Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цели:
- познакомить со стихотворением Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
- развивать речь, выразительное чтение;
- воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование: шаблоны словарных слов, план работы, рисунок деда Мазая, портрет Н. Некрасова, аудиозапись: Чайковский П.И. «Времена года – апрель», репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода», Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.: ил.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа,
работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация
иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
3. Вступительная беседа
– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
4. Первичное восприятие текста
– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая?
(Показывается рисунок 1)
– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?
5. Словарная работа
– Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете?
силки' Петли для ловли птиц и мелких животных
багры' Шесты с металлических крючком
тягота' Тяжесть, груз
поте'ха Забава, веселье
лопо'чут Говорить быстро, много, неясно
гуто'рить Беседовать
у'хнул Издавать резкий звук
арши'н Старинная мера длины, немного меньше метра
саже'нь Старинная мера длины, чуть больше двух метров
6. Вторичное восприятие текста
– Прочитаем по цепочке наше стихотворение.
7. Беседа по содержанию
– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.
Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как он заботился о больных зайцах? Найдите в
тексте.
За ночь больные мои отогрелись…
– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе,
ко всему живому? Как он говорит о зайцах?
– В этом стихотворении много народных слов и
выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смысле слова к данным на
доске:
Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.
– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?
8. Составление плана по иллюстрациям
– Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить? Найдите названия в тексте.
- Где у них совесть?
- Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой.
- Столбик не столбик, зайчишко на пне.
- Глядь, у куста копошиться зайчиха.
- Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и лежа на пластом, зайцев с десяток спасалось на нем.
- Как прокатил я деревней зайчишек.
- Мигом команда моя разбежалась.
9. Анализ языка стихотворения
– Найдите то место, где стихотворные строчки короче.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!..
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур, зимой
Не попадайся!
Прищелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х!..»
– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем
говорится в этом отрывке?
– Чтобы показать стремительность движения
зайцев надо читать быстрее, чем все остальные
строки. Прочитаем их.
10. Подготовка к выразительному чтению
– Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Возьмите в руки карандаши. Я читаю и выделяю голосом важные для чтения слова, а вы подчеркиваете их. Что подчеркнули?
11. Выразительное чтение учащихся
– Прочитай те весь текст выразительно
по-цепочке.
– К какой картине относится этот отрывок?
- До слов: «…Я раз за дровами…»
- До слов: «Этак гуторя…»
- До слов: «Только что начал работать веслом…»
- До слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»
- До слов: «Было потехи…»
- До слов: «Мы за деревней…»
- До конца.
12. Итог урока
– Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.
– В чем он одет?
– Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
– Как поэт относится к Мазаю?
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется
запомнить?
13. Домашнее задание
с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.