Обобщающий урок-игра "Я знаю родной край". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу; развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование:раздаточный материал для каждого ученика на каж­дой станции; картинки – названия станций; запись музыки.

ХОД УРОКА

Класс делится на шесть команд. Каждая команда получает маршрут­ный лист. Организуется шесть станций. На каждой станции есть ответст­венный, который руководит работой и проверяет задания (ответствен­ными или диспетчерами могут быть родители, старшие школьники или хорошо подготовленные учащиеся класса). Для проверки подготовлены листы учета, в которые вносится количество правильных ответов каж­дого участника игры.

При подведении итогов игры учитывается личное и командное уча­стие. В процессе игры на каждой станции находится одна команда, по истечении времени команда переходит на следующую станцию по кругу.

1 станция «Полезные ископаемые»

– Разгадайте  этот кроссворд. Угадайте по­лезные  ископаемые.

По горизонтали:                                                        По вертикали:

1. Очень прочен и упруг,                                           1. Если встретишь на дороге,
Строителям надежный друг.                                     То увязнут сильно ноги.
Дома, ступени, постаменты                                      А сделать миску или вазу,
Красивы станут и заметны.                                      Она понадобится сразу.

3. Белый камешек растаял,                                        2. Покрывают им дороги,
На доске следы оставил.                                           Улицы в селениях.
                                                                                     А еще он есть в цементе.
4. Он очень нужен детворе                                       Сам он – удобрение
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,                                    7. Росли на болоте растения,
И он в стекле расплавлен даже.                                Стали топливом и удобрением.

5. По трубе течет,                                                       9. Он несет в дома тепло,
Пироги печет.                                                             От него кругом светло,
                                                                                     Помогает плавить стали,
6.  Без нее не побежит                                               Делать краски и эмали.
Ни автобус, ни такси,                                                Он черный, блестящий,
Не поднимется ракета.                                              Помощник настоящий.
Отгадайте же, что это?

8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи...

2 станция «Лес – природное сообщество»

–  Запишите знак  +, если утверждение верное, знак  – , если непра­вильное.

– Самый верхний ярус леса образован деревьями.
– Средний ярус – это мхи и лишайники.
– В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб –> гусеница –> птица –» микробы.
– На дереве обитают кроты и землеройки.
– Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие жи­вотные.
– Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
– Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
– Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
– Бурый медведь – хищник.
– Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

 3 станция «Природные сообщества»

–  Составьте пищевые цепи:

Дуб                                Шелкопряд                 Трясогузка
Ель                                 Полёвка                      Лось
Микроорганизмы         Короед                        Дрозд
Клевер                           Мухомор                    Пустельга
Зерна растений             Цветочная муха         Дятел
Мотыль                          Карась                        Утка
Водоросли                     Лягушка                     Щука
Комар                             Головастик                Цапля

4 станция «Отрасли сельского хозяйства»

Тест «Отрасли сельского хозяйства»

1.  Растениеводство делится на отрасли:

а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулоч­ные изделия, это...

а) овес;
б) рожь;
в) просо;
г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся...

а) огурец, морковь, чеснок;
б) картофель, подсолнечник, лен;
в) овес, слива, астра..

4. Выберите верную цепь питания:

а) зерна ––>  полевка ––> скворец;
б) листья картофеля ––> колорадский жук ––> жужелица;
в) яблоки ––> тли ––> златоглазки.

5. В животноводстве есть такие профессии...

а) овощевод; 
б) ветеринар;
в) зоотехник;
г) пчеловод.

6. Крупный рогатый скот – это...

а) коровы;
б) козы;
в) быки;
г) свиньи.

5 станция «Экологическая»

Придумайте и нарисуйте условные знаки:

а) нельзя распахивать склоны вдоль;
б) умеренно использовать удобрения и ядохимикаты;
в) нельзя ловить бабочек и стрекоз;
г) нельзя мыть в водоемах транспортные средства;
д) нельзя ловить раков, прудовиков, двустворчатых моллюсков.

6 станция «Мой край»

Дополните предложения:

а) Мой край расположен на ...
б) Наши соседи ...
в) На территории края текут реки ...
г) У нас есть города ...      Главный город края ...
д) Добывают полезные ископаемые ...
е) Почвы ...
ж) Развиты отрасли растениеводства ...
з) Отрасли животноводства ....
и) Мой край дает стране ...

7. « Викторина»

(Проводится во время подсчёта набранных баллов командами.)

–  «Живые фильтры» водоема – 
–  Детеныши лягушки  –
–  Санитары водоема  –
–  Враги колорадского жука  –
–  Овраги, заросшие травой  –
–  Из чего сделана Александровская колонна? –
–  Свойство глины  –
–  Самые плодородные почвы  –
–  Перечислите ярусы леса  –
–  Основные обитатели луга  –
–  Растение, плавающее на поверхности воды  –
–  Водяной строитель  –
–  Целебная ягода болота  –
–  Из какого растения ткут полотно? –
–  Где разводят крошечных лошадей? –

8. Подведение итогов урока

Награждение победителей.
Выставление оценок.

Ответы для проверяющих

1 станция

По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)

2 станция

+ – – – + – – + – –

3 станция

дуб – шелкопряд – дрозд
ель – короед – дятел
микроорганизмы – мухомор – лось
клевер –цветочная муха – трясогузка
зерна растений – полевка – пустельга
мотыль – карась –  щука
водоросли – головастик – утка
комар – лягушка – цапля

4 станция

1 б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
2 б) рожь; г) пшеница.
3 а) огурец, морковь, чеснок;
4 б) листья картофеля ––>  колорадский жук ––>  жужелица;
5 б) ветеринар; в) зоотехник;  г) пчеловод
6 а) коровы;  в) быки

Викторина

–  «Живые фильтры» водоема. (Двустворчатыемоллюски.)
–  Детеныши лягушки. (Головастики.)
–  Санитары водоема. (Раки, беззубки.)
–  Враги колорадского жука. (Жужелицы.)
–  Овраги, заросшие травой: (Балки.)
–  Из чего сделана Александровская колонна? (Из гранита.)
–  Свойство глины. (Пластичность.)
–  Самые плодородные почвы. (Черноземы.)
–  Перечислите ярусы леса. (Деревья, кустарники, травы и мхи.)
–  Основные обитатели луга. (Насекомые.)
–  Растение, плавающее на поверхности воды. (Ряска.)
–  Водяной строитель. (Бобр.)
–  Целебная ягода болота. (Клюква.)
–  Из какого растения ткут полотно? (Лен.)
–  Где разводят крошечных лошадей? (В Аргентине.)