Обобщающий урок по химии "Путешествие в мир веществ". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Задачи:

  • Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Классы неорганических веществ»; отработать умения различать химические формулы веществ разных классов, составлять уравнения реакций, продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету через необычную форму проведения урока, детской фантазии и представлений.
  • Развивающие: сформировать познавательную активность учащихся; развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; учить четко и грамотно выражать свои мысли; совершенствовать навыки учащихся решать химические задачи.
  • Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; продолжать развивать у учащихся интерес к химии; развить коммуникативные качества.

Оборудование: учебник, компьютер, компьютерные слайды, проектор, экран, бинокль, кассета со звуками морской волны, пробирки.

Реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, индикаторы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков.

Вид урока: компьютерный

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дидактические игры

План урока

I. Организационный момент. Введение в тему

II. Актуализация знаний

Упражнения для закрепления по теме «Классы неорганических веществ»

1) Рифы Формул
2) Море Звука
3) Бухта Распределения
4) Река Превращений
5) Родник Индикаторов
6) Поток Уравнений
7) Остров Задач

III. Итог урока

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята , сегодняшний урок – урок закрепления, обобщения материалов по теме “Классы неорганических веществ». Приложение 1 (1 слайд).

Учитель знакомит учащихся с планом урока (2 слайд).

II. Актуализация знаний

Учитель. На этом уроке мы будем повторять пройденный материал по теме, выполним дидактические упражнения, решать задачи, а также заслушаем ваши сообщения.

Любой человек, не взирая на возраст , любит путешествовать. Сегодня я вас приглашаю совершить «Путешествие в Мир веществ». Давайте представим, что это водный маршрут, мы сели на корабль под названием «Вещества». Вы – пассажиры, я – капитан.

Девиз нашего путешествия : «Думать! Искать! Найти!»

Ваши тетради сегодня пусть превратятся в « путевые дневники». Согласны? Тогда в путь! Начнем с путевых дневников.

(Учитель открывает первый слайд. Там написан маршрут путешествия.)
Учащиеся должны сделать в тетради записи по схеме:

Этапы путешествия Пункты
1.
2.
3.  
4.
5.  
6.  
7.  

Учитель (смотрит в бинокль). Ребята! Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул! Отметим в путевых дневниках: 1. рифы Формул. Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать «формульные рифы» будем так: на экране – названия веществ (3 слайд). Вы должны в путевых дневниках написать формулы этих веществ:

1. оксид железа (II); 2.нитрат алюминия; 3. серная кислота; 4. гидроксид натрия; 5. гидроксид

кальция; 6. хлорид бария; 7. соляная кислота; 8. оксид меди (II); 9. ортофосфорная кислота; 10. оксид углерода (IV); 11. сульфат калия; 12. гидроксид алюминия.

(Учащиеся сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (4 слайд).

1) Fe2 O3;
2) Al(NO3)3;
3) H2SO4;
4) NaOH;
5) Ca(OH)2;
6) BaCl2;
7) HCl;
8) CuO;
9) H3PO4;
10) CO2;
11) K2SO4;
12) Al(OH)3 .

Учитель. Молодцы, ребята! Будьте уверены: перед вами открыты двери химии. Кто знает, может быть через 10 лет вы будете известными учёными.Для этого надо учиться и стараться!

Учитель. На горизонте – море Звука. Под цифрой 2 в путевых дневниках – море Звука. Вы слышали когда-нибудь , как шумит море? Громко, ритмично, мелодично. (Слушают шум моря.) Сейчас представим, что вы – волны, а я –дирижер волн и направляю ваш шум. Сначала громко и четко по взмаху моей руки мы будем все вместе читать формулы, а потом называть вещества.(Идет отработка речевых навыков по формулам на экране) (5 слайд).

CaSO4; SO2;Mn(OH)2;HNO3; NaCl;Fe2(SO4 )3;KNO3;MgO;FeO; Ca3(PO4)2; H2CO3; Fe(OH)3; NaNO3; HgO; H2O

Учитель. Ребята! На море начались волнения .Не настиг бы нас шторм. Возьмем курс в тихую бухту! (Смотрит в бинокль). На горизонте– бухта Распределения!

Не забывайте про путевые дневники. Сделайте третью запись – бухта Распределения. На любом распределительном пункте что –то делят, подразделяют, классифицируют. Вот и мы с вами сможем продолжать наше путешествие только после того, как проведем класси -фикацию веществ по четырем классам неорганических веществ (6 слайд).

Распределите вещества на оксиды, основания, кислоты и солей:

Na2CO3; CuO; Zn(OН)2; KOH; KCl; Cl2O7; BaO; FeCl3; Zn(NO3)2; H2SO3; H2CO3; LiOH; K3PO4; Fe(OH)3;HgO; MgCl2; Al2O3

(Учащиеся выполняют в тетрадях задание, сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (7 слайд).

Оксиды: CuO, Cl2O7, BaO, HgO, Al2O3
Основания: Zn(OH)2, KOH, LiOH, Fe(OH)3
Кислоты: H2SO3, H2CO3
Соли: Na2CO3, KCl, FeCl3, Zn(NO3 )2 K3PO4, MgCl2

Учитель. Корабль держит курс к реке Превращений. Прошу пассажиров сделать пометку в путевых дневниках: река Превращений. Между классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли ) существует генетическая связь.

Ребята! Вы должны написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения (8 слайд):

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4

(Выполняют в тетрадях задание, сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют) (9 слайд).

1) 4P +5O2 → 2P2 O5
2) P2 O5 +3H2O → 2H3PO4
3) H3 PO4+3NaOH → Na3PO4+3H2O
4) Na3PO4+3AgNO3 → Ag3PO4↓+3NaNO3
5) Ag3PO4 +3HCl → 3AgCl ↓+ H3PO4

Учитель. (Смотрит в бинокль).Уважаемые пассажиры! Недалеко от нас – родник Индикаторов. Давайте приблизимся к роднику.

(На экране вопросы, учащиеся отвечают на них) (10 слайд).

Что такое индикаторы?

При помощи индикаторов распознавать растворы кислот и щелочей.

(Один ученик проводит демонстрационные опыты и поясняет их).

Учитель. Наш корабль держит курс к потоку Уравнений. Отметьте, пожалуйста его в путевых дневниках (11 слайд).

Ваша задача: дописать уравнения и определить тип реакций:

1) NaOH+H 2SO4
2) Mg+HCl →
3) H2+O2
4) CaCO3

(Выполняют в тетрадях задание, сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют) (12 слайд).

1) 2NaOH+H2SO4 → Na2SO4+2H2O – реакция обмена
2) Mg+2HCl → MgCl2 +H2 –реакция замещения
3) 2H2 +O2 → 2H2O– реакция соединения
4) CaCO3 → CaO+ CO2 – реакция разложения

Учитель.Реакции обмена и замещения показать танцевальными движениями (заранее дается как домашнее задание).

Учитель. Уважаемые пассажиры! Корабль держит курс к последнему пункту нашего маршрута к острову Задач. Прошу отметить его в путевых дневниках.

Вам нужно самостоятельно решить задачу в путевых дневниках (13 слайд).

Определить объем водорода, выделяющегося при взаимодействии 130 граммов цинка с соляной кислотой.

(Учащиеся решают задачи в тетрадях, сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют) (14 слайд).

Zn+ 2HCl → ZnCl2 +H2
n(Zn)=m/M=130/65=2 моль
n(H2 )=n(Zn)=2моль
V(H2 )=n •Vm =2 • 22,4 =44,8 л

Ответ: V(H2) =44,8л

Учитель. Вода – удивительнейший из природных материалов, образцы которого не экспонируются ни в одном из минералогических музеев мира. Почти все свойства вод – исключение в природе (15 слайд).

Текут по земле реки. Большие и могучие. Труженики и кормильцы – безостановочен их бег к морям и океанам. И совсем маленькие, даже на картах не помеченные, тоненькие голубые капилляры земли. Сколько бьется таких сердец, которые, подобно насосам, подают из подземных глубин родниковую воду! Сколько речушек дарят нам, усталым, тихие радости вдохновения, тишины, прохлады, чистого воздуха!

(Учащиеся заранее готовят информацию о воде, ее значении и о проблемах охраны вод и выступают перед классом.)

1-й ученик: Водоемы всегда имели очень важную роль в жизни человека. Человек строил свой дом около родников, рек, находил пищу из воды, плавал по водным дорогам в другие части земли.

Вода – это сама жизнь. Невозможно назвать растительный или животный организм, в котором вода не составляла бы основу. Одним словом, без воды существование биосферы невозможно. Однако мы небрежно, а порой по – варварски относимся к этому замечатель -ному дару природы.

2-й ученик: В ходе эволюции вода создала окружающую нас природу, живой мир, да и самого человека: именно водная среда (Мировой океан) могла обеспечить все требования к возникновению и развитию жизни. Она стала тем «питательным бульоном», в котором 3,5 млрд лет назад при специфических внешних условиях зародилась жизнь на Земле.

Еще недавно считалось, что человечеству хватит воды навсегда. На самом же деле ее запасы на земном шаре далеко не безграничны. Уже сейчас хорошая пресная вода становится предметом экспорта. Так, западные немцы покупают чистую воду в Швеции, голландцы – в Норвегии, а потом разливают по бутылкам и продают населению. На бутылированную воду плавно переходят и жители крупных городов нашей республики.

3-й ученик: За последние годы в нашей стране проводится большая работа по улуч -шению использования водных ресурсов. Имеется множество примеров экономного, рачи– тельного отношения к воде. Широкое внедрение в народное хозяйство систем оборотного и повторного водоснабжения позволило обеспечить годовую экономию забора свежей воды в объеме 240 км3 , что почти равно среднегодовому стоку Волги.

Тем не менее, проблема охраны вод по-прежнему остается острой. Водный бассейн загрязняется атмосферными осадками, вымывающими из воздуха вредные техногенные выбросы, а также ливневыми стоками с городской территории. Интенсивное загрязнение водных объектов – поверхностных и грунтовых вод – дает современное сельское хозяй -ство с его массовым содержанием скота, интенсивным внесением в почву удобрений и использованием химических средств защиты растений от вредителей.

4-й ученик: До последнего времени считали, что водные ресурсы практически неисчерпаемы. Но это не так. Только сейчас люди начали понимать, что запасы воды, особенно пресной, уменьшаются. Но не все так безнадежно. Самое главное, люди уже осознали, что природа существует по своим законам и всякое необдуманное вмешательство в ее жизнь ведет к необратимым последствиям.

Ученые разных стран совместными усилиями разработали основные принципы, которыми следует руководствоваться, чтобы уберечь от загрязнения и сохранить природные воды и всю природу в целом.

Так, при сооружении любого предприятия нужно в первую очередь предусмотреть систему мер по экономии воды и применять более совершенные технологии очистки загрязненных стоков. Следует устранить причины, вызывающие загрязнение, вместо того чтобы бороться с их последствиями» .

5-й ученик: Мы – дети природы, ее частичка, и мы обязаны жить в гармонии с ней. Ведь загрязняя воду, мы убиваем себя, идем на самоуничтожение. Наш долг регулярно чистить водоемы, не выбрасывать отходы, в том числе вредные вещества. Беречь наши родники как зеницу ока.

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода! Ведь каждая молекула ее – неразгаданная тайна. Она несет информацию из глубины веков. Исследователи пытаются расшифровать ее. И кто знает, может быть, это сумеем сделать мы? А пока прислушайтесь к тому, что говорит вода – жидкая в виде рек, ручьев, морей, твердая в виде льда, инея, газообразная в виде туманов.

Учитель. Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты напол -няешь нас невыразимой радостью… Ты самое большое богатство на свете.

Каждый человек должен руководствоваться правилами из сказки А.Сент-Экзюпери:

встал утром, умылся, привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету.

Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
и три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что «если» значит.
О человек!
Природа – мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет,
ни росших трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
(С.Викулов)

Вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь. И пусть обращение «Берегите воду!» станет важным и главным для каждого из нас, кто живет на нашей планете Земля .

Судьба водоемов в наших руках, в нашей сознательности, в нашей совести, в нашем отношении к ним. Их будущее решается сегодня.

Человек – венец природы, любимое ее дитя. И он никогда не сможет возвыситься над ней, потому что всегда будет чувствовать необходимость общения с ней, чтобы остаться Человеком .

III. Итог урока

Учитель. Уважаемые пассажиры, наше « Путешествие в Мир веществ» по маршруту: рифы Формул → море Звука →бухта Распределения → река Превращений → родник Индикаторов → поток Уравнений → остров Задач – подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявили себя в неожиданных ситуациях (16 слайд).

IV. Домашнее задание

В заключение напомню вам, что все настоящие путешественники после экспедиции берут в руки свои путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы.Вот и вам я предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку, придумать загадки или сочинить стихи о веществах, которые встретились нам во время путешествия (17 слайд).

V. Вывод

Учитель. На этом уроке мы обобщили, закрепили материалы по теме «Классы неорганических веществ» На уроке все были активны. Материал усвоили хорошо . Дали правильные ответы на задания. Молодцы!

(Учитель комментирует оценки учащихся).

Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы! (18 слайд).