «Натюрморт с драпировкой»
Слайд 32. «Персики и груши»
Слайд 33. «Гора Сент-Виктуар»
Слайд 34. «Пьеро и Арлекин»
Сезанн оставил несколько замечаний: «Все в
природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра,
надо учиться писать на этих простых фигурах, и
если вы научитесь владеть этими формами, вы
сделаете все, что захотите».
|
––> |
|
––> |
|
В русле импрессионистических традиций начинает свое творчество и Поль Гоген.
Поль Гоген (1848 – 1903)
Слайд 35. Самобытный талант и неприятие действительности заставили его покинуть цивилизованную Францию и отправиться на поиск мира, устроенного по иным законам. Гоген приезжает на Таити, где находит великолепную природу и гармонию буйных красок.
Слайд 36. «Женщина, держащая плод».
Слайд 37. «Чудесный источник».
Слайд 38. «Таитянские пасторали».
Слайд 39. «Женщины Таити».
Особенности стиля художника – более обобщенная
форма, объемы уплощаются, совершенно исчезают
световые рефлексы и тень.
|
––> |
|
––> |
|
Винсент Ван Гог (1853 – 1890)
Слайд 40. Творчество Ван Гога (голландский живописец) приходится на годы жизни во Франции. Художественный темперамент, стремление к гармонии, красоте и одновременно страх перед враждебными силами находят воплощение в его картинах французского периода. Творческая деятельность охватывает всего 10 лет. Слава пришла к Ван Гогу после смерти.
Слайд 41. «Автопортрет».
Слайд 42. «Арльские дамы».
Слайд 43. «Хижины».
Слайд 44. «Дорога в Авре после дождя».
Особенности стиля: гибкие беспокойные мазки, колорит, динамичные линии, необычные формы.
|
––> |
|
––> |
|
Таким образом, основные черты
импрессионизма (мазковая техника, передача
мимолетного впечатления от увиденного,
доминирование цвета, формы над сюжетом, колорит,
необычные формы) получили свое развитие в
творчестве Сезанна, Гогена, Ван Гога. Их называют
постимпрессионистами
Импрессионистические тенденции прослеживаются
и в скульптуре.
Огюст Роден (1840 – 1917)
Слайд 45.Роден открыл новые
возможности скульптуры и новые приемы
мастерства. Человеческое тело приобрело у Родена
возможности движения, оно стало гибким и
пластичным, стремительным в движении. Роден
обрабатывает поверхность мрамора мягко и
расплывчато, фигуры оказываются, словно в тумане;
он лишил скульптуру привычной гладкой
поверхности, чтобы добиться ощущения движения.
Роден сделал великое открытие: фрагмент может
быть выразительным сам по себе.
Этот принцип использовался в живописи Моне и
Дега.
Слайд 46. «Поцелуй»
Слайд 47. «Мыслитель»
|
––> |
|
––> |
|
Слайд 48. Под влиянием художественных веяний французской культуры термин «импрессионизм» стал использоваться в применении к музыке. Первым и наиболее ярким его выразителем стал Клод Дебюсси (1862 – 1918). Первым импрессионистическим произведением в музыке принято считать симфонический прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», задуманный в качестве сопровождения к чтению поэмы Маларме. Особенности музыки: образно-эмоциональные ассоциации.
Слайд 49. Продолжатель традиций
Дебюсси – Морис Равель (1875 – 1937). На уроках музыки
вы слушали его произведение «Болеро».
Русская культура имеет также непосредственное
отношение к истории импрессионизма. В этом
заслуга двух меценатов – Ивана Морозова и Сергея
Щукина.
Они приобретали картина Моне, Ренуара, Сезанна,
Гогена. Коллекции Щукина и Морозова выставляются
по сей день в Государственном Эрмитаже в
Санкт-Петербурге.
По сей день, техника мазковой живописи очень
популярна среди художников.
Протест импрессионистов против академичности
искусства дал толчок развитию многих
направлений в искусстве, в литературе, музыке. Их
называют одним словом «модерн».
5. Закрепление
Надеюсь, теперь вы сумеете без труда определить художественные произведения данного направления. Давайте проверим.
1. Демонстрация репродукции башкирского художника Бориса Домашникова (работы и имя художника не называются)
Слайд 50.«Лён цветёт»,
Слайд 51. «Горы Гурзуф»,
Слайд 52. «Весна».
Слайд 53. Борис Домашников.
Можете ли вы отнести данные произведения к импрессионизму? Почему? Убедите.
2. Поисковая ситуация.
Проверим, что вам запомнилось.
При ответах пользуйтесь карточками с фамилиями.
– Кто из художников стоял у истоков
импрессионизма?
– Назовите композитора-импрессиониста?
– Назовите скульптора-импрессиониста?
– Кто из художников рисовал танцовщиц?
– Кто из художников писал в жанре пейзажа?
– Кто из художников писал портреты женщин и
детей?
– Кто использовал точечную манеру письма?
– Для кого из художников главной была форма?
– Кто из художников уехал на Таити?
– Временные рамки импрессионизма?
– Когда и где возник импрессионизм?
– Особенности стиля импрессионизма?
3. Во время нашей работы вы заполняли таблицу, были ли у вас затруднения? Если у вас остались свободные строки, мы можем вместе заполнить.
4. Задание на дом. Работа по таблице.
Методические рекомендации
В начале урока проводится выравнивание знаний обучающихся, для чего используются слайды: «Научные достижения в 19 в», «Стилевые направления художественной культуры Западной Европы XIX века».
Целевая установка направляет обучающихся на восприятие нового направления в искусстве конца 19 века, результатом деятельности учащихся будет заполненная ими таблица об основных представителях направления и их стилевых особенностях.
Объяснение нового учебного материала
состоит из следующих стадии:
– история возникновения направления,
– знакомство с представителями импрессионизма и
их произведениями
(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов).
Закрепление – анализ таблиц, заполненных обучающимися в процессе работы, фронтальный опрос по теме.