Использование технологий дистанционного обучения в сетевом взаимодействии школ образовательного округа

Разделы: Общепедагогические технологии


Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов населения при эффективном использовании имеющихся ресурсов привели образовательные учреждения к необходимости объединения усилий отдельных школ, развитию и оптимизации образовательных сетей. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.

Сегодня многие образовательные учреждения, особенно в сельской местности, осуществляют свою деятельность как базовые, являющиеся ресурсными центрами для школ, расположенных в непосредственной территориальной близости в структуре образовательных округов или сетей филиалов. В базовых школах сосредоточены необходимые ресурсы: современные предметные кабинеты, компьютерное оборудование, локальная сеть с выходом в Интернет, высококвалифицированные специалисты, транспорт, учебно-методические и электронные пособия и т.д. Эти ресурсы могут использоваться и используются всеми школами образовательного округа. Компьютеры, Интернет, цифровое оборудование и ресурсы вошли в повседневную жизнь школы, изменили ее, дали новые методы и формы обучения. Интернет является коммуникационной средой, позволяющей общаться людям, разделенным расстоянием и временем. Электронная почта, чат, видеоконференции – эти технологии теперь доступны каждой школе, накоплен и обобщен опыт их использования в образовательных целях.

В этой связи особую значимость приобретает использование технологий дистанционного обучения (ТДО), обеспечивающих доступность качественного образования для учащихся сельских малокомплектных школ.

Общая схема учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения в нашем образовательном округе представлена на рисунке 1. Из рисунка1 видно, что основными формами организации учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения являются:

  • оn-line уроки – уроки, которые проводятся сетевым педагогом (высококвалифицированным учителем-предметником базовой школы), прежде всего, в смешанной группе или автономной или межшкольной группах обучающихся;
  • виртуальные уроки – уроки, которые проводятся сетевым педагогом, как правило, в межшкольной или смешанной группах школьников;
  • внешкольная работа и консультации – могут проводиться сетевыми педагогами во всех типах групп обучающихся;
  • контроль и коррекция (осуществляются как традиционными методами, так и с применением информационных и компьютерных технологий). Основным средством мониторинга и фиксирования результатов выступает информационная система «Дневник.ру» (электронный журнал, статистическая база и т.д.).

Автономная группа – формируется из учащихся базовой школы, выразивших желание осваивать некоторые предметы учебного плана с использованием технологий дистанционного обучения, что подтверждается заявлениями от родителей.

Межшкольная группа – формируется из учащихся периферийных школ образовательного округа, выразивших желание осваивать один и тот же предмет учебного плана на основе технологий дистанционного обучения.

Смешанная группа – формируется из учащихся базовой и периферийных школ образовательного округа, изучающих один и тот же предмет, причем первые обучаются традиционно, а вторые на основе технологий дистанционного обучения, преимущественно с использованием on-line уроков.

Рис. 1.  Общая схема учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения в образовательном округе

В процессе проведения занятий сетевыми педагогами базовой школы в периферийных школах образовательного округа учебный процесс в межшкольных и смешанных группах организуется и поддерживается педагогами-организаторами (педагогическими работниками  периферийной школы без обязательной квалификации по преподаваемому предмету).

Согласно проведенному анализу и изучению практического опыта реализации дистанционного обучения, нами были выбраны на начальном этапе создания системы дистанционного обучения, следующие формы обучения и технического обеспечения учебного процесса, которые оказались более эффективными: менее затратными и более доступными.

Техническое обеспечение учебного процесса

 Как показано на схеме (Рис. 1), мы выделяем две группы средств, позволяющих реализовать практически учебно-воспитательный процесс на основе технологий дистанционного обучения:

  • Skype, Google, вебинар – преимущественно для проведения on-line уроков, консультаций и некоторых видов внеурочной работы для обучающихся периферийных школ образовательного округа. При этом электронный учебник (ЭОР или ЦОР) или иной ресурс может быть установлен на устройстве ученика или доступен ему в виде печатного учебно-методического комплекса (УМК) для самостоятельной и практической работы. При этом варианте не требуется постоянное подключение к Интернет.
  • Сетевые ресурсы, учебники, электронные пособия, раздаточные материалы – для проведения виртуальных уроков и внеурочной работы в автономных, межшкольных или смешанных группах обучающихся. Сетевой ресурс может устанавливаться не на устройстве ученика и учителя, а на удалённом сервере.

К последним средствам обучения относятся: как традиционные учебники и учебные пособия, хрестоматии, справочники, раздаточные материалы, так и интерактивные мультимедиа базовые и элективные учебные курсы, тренажеры и тесты, медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов и т.д.
Оптимальным вариантом является наличие у учеников мобильных компьютеров (автоматизированного рабочего места) с образовательным контентом (сетевым ресурсом), расположенным непосредственно на устройстве или на удаленном сервере.

Подробнее остановимся на возможностях и особенностях применения Skype, Google и веб-сервисов для проведения вебинаров.

Skype – бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.

Программные клиенты Skype выпущены для операционных систем: Windows, Mac OS X,Linux, iOS, Windows Mobile, Google Android, PSP, Symbian. Skype предлагает большое количество функций, часть из которых предоставляется бесплатно, а часть платно.

Перечень бесплатных функций:

  • Звонки между абонентами Skype.
  • Видеозвонки между любыми двумя абонентами Skype.
  • Обмен мгновенными сообщениями (чат).
  • Демонстрация экрана.
  • Передача файлов.

Функции, предоставляемые за дополнительную плату:

  • Групповой видеочат.
  • Демонстрация экрана нескольким пользователям

Стоит отметить, что наличие компьютера и установленного программного обеспечения еще не дает гарантии комфортной работы, так как устройство должно отвечать определенным системным требованиям:

  • ПК под управлением операционной системы Windows® XP, Vista или Windows 7 (поддерживаются как 32-, так и 64-разрядные ОС).
  • Соединение с Интернетом (в идеале – широкополосное соединение, GPRS не поддерживается для голосовой связи).
  • Встроенные или выносные динамики и микрофон.

Для голосовой связи рекомендуется использовать широкополосное соединение со скоростью на прием и отдачу 100 Кбит/с.
Для групповой видеосвязи всем участникам звонка потребуется версия Skype 5.0 или выше для Windows или Macintosh, а также веб-камера. Кроме того, хотя бы у одного участника должна быть подписка на групповую видеосвязь.  Максимально высокое качество видеоизображения достигается при использовании скоростного широкополосного подключения к Интернету (не менее 4 Мбит/с на прием и 512 Кбит/с на отдачу) и компьютера с процессором не ниже Core 2 Duo 1,8 ГГц. Минимальные технические требования:

  • широкополосное соединение (512 Кбит/с на прием и 128 Кбит/с на отдачу);
  • процессор с тактовой частотой не ниже 1 ГГц.

Группа видеозвонки может быть от трех и более человек (до 10) и один человек из группы должен иметь подписку на групповую видеосвязь. Для достижения наилучшего качества рекомендуется до пяти пользователей.

Довольно популярным является сервис Gmail – это бесплатная почта от компании Google. Зарегистрировавшись в которой пользователь получает доступ к мощной, функциональной почтовой службе предоставляющей большой объем почтового ящика с удобным, грамотно организованным интерфейсом. Встроенные текстовый, голосовой и видеочат существенно расширяют возможности для общения. В нашем случае, это позволяет общаться любым удобным способом исходя из возможностей (например, используя лишь голосовой чат при недостаточной скорости соединения).  Но одним из самых главных достоинств системы Google является то, что одна учетная запись позволяет объединить в себе все необходимые сервисы, которые в той или иной мере могут реализовываться прямо в браузере, т. е. без установки на компьютер дополнительных приложений, что существенно упрощает их использование и обеспечивает совместимость со многими операционными системами.

Наиболее интересным для образовательных целей является сервис Google+ , который по сути является социальной сетью со всеми ее возможностями, которая включает в себя дополнительную функцию ВидеоВстречи. ВидеоВстречи – это лучшее средство для общения в видеочате большой группы пользователей.

Минимальные требования:

  • Двух ядерный процессор с тактовой частотой 2 ГГц и выше.
  • Пропускная способность:

– для общения один на один: 900 Кбит/с (в обоих направлениях);
– для группового общения: 900/1800 Кбит/с (выход/вход).

  • Максимальное число участников: 10.

С помощью сервиса Документы Google можно:

  • создавать и редактировать документы, таблицы и презентации в сети из любой точки мира, в которой есть доступ к Интернету;
  • использовать документы совместно с другими пользователями, в том числе совместно работать с одним и тем же документом в режиме реального времени;
  • обеспечить безопасность документов. Поскольку данные хранятся на защищенных серверах компании Google, даже в случае выхода жесткого диска из строя они останутся в целости и сохранности.

Документы Google можно всегда открыть напрямую на странице https://spreadsheets.google.com/spreadsheet/?pli=1.

Следует подчеркнуть тот факт, что все продукты компании Google предназначенные для общения и описанные выше предоставляются пользователям бесплатно. Еще нужно добавить, что возможность группового общения появилась сравнительно недавно, однако даже на начальном этапе качество предоставляемого сервиса является приемлемым для пользователей.

Исходя из предложенных технических средств по обеспечению дистанционного обучения, нами выбраны и основные формы проведения занятий, одним из которых является вебинар. 

Вебинар – это семинар, который проводится on-line. В основном вебинар состоит из докладчика и слушателей (участников вебинара), которые общаются через браузер в специальных приложениях. Докладчик в режиме on-line рассказывает про ту или иную тему, а в конце своего выступления общается с участниками и отвечает на интересующие вопросы. Главное преимущество вебинаров: количество участников практически не ограничено.

Имеется ряд сервисов (сайтов on-line вещания), которые предоставляют возможность проведения бесплатных on-line конференций (вебинаров):

1) ustream.tv – очень популярный сайт, где вещают и смотрят миллионы людей. Хорошее качество вещания (это зависит еще и от веб-камеры). Это англоязычный ресурс.
2) webinar2.ru 

Все эти бесплатные сервисы рекомендуется использовать для некоммерческих, бесплатных вебинаров и конференций, в том числе и для дистанционного обучения.
Условием успешного внедрения ТДО является готовность учителей и администраций школ к интеграции новых информационных технологий в педагогический и управленческий процессы.

Важным направлением по созданию системы дистанционного обучения является подготовка и повышение квалификации персонала, обеспечивающего это обучение.

Результатом данного повышения квалификации должна стать не только активное и профессиональное использование технологии дистанционного обучения, но и разработка сетевых ресурсов (образовательного контента) для реализации дистанционного обучения, создание проектов дистанционных учебных курсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».
  2. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Интернет-ресурсы